Окутанная завесой таинственности Национальная разведывательная организация Турции стала важным элементом политики премьер-министра Эрдогана в сфере безопасности.
Однако некоторые обозреватели выражают обеспокоенность в связи с растущим влиянием этой организации, представляющим, на их взгляд, потенциальную угрозу демократическим устоям республики.
Известная по своей турецкой аббревиатуре, Национальная разведывательная организация (MİT) является сегодня главнейшим разведывательным агентством Турции. Отчитывающееся напрямую перед премьером, ведомство занимается сбором разведданных как внутри страны, так и за ее пределами, пользуясь самыми широкими полномочиями.
В сферу его компетенции официально входят, к примеру, угрозы «всем элементам», относящимся к «конституционному порядку и государственному строю». Подобные размытые формулировки потенциально наделяют MİT самыми широкими полномочиями по организации расследований и осуществлению слежки за оппонентами власти, будь то реальными, или мнимыми.
Строгого контроля за деятельностью MİT, похоже, не существует. Возглавляемая премьером Эрдоганом Партия справедливости и развития, обладающая прочным большинством в парламенте, приняла в 2012 году поправки к закону, фактически выведшие сотрудников ведомства из-под контроля со стороны судебной ветви власти, прокуратуры и других следственных органов.
Физическим лицам, особенно журналистам, проявляющим пристальный интерес к операциям MİT, грозят серьезные кары. Только за «разглашение сведений о задачах и деятельности MİT» предусмотрены длительные сроки тюремного заключения — от двух до восьми лет, а для «средств массовой информации» наказание возрастает еще наполовину.
Так что большинство проживающих в Турции обозревателей, к которым обратился корреспондент EurasiaNet.org, отказались дать интервью для данной статьи. Аналогичным образом стреноженная традиционная пресса Турции тоже чурается щекотливых вопросов о деятельности данной организации.
Правда, один турецкий аналитик, пожелавший остаться неназванным, поведал нам, что нежелание публично обсуждать MİT является, на его взгляд, отражением авторитарного стиля правления премьера Эрдогана.
По утверждению ряда обозревателей, помимо выполнения таких ответственных задач, как достижение мирного урегулирования с отбывающим тюремное заключение лидером Рабочей партии Курдистана Абдуллой Оджаланом и помощь в выстраивании отношений с конкурентами Турции в регионе, Ираном и Израилем, разведывательное ведомство помогает оказывать содействие сирийским повстанцам, взявшим в руки оружие с целью свергнуть режим президента Башара Асада. Представители ПСР категорически отрицают причастность организации к подобного рода деятельности.
Как полагает турецкий эксперт по вопросам безопасности стамбульского университета Эмрулла Услу, 45-летний директор MİT Хакан Фидан, занимающий свой пост с 2010 года, стал особо ценным соратником премьера Эрдогана. Бывший унтер-офицер, в прошлом занимавший один из гражданских постов в аппарате Эрдогана, Хакан Фидан, которого премьер как-то назвал «своим хранителем секретов», вроде бы не проявляет лояльности никакой другой властной структуре, кроме самого премьера.
Расцвет MİT, а с ним и его руководителя, идет рука об руку с ослаблением позиций во власти других разведывательных структур Турции, связанных с вооруженными силами, полицией и жандармерией. Этот процесс происходил параллельно с развернутым премьером Эрдоганом наступлением на политическое влияние турецкой армии.
Пределы полномочий MİT четко не обозначены. Так, к примеру, согласно рассматривавшемуся в этом году законопроекту, ведомству намерены разрешить проводить секретные операции и запрашивать информацию не только в государственных органах, но и в «учреждениях, оказывающих государственные услуги».
Ряд обозревателей опасается, учитывая статус и полномочия данного агентства, что оно может стать орудием в руках премьера в борьбе против представителей законного инакомыслия внутри страны – от участников акций протеста в защиту парка Гези до последователей влиятельного суннитского богослова Фетуллаха Гюлена, бывшего союзника, ныне считающегося критиком централизованного стиля правления премьера.
Как утверждает на своем сайте сама Национальная разведывательная организация, она «твердо привержена принципам плюрализма и демократии, верховенства закона, справедливости и соблюдения прав человека».
Несмотря на изменение статуса разведывательных структур Турции, соперничество между ведомствами продолжается. «Оно приобретает очень запутанные формы внутри страны», – отмечает Гарет Дженкинс, являющийся старшим научным сотрудником вашингтонского Объединенного центра института Центральной Азии и Кавказа и Программы изучения «Шелкового пути».
В прошлом «пара-тройка организаций» даже вела слежку за «одним и тем же объектом», добавляет он.
По словам Гарета Дженкинса, считалось, что представители движения Гюлена играли «доминирующую» роль в полицейской разведке и по-прежнему занимают видные позиции в государственных структурах и судебной системе, которая в Турции включает в себя работников прокуратуры и избираемых чиновников.
По словам ряда аналитиков, пожелавших остаться неназванными, движение Гюлена активно не приемлет MİT, где не располагает влиянием, потому что это агентство, как считается, способствует укреплению власти Эрдогана.
Один раз MİT уже пришлось столкнуться с неприятностями. В феврале 2012 года прокуратура вызвала на допрос пятерых сотрудников организации, включая Хакана Фидана, после размещения в Сети записи переговоров ведомства с Рабочей партией Курдистана.
Дабы не подвергать агентство пристальному вниманию со стороны общественности, могущему нанести ведомству ущерб, премьер Эрдоган в спешном порядке провел через парламент поправку, запретившую подвергать допросу сотрудников MİT без письменного дозволения на то премьера. Закон подчеркнул значение ведомства для премьер-министра.
В начале этого года Конституционный суд отклонил ходатайство оппозиции об отмене вышеозначенной меры. Итак, секретам этого разведывательного ведомства пока ничто не угрожает.
Джастин ВЕЛА (EurasiaNet, США)
«Свободный Курдистан» № 12