Мир в кривом зазеркалье!
Сегодня в медиапростра́нстве участились публикации, ведущие открытую пропаганду исламизации эздиан и эздианства. Целенаправленно и последовательно ведутся работы, направленные на внедрение в умах читателей, будто существует, отдельно от курдского народа, и езидский, будто даже существует и езидский язык.
Такая «теория» не только антинаучна, но и опасна. И её опасность заключается в том, что под понятием «езиды» имеется в виду курдов-эздиан, которые никакое отношение к езидам и езидизму не имеют (подробно об этом – чуть позже!)…
И для достижения своей цели эти новоявленные миссионеры исламизации эздианства прибегают к фальсификациям и искажениям исторических фактов и реалий, и даже придумывают новое название, чтобы отдать забвению суть этой уникальной до зороастрийской религии курдского народа. И в этом они даже доходят до такого абсурда, что пытаются убеждать, будто слово езид имеет какие-то связи с именем древнеегипетской богини Изиды (Исиды)…
И смех, и грех!
И каждый раз на этой волне появляются все новые и новые абсурдные «открытия».
Естественно, так как, в этих публикациях явно прослеживаются не научные, а определённые политические цели, они одновременно вызывает и возмущение, и живой интерес к данному вопросу.
А самое удивительное является то, что на этой ноте некоторые авторы часто не гнушаются, прибегать к подтасовкам и фальсификациям. И всё это совершается так неумело, что удивляет даже непросвещенного человека…
Одной из таких «сенсаций» была статья, под заголовком: «Генетически наиболее близкий народ к езидам оказался ассирийцы», опубликованная недавно (03. 04. 2021) на сайте yazidis.info.[1]
И прямо вначале статьи оглашается сам цель статьи: «Ученые генетическим исследованием развеяли миф о родстве курдов и езидов. Генетически наиболее близкий народ оказался езидам, ассирийцы» (?! – А. Д.). – То есть, выходит, что езиды являются семитами и родственным «народом» не только ассирийцам, но и другим семитским народам: арабам и евреям тоже?…. Потому и, оставляя вопрос о сумбурности, как текста, так и заголовка статьи, посмотрим, как шаг за шагом развиваются эти «суждения» и достигают апогея абсурдности.
Посмотрите сами, как далеко размахиваются авторы этой публикации: «…То, что езиды и ассирийцы генетически довольно близки это не удивительно, так как данное исследование показало, что наиболее генетически близки к древнему населению Месопотамии являются именно езиды и ассирийцы, а не курды и арабы. Именно езиды и ассирийцы являются коренными жителями Ирака (т.е. коренными жителями Месопотамии, Шумера и Вавилона)…»
Вырисовывается интересная псевдоисторическая картина!
Очевидно, что цель здесь являются не столько езиды, сколько весь курдский мир, им важно «доказать», будто, родство курдов и езидов – это миф, будто наиболее генетически близки к древнему населению Месопотамии являются именно езиды и ассирийцы… И, чтобы это «открытие» выглядело правдоподобным, в конце статьи добавили: «Официальный источник: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/ PMC5669434/ ».
Конечно же, после таких слов не каждый читатель попробует, по этой ссылке открыть указанный источник, а, если и кто-то попробует, увидев там материал на английском, с разными таблицами, диаграммами и прочими схемами, подумает, что это тот же самое, …просто, на английском.
Однако, давайте, посмотрим, на самом деле, что эта за статья, опубликованная в, так называемом, «официальном источнике», и о чём на самом деле там идёт речь!
По сути, она является своего рода отчётом проведенных научно-исследовательских работ в области генетики, и была опубликована под заголовком: «Взгляд на сложную мозаику этнических групп Месопотамии: родословие арабов, курдов, сирийцев, туркменов и езидов Северного- Ирака».
