О наболевшем и по поводу…

О наболевшем и по поводу…

На сайте test.kurdistan.today была публикована статья Вазире Кашахи о моей книге «Êzdîtî: divê mirov rastîya wê li ku bigere?» («Эздианство: где надо искать правду о нем?»), и автор поделился своей публикацией на странице общественной группы «Kurdistana azad» («Свободный Курдистан») в Фейсбуке. https://www.facebook.com/

И, естественно, читатели отреагировали на неё и написали свои комментарии, каждый по-своему выражая своё видение по этому вопросу…

Конечно, дискутировать хорошо и, как говориться, сколько людей, столько и мнений, но мне хотелось здесь высказать своё видение по поводу некоторых «коммкентарии», как одного из участников этого форума.

К сведению читателя, скажу, что упомянутая книга мной первоначально была написана на русском и только потом была переведена на курдский язык… И уважаемый Вазире Кашахи, будучи знакомым с большей части русского текста данной книги, написал эту статью. И эта статья в общих чертах представляет суть вопроса… Но это не сама книга, а её обзор, целью которого является, проинформировать читателя об этом издание. И это может нравится кому-то, или нет, кто-то может радоваться, удивляться, или же возмущаться этим сообщением – это его право… А, если обсуждать, то можно было (и надо было!) сперва хотя бы познакомится с книгой, уж не говорим – читать её, и только потом поспорить, опровергать, или же пофантазировать…

Конечно, после чтения статьи, естественно, у читателя возникнут вопросы, и можно было их задавать и совместно обсуждать.

Но в данном случае этого не происходило… И сам подход к вопросу и её преподнесение со стороны первого читателя, господина Letif Bruki в корне меняет саму концепцию и направление дискуссии. И следи этого подхода замечаются и в следующих комментариях. Такой подход не может привести к понимания вопроса вообще, и не конструктивен…

Если вырвать из любого текста какой-то отрывок, особенно, когда не передаются никаких сведении о концепции или о содержания самого текста, то его можно по-всякому понять и толковать. Что и получился в данном случае, когда господин Letif Bruki приводит оторванные из контекста слова: «…все вымышленные сведения и искажённые представления о предках курдов-эздиан…», называя их «цитатой», и продолжает сделать категорические заявления (да, да, именно, заявления!) … И эти его заявления не носят не научный, а, скорее, субъективный характер. А такой подход к вопросу никак не может способствовать конструктивной дискуссии и читателя приводит в заблуждение.

Между прочим, читая это заявление, вспомнилось мне одно событие пятилетней давности. В середине октября 2012 г. в г. Амед (Диярбекир) прошла международная конференция, посвящённая положению эздиан в мире. Участники конференции, курды-мусульмане, выразили слова примирения и сочувствия. Работа этой конференции получила широкое освещение в СМИ, что и вызвало раздражение премьер-министра Турции Эрдогана, который в ярости заявил: «Езидская религия имеет одни корни с Зороастризмом, а значит, не имеет ничего общего с Богом!..» (http://www.ezdixane. ru/).

Конечно, в этом заявление отражается явная неприязнь Эрдогана к эздиан и их религии, но, вместе с этим, в этом заявление содержится одна истина – древность этой религии…  И Эрдоган, будучи образованным исламистом, в отличие от своих постсоветских собратьев, не мог, не видеть этого!

Вернёмся к нашей теме!

…О чем идёт речь, что смущает господина Letif Bruki? То, что я вместо искусственно созданного, чужеродного слова «езид» пишу «эздианин»? А те, кто придумали такое название (и, кто сегодня продолжают использовать его!), спрашивали представителей этого этно-конфессионального общества, как они сами себя называют? Ведь они себя называют, не езидами, а эзди. «Езид» и «эзди» разные понятия, и в выше упомянутой книге об этом подробно говориться…

Я ниже привожу отрывок из одной своей статьи об этой разнице*…

Или г-на Letif Bruki смушает, то, что там говорится о древности этой религии? И потому он спешит, задать иронический вопрос: «А до 12 века об этих мифических «эздиан» в каких источниках имеется ли хот одно сведение?» – То ест, хочет, сказать, он уверен, что таких сведении не существуют!

