… После публикации статьи Вазира Кашахи «Новое слово в области изучения древней религии курдского народа – эздианства» ( http://kurdistan.today/novoe-slovo-v-oblasti-izucheniya-drevnej-religii-kurdskogo-naroda-ezianstva/ ) в социальных сетях начали появляться разного рода дискуссии по этой теме. Естественно, и я с некоторыми комментариями участвовал в этом диалоге… Спустя некоторое время мне пришлось дать более развёрнутые комментарии. И в результате появилась моя статья «О наболевшем и по поводу…» (http://kurdistan.today/o-nabolevshem-i-po-povodu/). Но и после новой статьи-пояснения дискуссия и комментарии читателей продолжились. И по этому поводу я решил вновь дать объяснения…
Но, так как, эти ответы и комментарии в социальных сетях со временем будут потеряны, потому я решил их собрать и в качестве общего обзора предложить вниманию уважаемого читателя.
___________________
… Конечно, каждый человек в праве думать так, как ему думается, и высказать то, что он считает необходимым – это право каждого. Но существуют вопросы или проблемы, которые никак не объясняются мнениями отдельных людей.
Однако жизнь доказала, что дискуссии, какими бы они ни были, способствуют процессам поиска истины…
Даже те вопросы и реакции, возникновение которых для нас было неожиданностью, помогают, чтобы ещё шире обхватить круг исследуемых вопросов.
Своё мнение по данной теме я высказал в своей предыдущей статье «О наболевшем и по поводу…»
Но комментарии продолжают сыпаться, появляются новые вопросы, рассуждения и мнения, которые нуждаются в определённых разъяснениях…
У некоторых участников дискуссии тон по-прежнему категоричен и декларативен, который присутствовал и в начале обсуждений… Я бы не хотел вступать в дискуссию с ними, так как в вышеупомянутой моей статье говорится и об этом, но я здесь только по некоторым вопросам изложу своё мнение.
О вопросе святого Лалеша!
Один из участников нашей дискуссии Makho Kurdi пишет, что Лалеш был христианским, …что, правду говоря, как эздиане сами свидетельствуют, когда-то христиане поселились в нем, и он в какой—то период времени стал ассирийским монастырём…
Конечно, здесь противоречие очевидно. Форумчанин, с одной стороны, говорит, что Лалеш был христианским, с другой стороны, говорит, что, как свидетельствуют сами эздиане, когда-то христиане поселились в нем, и в какой-то период времени он стал ассирийским монастырём… Конечно, это не новость и кто-то давно старается распространять такие слухи, однако много чего можно говорить, но правда заключается совсем в другом!
Отмечу, что этот храм изначально был святыней эздианства. То, мнение, что он имеет какое-то отношение к ассирийско-несторианской религии, беспочвенно. Как было отмечено ранее в моей вышеупомянутой статье , св. Лалеш не единственный храм такого архитектурного стиля в Курдистане. И сегодня в разных регионах Курдистана сохраняются десятки и десятки святынь (храмы, надгробные сооружения) такого же архитектурного стиля, куда и курды-мусульмане ходят молиться…
И, кроме этого, из истории известно, что какая-то часть курдов (курды-эздиане и -зороастрийцы!) в конце первого и начале второго веков н. э. приняли христианство и уже во втором веке было курдское государство, чьей государственной религией было христианство…
Возникает вопрос: после развала этого государства куда пропали эти курды-христиане? Со временем часть из них обратно возвратилась в лоно своей религии, а остальные, примыкая к ассирийско-несторианской или к армяно-апостольской церквям, «растворились» среди этих народов, передав им многие свои курдские национальные черты… Этот процесс развивался быстрыми темпами, когда началась исламизация курдов и ислам стал господствующей религией в Курдистане. Вот, один пример, чтобы понять, куда пропали эти курды: известный армянский этнограф и археолог конца XIX — начала XX в. в. Е. А. Лалаян (1864-1931) в своё время вот что написал: «Народная поэзия айсоров по большей части находится под влиянием курдской; народные песни их очень малочисленны, т.к. существует общий обычай петь курдские песни и рассказывать курдские сказки».