И цели этого исследования в этом научном отчёте тоже представлены: «… способствовать лучшему пониманию генетической основы этнического разнообразия Северного Ирака посредством сравнительного анализа родословия пяти из наиболее многочисленных этнических групп этого региона…». – И далее продолжается: «…Всего было взято 500 образцов у здоровых людей возраста 18 лет и старше, не имеющих между собой родственных связей, принадлежащих к одной из пяти основных этнических групп Северного Ирака, а именно: арабов (n = 102), курдов (n = 104), сирийцев (n = 86), туркменов (n = 102) и езидов (n = 106)…». – И из этих научных исследований авторы упомянутой статьи сделали вот, такие сенсационные псевдонаучные «выводы».
Почему, с какой цели?
Может быть, просто из всего этого вычерпали то, что им было велено, «найти» и вынести а паказ? Или же просто здесь дилетантизм сыграл злую шутку? – Не знаю, не знаю!
Оставим в сторону вопросы лейтмотива написания такой статьи, или компетентности авторов и приступим к рассмотрению вопроса о возможном «генетическом родстве езидов и ассирийцев».
Признаюсь, я сам априори предполагаю, что исторически такого могло бы иметь место быть. Для такого предположения у меня есть определённые аргументы. И главным среди них является то историческое, что в генезисе конкретного народа иногда участвовали и инородные этнические элементы. Это естественный процесс, так как, никакой народ не образовался в отдельном замкнутом пространстве.
Потому и, причины существования общих генетических основ (гаплогрупп) у разных народов надо рассмотреть в этом ключе, при конкретных исторических обстоятельствах, как результат конкретных исторических процессов, происходившие в конкретном регионе мира…
И здесь, чтобы найти ответ на вопросы о существования общих генетических гаплогруп у езидов и ассирийцев, возникшие с публикацией упомянутой статьи, сначала рассмотрим вопрос генеалогии тех же ассирийцев.
В традиционной историографии говориться, что непосредственными предками современных ассирийцев считаются древние ассирийцы и жители Месопотамии, принявшие в I веке христианство.[2]
А ведь, те, кто так расплывчато именуются «жителями Месопотамии», являлись коренными народами разных стран, и даже были представителями разных рас и цивилизации, захваченные и порабощенные Ассирийским рабовладельческим государством. Потому и сегодня надо ещё определит, кто такие ассирийцы – они являются потомками жителей древнего города Ашур, вокруг которого образовалось первое ассирийское государство, или тех порабощённых народов, чьи страны были захвачены Ассирийкой Империей? Ведь и сегодня разные группы этого ассирийского конгломерата идентифицируют себя по-разному: атурая, айсоры, сурая, сирийцы, арамеи, халдеи, курды-ассирийцы (курд. k’urdên asorî, т.е., курды несториане) и прочие.
Потому и возникает вопрос: кого подразумевали авторы этого отчёта научных исследований, особенно, если иметь в виду, что в течение своей многовековой истории в природе так и до конца не завершался процесс образования народа под именем ассирийцы, как единый этнос. Асирийцы, скорее всего, является такое же понятие, как курдистанцы, россияне, американцы, великобританцы.… Наверное, и потому в оригинальном тексте «официального источника» написано Syrians, т.е. сирийцы, а не Assyrians (ассирийцы). И это потому, что авторам этого материала (и не только им) чётко не представляется понятие «ассирийцы»…
То есть, сегодня ещё предстоит чётко определить, кем являются современные ассирийцы, и потомками какого конкретного народа являются они?
Известно, что Ассирийская держава, с огромными территориями, образовалась от небольшого административ-ного округа, образованного вокруг города Ашур на севере Междуречья[3], которая сначала, на протяжении нескольких веков не играла особой роли в в отношениях с государствами региона, и отставало в развитии по сравнению со своими южными соседями…
Однако, позже ассирийские войска начали совершать серьёзные и довольно успешные наступления на соседние территории. Благодаря таким военным походам поднимался дух ассирийской армии и престиж в глазах соседних государств.
На этом этапе своего развития ассирийское государство захватило Северную Сирию, Финикию и некоторые регионы Малой Азии….