Конечно, если находятся какие-то сведения, это хорошо. Но, а если по истечение исторических обстоятельств, таковых не сохранились, так как, их искажали, или уничтожали (разве мало таких случай в истории человечества?), тогда как быт, из ЖЭКа или ЖКХ принести справку?

Научные исследования и призваны, найти то, что в историческом процессе или потеряно, или забыто, или же искажено. В данной книге, и мы путём проведения научных исследовании и разного рода анализов нашли многие неизвестные страницы истории нашего народа. И потому книга вышла под рубрикой: «К тайнам древнего мира!»

Я сам сторонник широкого обсуждения любой статьи, научного доклада или книги. Но вопрос в том – как?

Так, просто оторвать какое-то половинчатое предложение и вокруг него строить какие-то предположение и отрицать все?

Это не серьёзно!

Удивляет и то, что об этих вопросах уже было сказано в ряде моих статьях, но, вдруг, вопросы начинают обсуждать в таком ключе, как будто об этом раньше ничего не было сказана…

Также, удивляет сам порыв этих, так называемых, комментарии. Они, скорее всего, какие-то заявления, которые мало чего имеют общего с научной дискуссией.

Что хочет сказать, господин Letif, когда пишет: «… до 12 века об этих мифических «эздиан» в каких источниках имеется ли хот одно сведение?» – Почему так категорично, почему «мифические»? Эздиане были и сегодня ест, и сами себя называют эзди/êzdî, т.е. эздиане, а то, что их ошибочно называют езидами, вот, это должно было смущать всех, в том числе и этого господина… Этот чужеродный термин «езид» должно было быт оскорбительным для каждого курда (эздианинанеэздианин!). Но, так как, их так называют представители официальных учреждении, на официальном уровне, в официальных документах, им кажется, что такое в порядке вещей, вместо того, чтобы выразить своё возмущение. Езидизм – это секта суфиев в исламе, а эздианство – древняя религия курдского народа – солнцепоклонство (об этом и о многом другом, так же:

http://kurdistan.today/otvet-na-statyu-xoshanga-broka/

Интересно, откуда такая самоуверенность, непонятно? Если кто-то не в курсе, не знает или не осведомлён, это его проблема, и совсем не означает, все так, как они представляют?

Этот вопрос не является темой одной статьи, тем более – одного комментария, надо его изучать отдельно, по частям и комплексно…

То, что в разных исследованиях написана, что езидизм возник в 12. веке, это возможно, и можно её изучат в другом контексте… Но эта секта окончательно сформировалась ещё позднее и никакое отношение к эздианству не имеет. Ест исторические сведения об эздиан еще ранше, несмотря последующие авторы или писцы, это название пишут как езид, йезид или иезид.

То, что некоторые авторы упоминали о том, что среди курдов когда-то были распространены такие религиозные течение, как митраизм, маздеизм или зерваниизм, эти «предположения» нуждаются в глубокому научному анализу, а не привязать их к курдам, потому что это модно, так как, в каких-то научных работах написано о них. Да, может быт какие-то отдельные группы примыкали к этим течениям, но они не получили распространение среди курдского народа. А эздианство до сих пор жива даже среди курдов-мусульман. До сих пор в Курдистане многие курдские династии называют бавэзди, то ест дети эздиан… Эздианские святыни не только существуют в Лалеше и Шангале, они (или их руины) до сих пор сохраняются во всех регионах Курдистана, особенно, в его горных районах. И архитектурный стиль тот же. Курды-мусульмане до сих пор их не забыли, ходят туда – молиться … И то, что сегодня многие династии курдов-мусульман вспоминают о том, что их деды и прадеды проповедали эздианство, это не я придумал! И не надо с позиции ислама подойти к эздианаму и эздианстве. Эздианство не было государственной религии, но оно было духовным стержнем курдского мира, это своеобразное проявление курдской духовной цивилизации и принадлежит всему курдскому народу, а не кучке исламизированных самозванцев-езидовсуфиев, которые выступают от имени эздиан и здианства