И это не единственное такое сведение…
Вот, что пишет известный советский учёный, академик И. А. Орбели: «Кому приходит в голову, что причинивший так много огорчений крестоносцам Саладин — курд, что славные в истории Армении и Грузии, славные не только как полководцы, но и как строители культуры, князья Долгорукие — курды по происхождению, что курдами были и соперничавшие с Грузией в борьбе за сложение государственности на Кавказе и правившие в Иране Шеддадиды, что наполовину курдом был писавший на персидском великий поэт Низами. Этот народ растерял своих сынов под обличием иранцев, турок, арабов, армян, растерял сынов, имена которых в качестве имён славных поэтов, музыкантов, полководцев украшают историю народов (подчёркнуто мной. – А. Д.)».
Что интересно, сегодня и среди армян, и среди ассирийцев встречаются потомки таких ассимилированных курдов, которые признают своё курдское происхождение…
Конечно, можно было задать и другие вопросы, затем совместно найти ответы на них… Но вместо вопросов – такой категоричный тон, такой порыв! Это только удивляет и возникает вопрос:
– И откуда такая агрессия?!
И, чтобы отрицать правду, надо идти на фальсификацию?
Так же удивляет и то, что один из участников нашей дискуссии Сиабанд Балаев в глазах участников диалога ставит под сомнение слова известного английского историка и теолога современности Эндрю Коллинза о древности эздианства и называет его писателем-фантастом…
Конечно, были и другие нелепицы!
В этих дискуссиях появляются и такие слова, которые оскорбительны для любого курда (он — эздианин, мусульманин или христианин, не имеет значение!). Я приведу слова армянского богослова начала двадцатого века об эздианах, пусть авторы этих высказываний сами решат, какое бывает настоящее беспристрастное отношение к изученным вопросам:
«Наши сегодняшние доброжелательные соседи курманджи-эздиане, о которых в начале своего скромного труда мы упомянули, являются ветвью наших былых могущественных соседей мидян, потомков Астиага из рода Виштаспа…»
***
«Очевидно, что последние потомки Экбатана – былого великого государства, курманджи-эздиане, спасаясь от кровавой бойни исламских фанатиков, а также безжалостного насилия со стороны христиан, с трудом сохранились в призраке природопоклонной веры своих предков. Но, так как, они со своей независимой верой к счастью (подчеркнута мной. – А. Д.) не относятся ни к какой ныне господствующих религий, потому и всеми слепо были признаны народом без религии, даже со стороны своих родных соплеменников, попавшие в объятия магометанства. Притом, все их одинаково злостно ненавидят и оскорбляют…»
***
«…несмотря на бедственное положение эздиан, их отсталости и малочисленности, все же они заметны своими достойными особенностями, которые присущие потомкам великих наций в целом». (Подробно в статье: «Армянский богослов начала ХХ века об эздиан и эздианстве» – http:// kurdistan. today/?p=20992 )
По поводу слов «султан» и «халиф»!
Господин Мирое Канат спрашивает: «…Ведь из истории знаем и это очевидно, что в арабском мире никогда не было титула Султана. Этот титул имеет исключительно тюркское происхождение».
Что можно было сказать по этому поводу?
Исторические сведения говорят о другом: слово «султан» никакого отношение к туркам и турецкому языку не имеет, как и абсолютное большинство тех слов, которые сегодня турки считают турецкими.
Слово «султан» исконно арабское слово ( سلطان sulṭān, от арамейского šulṭānā – власть). Это титул правителей в исламских государствах, с несколькими историческими значениями. А из турко-османских правителей титул султана первым носил Мурад I (1362—1389) … Османские султаны одновременно были халифами, то есть они были и духовными, и светскими правителями.