Также исторически известно, что до своего заката скольких территории захватила и скольких народов поработила эта Империя, и в течение своего существования скольких народов перемолола и поглощала эта рабовладельческая махина. Потому и сегодня можно весьма условно говорить о генетической однородности ассирийского народа (как этнос), как и, между прочим, о любом другом народе мира (больше – меньше!) …
Конечно, разного рода пропагандистские сбросы и раньше имели место в социальных сетях, которые стали поводом для разных дискуссий. Об одной из таких дискуссии автором этих строк в своё время (2017 г.) был публикован обзор, под заголовком: «Дискуссия продолжается». В этом материале как раз есть сведения, которые могли пролить свет на запутанные вопросы общей истории народов региона. Потому и я предлагаю, здесь рассмотреть некоторые положения из этого обзора: «…из истории известно, что какая-то часть курдов (курды-эздиане и — зороастрийцы!) в конце первого и начале второго веков н.э. приняли христианство, и уже во втором веке было курдское государство, где христианство стало государственной религией …
Возникает вопрос, после развала этого государства, куда пропали эти курды-христиане? – Со временем часть из них обратно возвращались в лоне своей религии. А остальные, примыкая к ассирийской несторианской, и армянской апостольской церквей, «растворились» среди этих народов, придав им многие свои национальные черты. … Этот процесс особенно тогда развивался быстрыми темпами, когда началась исламизация курдов, и ислам стал господствующей религией в Курдистане.
Вот, один пример, чтобы понять, куда пропали эти курды-христиане: известный армянский этнограф и археолог конца XIX, начала XX в.в. Е. А. Лалаян (1864-1931) в своё время отметил: «Народная поэзия айсоров по большей части находится под влиянием курдской; народные песни их очень малочисленны, т.к. существует общий обычай петь курдские песни и рассказывать курдские сказки».
И это не единственное такое сведение…
Вот, что пишет известный советский учёный академик И. А. Орбели: «Кому приходит в голову, что причинивший так много огорчений крестоносцам Саладин — курд, что славные в истории Армении и Грузии, славные не только как полководцы, но и как строители культуры, князья Долгорукие — курды по происхождению, что курдами были и соперничавшие с Грузией в борьбе за сложение государственности на Кавказе и правившие в Иране Шеддадиды, что наполовину курдом был писавший по-персидски великий поэт Низами. Этот народ растерял своих сынов под обличием иранцев, турок, арабов, армян, растерял сынов, имена которых в качестве имён славных поэтов, музыкантов, полководцев украшают историю народов (подчёркнуто мной. – А. Д.)».
Что интересно, сегодня и среди армян, и среди ассирийцев, встречаются потомки таких ассимилированных курдов, которые признают своё курдское происхождение… »[4]
И потому, как мне представляется, при рассмотрении вопроса о родстве езидов и ассирийцев, надо учитывать эти исторические обстоятельства.
Конечно, это лишь один аспект появление общих генетических основ у народов региона, в том числе и у езидов и ассирийцев.
Однако есть и дугой, не менее важный аспект.
Чтобы рассмотреть этот аспект, сначала обсудим некоторые принципиальные и основополагающие вопросы.
Первый – это то, что в научном мире чётко не определены понятия «эздианство» и «езидизм»!
И этот вопрос очень важен. Он важен не только для понимания этногенеза курдского народа, но и других народов региона. И в этом контексте не особо вписывается концепция, согласно которой под термином «езиды» имеется в виду не только езидов – исламских суфиев, среди которых есть и множество арабских элементов, но и курдов-эздиан. А ведь эздиане ни с точкой зрения генетики, не с точкой зрения вероисповедания никакого отношение к езидам и езидизму не имеют (эздиане – это курды-солнцепоклонники, а езиды – полиэтническое общество исповедующие суфийское течение ислама!) …
То есть, перефразируя вышесказанное, можно констатировать, что езидизм –
это не есть эздианство, и езиды не совсем являются эздианами! Езидизм является одним из орденов суфийского течения ислама, а эздианство–солнцепоклонством, и
является древней, до зороастрийской верой курдского народа.
Ещё в 2004 г. в примечаниях своей статьи: «Эздианство. Некоторые размышления о сути этой древней религии, ее нынешнем положении, религиозной безграмотности среди нас и о политических играх» я дал развёрнутое объяснение этому вопросу. Вот, что говориться там: «Сегодня различные издания и пресса ошибочно указывают название древней религии курдского народа – эздианства – как (й)езидизм или (й)езидская религия (êzîdîtî, olaêzîd), а приверженцев этой религии называют езидами (êzîdî).
… Название эздианской религии происходит от одного из имен Бога. В одном из гимнов эздианской религии говорится: «Существует тысяча и одно имя Бога, Эзди тоже является одним из имен Бога!» («Hezar û yek navên Xwedêhene, Êzdî jî navekî Xwedê ye!»). Каждое имя Бога имеет в курдском языке свое обозначение: слово Êzdî образовалось от словосочетаний «Yê ez dayî» (т.е., мой Творец, Создатель). В дальнейшем это словосочетание постоянно звучало в живой речи, подверглось фонетическим изменениям, некоторые звуки выпали, некоторые сомкнулись, и образовалось новое слово. Словосочетание «yê ez dayî» преобразовалось в Yêzdî, а это, в свою очередь – в Êzdî (Êzdî<yêzdî<yêzdayî< yê ez dayî). До сих пор в разных районах Курдистана, в том числе и среди эздиан также используется форма Эздайи (Ezdayî)…
А слово езид происходит от имени одного из халифов мусульманского мира – Езида бен-Муавии (Yezidbên-Muewîbên- Ebu- Sifyanbenî –Omeya), который происходил из Мекки, из арабского племени курейш. Он был дальним родственником пророка Мухаммеда.
…Термины, связанные с названием эздианства: эздианство, эздианская религия, эздиане, эздианка, эздианин».[5]
То есть, мы здесь имеем дело с разными религиями, с разными вероучениями: одно – эздианство, до зороастрийская религия курдского народа, второе – езидизм, суфийское течение ислама.
Однако, сегодня и внутри и извне определённые силы всё делают, чтобы превратить эту древнюю природопоклонную религию курдского народа – эздианство, в исламский орден суфиев – езидизм.
Об это по разным поводам мы дискутировали в прессе и социальных сетях и дали научное определение существущей проблеме. И, что бы предметно представлять себе суть вопроса, приведём здесь выдержки из одной такой дискуссии, которая была опубликована в 2015 г. под заголовком: «Значит, эздиане должны стать езидами-суфиями, а эздианство должно быть уничтожено и исчезнуто?». Тогда в этом материале ест развёрнутое объяснение вопроса: «…Для начала скажу, что господин Хошанг[6] многого чего не видит (или же показывает, что, не видит?!), это потому, что основы нашего понимания этого вопроса разные. Первое: он вырос и воспитывался на основе прицепов и знании езидизации (читай: исламизации-суфиизации) эздиан. В то время, как я сам родился и вырос в обществе эздиан. А эти эздиане, хотя и не полностью остались вне влияния процессов, которые с приходом Шейха Ади и после его «реформ» имели место быть в их обществе, сохранили основы эздианства, как вероучение. …То есть, мы являемся по существу, два человека, которые воплощают собой особенности двух разных обществ, двух разных религий (он является езидом-суфием, а я являюсь эздианином!), потому, и наши точки зрения, и наши цели разные! Он пытается на основе отрицания и уничтожения эздианства навязать обществу суфийский езидизм, а я говорю, что эздианство, само по себе является древней религией курдского народа и к исламскому суфизму никакое отношение не имеет (и о том, что езидизм является исламской сектой суфиев, он сам утверждает, а не я!)».[7]
Посмотрите сами, вот, что об этом говорит этот миссионер исламизации эздианства: «То, что Шихади и многих других мистиков, «некурдского» происхождения, связывают с езидами и их религией, больше всего является суфизмом, который имеет доисламские корни. …В своей основе суфизм, как путь к познанию Бога, скорее является «тарикатом» (сектой), чем «шариатом», он больше является мистицизмом, чем религией, больше человеколюбием, чем верой в Боге. Поэтому Хусейн Халладж аль-Мансур (858-922) говорил: «Я есмь истина…!»[8]
На постсоветском пространстве аналогичную концепцию проповедует Пир Дима. Но только в место слово суфизм он использует девришизм. Вот, что говорит он: «Эздианство не есть зороастризм, эздианство – это дервишизм и дервищизм не есть мусульманство»[9] – Разве? Как же так? Что, уважаемый Пир не знает, что дервиш (перс.) является синонимом арабского слова суфий. Этот термин впервые появился в персоязычной среде в середине 11 в.[10] А суфизм, как известно, не только является одним из течений ислама, но и в мусульманском мире его даже называют «народным исламом»?!
Удивительно, что обо всём этом не знает такой не далёкий от арабско-исламского мира человек! Если бы такие слова говорил какой-то полуграмотный, или дилетант, как-то можно было понять. Но, когда об этом пишет человек с востоковедческим образованием (и ещё арабским уклоном!), плюс ко всему этому, сам является выходцем из семьи эдианских пиров-священнослужителей, и претендует на титул «богослова» (?!), совсем не понятно. А, может быть, то, что он в место слово суфизм употребляет девришизм, просто потому, что слово суфии (sofî) среди эздиан имеет негативное значение, с ироническими, насмешливыми оттенкоми? Например, в эздианском обществе известно словосочетание “Sofîyê serk’esk” («Суфий зелёноголовый»). Оно используется в переносном значение и означает: перевертыш, лицемер…
Интересно, он на самом деле обо всём этом не знает, или знает, но делает вид, что…?
Дальше – больше!
Посмотрите, Пир Дима как «себя представляет» эздианство: «Эздианство в своё время было открытой религией. И эздианство не было только верой курманджоговорящих, но и многие арабоговорящие и арамеаговоряшие стали эздианами…. »[11]
Интересно, кому предназначены эти байки?!
Конечно, после таких слов у каждого, кто мало-мальски знаком с историей арабских нашествий и исламизации Ближневосточного региона и Курдистана, возникнет вопрос: «А разве такого могло произойти? Разве арабы-завоеватели, которые были заняты захватом чужих земель, на этой пути огнём и мечом уничтожали материальные и духовные ценности коренных народов, насильно навязывали им свою веру (ислам), и находились на пике «славы» завоевателей в своем победоносном шествий, могли взять и принимать веру, которую они же сами варварски уничтожали?»
На самом деле, мистика!
Конечно, исторически произошло, скорее, совсем дугой процесс, которую так старательно скрывают от народа. В своё время (конец XI – начала XII веков н.э.) с Шейхом Ади (Шихади) многие приверженцы суфизма, в большинстве своём арабы, считающие себя езидами (т.е. последователями Езида бен-Муави абу-Суфйана) приходят в районы Курдистана прилегающие к св. Лалешу и Шангалу (Синджар). Со временем многие из них проходят языковую интеграцию в обществе эздиан, свободно владеют курдским языком и постепенно просачиваются в эздианское общество.… Позже эти элементы, носители мусульманской религии начинают распространять среди эздиан вероучение Шихади (исламский суфизм/дервишизм)[12] И, таким образом, начинается процесс исламизации эздиан, который продолжается и сегодня …
И ещё один интересный факт: дети этих арабов-миссионеров вероучения езидизма (исламского суфизма), живущих в районе Башика и Базан южной части Курдистана, как пишет тот же Хошанг Брока, у себя дома говорят на дамасском диалекте арабского языка (!?).[13]
Вот вам, и еще один аспект появления общих генетических основ у езидов и ассирийцев.
Выводы
Из вышеизложенного следует, что:
- Если говорить о каких-то генетических сходствах между ассирийцами и эздианами, то сперва надо рассмотреть вопрос этнического состава ассирийской общности. И здесь, естественно, важен вопрос о том: «Ассирийцы являются потомками жителей древнего города Ашур, вокруг которого образовалось первое ассирийское государство (посмотреть выше карту Ассирийкой державы и ссылку 3!), или тех порабощённых народов, чьи страны были захвачены Ассирийкой Империей? Ведь исторически известно, сколько территорий захватила и сколько народов поработила эта империя до своего заката, и сколько народов перемолола и поглотила эта рабовладельческая махина во время своего существования. Потому и, сегодня можно весьма условно говорить о генетической однородности ассирийского народа (как этнос), как и, между прочим, о любом другом народе мира (больше или меньше!)…
И потому сегодня разные группы этого ассирийского полиэтнического конгломерата идентифицируют себя по-разному: атурая, айсоры, сурая, сирийцы, арамеи, халдеи, курды-ассирийцы (курд. k’urdên asorî, т.е., курды несториане) и прочие.