И не надо мне приписать то, что я не сказал. Я сказал то, что сказал, и все это – в моей книге…

Приведу несколько отрывок разных авторов, и сами определяйте, где остаётся 12-ий век…

По понятным причинам, в этик выдержках я термины: езид, иезид, йезид поменл на эзди, потому что речь идёт не об езидов, а об эздиан.

 

Хачатур Абовян:

«Жесточайшее преследование эздиан (у автора – иезидов. – А. М.) армянами относится к 1050 г., когда жил знаменитий армянский писатель Григор Великий (наз. Магистрос), а князь и наместник в Месопотамии, ревностный и благочестывий Гайкан, ворвался с огромным войском в страны, заселенные язычниками, которых частью варварски истребил, частью заставил принять армянское вероисповедание, а остальных переселил далеко на запад, в внутренность Месопотамии и Сирии. В наше время Рашидпаша сделал совершенно противоположное; переселил их более на север, к Росии. Григорий, князь армянский, прославленный делами своими, был очень учен, деятелен и оставил много сочинений против эздиан. Остатки гонимых эздиан искали прибежище и покровительство у патриарха Сирийского, и нашли в нем могущественную подпору и защиту против армянского духовенства. Даже в наше время по словам Инджинджяна, главный и эздиансский шейх должен один раз в год посетит Сирийского патриарха и доказать ему свою покорность и признательность подарками…»

(Абовян Х. А., Иезиды, газета «Кавказ», №9, Тифлис, 28.02.1848 г., стр. 4)

 

***

Ментешашвили А. М.:

«…австриец Хаммер утверждает, что эздиане являются потомками древных мардов…». (Ментешашвили А. М., Курды. Очерки общественно-экономических   отношений, культуры и быта. Москва, 1984, стр. 196.)

 

***

С. В. ТерМанвелян:

«Наши сегодняшние доброжелательные соседи курманжыэздиане, о которых в начале своего скромного труда мы упомянули, являются ветвой наших былих могушественноых соседей мидян, потомков  Астиага из рода  Виштаспа…»( Սիոն Վարդապետ Տէր-Մանուէլեան, Եզիդի կուրմանժ, Ախակցխա, 1910, էջ 41//Сион Архимандрит Тер-Манвелян, Езиды-курманжъ, Ахалцха, 1910, стр. 41)

 

***

С. В. ТерМанвелян:

«Очевидно, что последные потомки Экбатана былого великого государства (Экбатан столица  древнего Мидийского царства. К. М.), курманджыэздиане, с трудом спасаясь от кровавой бойны исламских фанатиков, также  от безжалостного насилия христиан, сохранились в призраке природопоклонной веры своих предков. Но, так как они со своей независимой верой, к счастью, не относятся ни какой ныне господствующих религии, потому и все слепа поверили и признанли их народом без религии. В этом поверили даже их родные соплеменики, попавшие в обиятия магометянства. Притом, все их одинаково злостно ненавидят и оскарбляют (Там же, стр. 5 – 6).

 

***

Эндрю Коллинз:

«Древность племен эздиан подтверждается их преданиями, поскольку для подсчета возраста нашего мира они используют продолжительные отрезки времени. Они утверждают, что существовали семьдесят два разных Адама, каждый из которых жил 10 тысяч лет, причем каждый следующий был совершенен предыдущего.  Адамов разделяли периоды по 10 тысяч лет, в течение которых наш мир был необитаем. Эздиане верят, что современные люди являются потомками последнего из семидесяти двух Адамов, и это значит, что возраст земли составляет 1440 тысяч лет. Такая точность сама по себе ни о чем не говорит, однако эти величины () взяты не с потолка. Совсем наоборот они являются отражением очень древних астрономических циклов времени и свидетельствуют о знании универсальных чисел, присутствующих в легендах и мифах народов всего мира» (Эндрю Коллинз, Падшие ангелы, Москва, 2008, стр. 207//Русский перевод книги: Andrew Collins, From The Ashes of Angels).