Если так подойти к имени султана Езида в езидской (а не в эздианской!) религии, то «возраст» езидизма (а не эздианства!) сокращается ещё на два века…
Так что, …!
По поводу, так называемых, священных книг езидов
(опят же, не эздиан!).
…Если какая-то авторитетная делегация, о которой говорит Мирое Канат, была в Лондоне и не нашла эти книги, значит эти все истории, будто кто-то у кого-то за какую-ту сумму получил копии этих книг, являются мифом?! Во-первых, смотрите, название обеих книг не на курдском, а на арабском («Махсав раш» и «Китаб аль джалуа!»). И, потом, тексты этих книг, опубликованые позже, привели к тому, что исследователи езидизм (опят же, не эздианство!) называли дьяволопоклонством.
Если взять во внимание существование этих двух книг в таком виде и в таком содержании, то получается, или эти книги были каким-то проектом исламского духовенства, чтобы окончательно скомпрометировать эздианство, или же, если они на самом деле являются творением Шейха Ади, можно рассмотреть их как цепочку некоего проекта.
Ведь различные технологии не сегодня появились?!
И ещё один интересный момент. Больше века об этих книгах известно миру (и никакой тайны нет здесь!), существуют их переводы, иностранные исследователи про них написали и сегодня пишут статьи, но среди езидского (или эздианского, как хотите их назовите!) и среди тех, кто себя считают езидской и или эздианской интеллигенции царит тишина. Все упорно хотят продолжить и довести до конца идею скрытого проекта, который начался в XII веке, проект исламизации эздиан, и к этому подключают даже современные средства нашего народа – прессу, радио и телевидение. А остальное дополняет интернет!
А ведь обо всем этом уже давно говорили иностранные исследователи?!
Вы только посмотрите, как называется работа австрийского учёного Биттнера, которую он посвятил вышеупомянутым книгам: Bittner M., Die heiligen Bűcher der yeziden oder Teufelsambeter (kurdish und arabish). Wien, 1913// Биттнер М., Священные книги езидов или дьяволопоклонников (на курдском и арабском). Вена, 1913.
А, между тем, весь этот бред никакого отношения к эздианам и эздианству не имеет!
Ведь в эздианской религии нет самого понятия злого духа и его персонификации, которое в традиционных религиях называют шайтаном, сатаной, люцифером, антихристом…
Когда в своё время я об этом спросил у представителей эздианского духовенства (а не исламизированным представителям езидизма!) и отдельным пожилым эздианам, они возмущённо на мой вопрос ответили вопросом: «Если речь идёт о Боге, то ведь Бог является всемогучим, добрым и милосердным создателем-творцом нашего мира? И ничего в мире и на небесах не может произойти без ведома его мудрого, безгранично предвидящего небесного ока! Как мог Он сотворить такого духа? И, что бы этот дух даже существовал при Нем?! Нет, – твердили они, – если существует что-то злое, это только в нас – земных существах!..»
И если эздиане сегодня и имеют какое-то представление о злом духе, то это «благодаря» представителям традиционных религий, которые испокон веков были их соседями или угнетателями…
Вот этого не могут понять многие из тех, кто до мозгов и костей стали приверженцами господствующих религий.
Самое главное, надо на эздианство смотреть не глазами мусульманина, христианина или представителя другой религии, а глазами курдов или независимого, бескорыстного и беспристрастного исследователя…
И, самое главное, пока мы будем путать две разные религии, разные по мировоззрению (эздиансто и езидизм), мы никак не сможем понять истинный суть этой древней религии курдского народа.
А для тех, кто каждый раз в качестве доказательств предлагает всякие езидские гимны и молитвы, полные арабских слов и исламских понятий и терминов, я предлагаю свою первую статью по этой теме: «Эздианство. Некоторые размышления о сути этой древней религии, её нынешнем положении, религиозной безграмотности среди нас и о политических играх» (http://kurdistan.today/ezdianstvo/).
С уважением,
Азиз э Джаво