Отсюда и ответ на вопрос: «Как появились у ассирийцев и порабощённых ими народов общие генетические основы?…»
- Существование общих генетических основ у езидов и ассирийцев, объясняяется и тем, что в полиэтническом обществе езидов преобладает арабское составляющее, а арабы и ассирийцы являются родственными семитскими народами.
А, если речь пойдёт об эздиан, то надо вернутся к пункте 1. этих выводов, так как, в отличие от езидов, эздиане этнически являются курдами, исповедующими эздианство, древнюю, до зороастрийскую религию курдского народа.
И по поводу!
(В место послесловья)
В своей статье «Курды-эздиане», публикованной 117 лет назад., А. Гюджян пишет:
«…Как все курдские племена вообще, так и эздиане, не умеют, подобно другим магометанским народам, себя называть «мусульманами» или «эздианинами». Предположим, если спросите курда-мусульманина, или –эздианина, кто он? – Он ответит: «Я курд!», – И, если поинтересуйтесь: «Из каких курдов ты?», – Он ответит, что он является куром-мусульманином, или -эздианином. Так было до последные годы, но после того, как развивался ненависть армян к курдам-мусульманам, уже эздиане не так с гордостью говорят: «Я – курд!». Особенно это заметно у русско-поданных эздиан, которые, так или иначе, зависят от армян…
Это отчасти показывает, что религиозный дух очень слабо укоренился среди курдов – этих орлов гор, что они по сей день являются нерелигиозной нацией и не любят, принимать участье в дискуссиях по поводу религиозных вопросов – как это делают другие фанатичные мусульмане»[14].
[1] http://yazidis.info/ru/news/5167?fbclid=IwAR3ii20poq5Mn6xUq VgRNz2H8pVLsbb_7Z2bbJr dMXRV _cT23koWMRnBFwQ
[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/Ассирийцы
[3] Обратите внимание: на зелённом фоне карты Ассирийской державы оранжевым цветом выделена первоначальная территория Ассирии. Карта взята из открытых источников.
[4] http://kurdistan.today/diskussiya-prodolzhaetsya/
[5] http://kurdistan.today/ezdianstvo/25389/
[6] Хошанг Брока – один из современных миссионеров исламизации эздианства.
[7] http://kurdistan.today/otvet-na-statyu-xoshanga-broka/17100/
[8] Там же.
[9] https://www.amidakurd.org/ku/tekst/%c3%aak_spans%c3%aeya_bierebkirina_k_urdistan%c3%aa _didome_2 ; Также в книге автора “Êzdîtî: dive mirov rastîya wê li ku bigere?”, Weşanên J&J, Amed – 2017, стр. 186 и 205 – 216. Электронный вариант книги здесь: https://www.academia.edu/38211605/ÊZDÎTÎ_DIVÊ_ MIROV_ RASTÎYA_WÊ_ LI_KU_BIGERE_BERBI_SURÊN_CÎHANA_KEVNAR_VA_
[10] https://ukrezo.com.ua/ezoterika/sufizm/sufizm-kto-takie-dervish.html ; также см. «Словарь суфийских терминов» – http://mevlana.lv/суфизм/словарь-суфийских-терминов/
[11] https://www.amidakurd.org/ku/tekst/%c3%aak_spans%c3%aeya_bierebkirina_k_urdistan%c3%aa _didome_2
[12] Подробно об этом см. ссылки 5 и 7
[13] http://kurdistan.today/otvet-na-statyu-xoshanga-broka/17100/
[14] Ա. Գյուրջյան, «ԵԶԴԻ ՔՐԴԵՐ», «ԼՈՒՄԱՅ» հանդես, 1904 թ., թիւ 1, էջ 75 – 93//А. Гюрджиан, «Курды-эздиане», журнал «Лума», 1904 г., № 1, стр. 75 – 93, на армянском языке.