_________________

 

* «…Сегодня различные издания и пресса ошибочно указывают название
древней религии курдского народа — эздианства — как (й)езидизм или (й)езидская
религия (êzîdîtî, ola êzîd), а приверженцев этой религии называют езидами (êzîdî).
По этому поводу надо отметить, что эта конфессия именуется не езидизм, а эздианство. Самоназвание данной этно-конфессиональной общности – êzdîtî/êzdîyatî (эздианство), и свою религию эздиане (yên êzdî) называют ola êzdî (эздианская религия). Соседние народы, в частности, армяне, называют их езди, а другие – езид/езиды. Надо отметит, что никакой связи между названием этой древней курдской религии и именем султана Езида (Sult’an Êzîd) нет. Название эздианской религии — одно из имен Бога. В одном из гимнов эздианской религии говорится: «Существует тысяча и одно имя Бога, Эзди тоже является одним из имен Бога!» (“Hezar û yek navên Xwedê hene, Êzdî jî navekî Xwedê ye!”). Каждое имя Бога имеет в курдском языке свое обозначение: слово Êzdî образовалось от словосочетаний “Yê ezdayî” (т.е., мой Творец, Создатель). В дальнейшем это словосочетание постоянно звучало в живой речи, подверглось фонетическим изменениям, некоторые звуки выпали, некоторые сомкнулись, и образовалось новое слово. Словосочетание “yêez dayî” преобразовалось в Yêzdî, а это, в свою очередь – в Êzdî (Êzdî<yêzdî<êzdayî<yê ezdayî. До сих пор в разных районах Курдистана, в том числе и среди эздиан, используется также форма Эздайи (Ezdayî)…
А слово езид происходит от имени одного из халифов мусульманского мира– Езида бен — Муавии (Yezid bên-Muewî bên- Ebu- Sifyan benî –Omeya), который происходил из Мекки, из арабского племени курейш. Он был дальним родственником пророка Мухаммеда.

Езид (или, как эздиане его называют, султан Эзид) был сыном Моавии бен — Абу – Суфйан (Muewî bên Ebu – Sufyan). До Езида (Йезида) халифат был в руках семьи пророка. Али был четвертым, последним халифом из этой семьи. Говорят, что к его смерти имели отношение Моавиды. Хасана, сына Али, отравили, другой, Хуссейн, как и вся их семья — 22 человека, был уничтожен Езидом в Кербеле. И так закончилось правление семьи пророка, а к власти пришли его дальние родственники — Моавиды. И халифом стал Езид.

А вопрос о том, как привнесли культ Езида (sult’an Êzîd) в эздианскую религию, еще остается открытым для научно обоснованного ответа. Возможно, этот культ после реформ Шихади был внесен в эздианскую религию, чтобы спасти от резни оставшихся в живых остатки эздиан, или…? Может быть, сегодня наука еще не готова ответить на этот и другие вопросы, но можно однозначно и с уверенно стью заявить, что никакой связи между древней эздианской религией и именем султана (халиф) Езида нет, и не имелось. Эздианство является до зороастрийской религией курдского народа. Термины, связанные с названием эздианства: эздианство, эздианская религия, эздиане, эздианка, эздианин».

(Из статьи Азиз э Джаво Мамояна «Эздианство», газета «Свободный Курдистан», февраль, 2013)

 

С уважением,

Азиз э Джаво

  1. 06. 2017

Короткая ссылка:: https://kurdish.ru/utJiX

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях