Диаспора и община как «культурные возбудители» этносов

Диаспора и община как «культурные возбудители» этносов

Народ, который не ценит свой язык, не оценят и другие.
Народ, который смеется над собой, будет посмешищем для всех.

Айхан Гевери

По мере сроков проживания этнических групп на чужбине, ее представители понемногу отходят от разногорода проявлений своей народной культуры, переходят на стадию ассимиляции. И только поток новых эмигрантов, политическая борьба партий, кланов и конфессий способствует оживлению национальных диаспор, словно каждый раз включая «культурный возбудитель», для напоминания своих земляков о том кто они и откуда они.

Из вышесказанного каждый может подумать и обосновать главную роль национальных диаспор — не дать людям ассимилироваться. Мы бы согласились с этим, если бы не относительной свободы таких общин.
Вообще, начнем для начала с главных определений диаспоры и общины в культурологическом понимании. Диаспора, если мы обратимся к любимой и не любимой Википедии (греч. διασπορά, «рассеяние») — часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплочённые и устойчивыеэтнические группы в стране проживания, и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей идентичности и общности. И община в ее этническом понимании — сообщество представителей отдельной национальности или по принципу этнической общности, созданное для сохранения языка,традиций и развития национальной культуры.

Возьмем для примерного варианта курдскую диаспору в Тамбове и езидскую религиозную общину в Ярославле. Два близких и совсем противоположных сообществ курдов России. Одни строят свою работу на политической жизни Ближневосточного региона, другие на абстрактном и бытовом мышлении религиозной жизни народа. И те и другие ставят перед главной целью управлять и быть значимыми и полезными для членов своей структуры.

Может у них правда хорошо получается в данном направлении работать, но иногда они сами же пренебрегают локальным характером своей культурной действительностью.

Вопреки тому, что восточные культуры, как предполагается, ориентированны на коллективизм, нынче та и другая общности курдов России постепенно, а может быть и уже, перешли на индивидуализм — характерная черта западного мировосприятия.

Работает установка «моя хата с краю, но я все знаю». Огромное значение в этом приобретают различного рода СМИ и системы коммуникаций, рассказывающие о жизни своего народа в мире и, в частности, на исторической родине. Эти две группы курдов: политические и религиозные, всегда заостряют свой взор на действительность. Не забывая прошлое, планируют будущее.

Вроде бы у них есть культурная сплоченность курдов на чужбине и она очень сильна по сравнению даже с многочисленными китайцами, но у первых слабый, на наш взгляд, уровень коллективизма в быту, т. е. дома,среди своих. Поэтому и существует мнение среди курдов, как и у многих ближневосточных народах (арабах,евреях, турках и др.), что они сами друг друга не любят, презирают и даже ненавидят. Так называемая арабская весна будет как пример этому.

Все эти суждения относительно верные и нужно, в основном, для собственной самокритики народа и наций перед другими этнокультурами. На самом же деле вместе (не побоюсь такого определения), что курды-политики, что курды-клирики (религиозные деятели) ведут одну общую работу — противодействие ассимиляции. Но, как было уже сказано выше, свободы для обеих групп не совсем велики. Почему?

Во-первых, нужно понимать тот факт, что диаспора это еще не нация. Она лишь отдельный ее механизм в другой стране, в другой культурной действительности. Диаспора — представительство, лицо нации.
Во-вторых, любой здравомыслящий руководитель или же руководство диаспор всегда стремится к гармонизации своего общества с обществом хозяйки страны. Поэтому крайности для гостя тут — ему же самому опасны. Работа по недопущению культурной ассимиляции должна вестись не снаружи, а изнутри.

В-третьих, многие диаспоры и общины как живой культурный организм имеют особое качество —развиваться. Это значит, что держать свой народ в русле политики или же религии ровно, что и научить ребенка только только читать, но не писать.

В-четвертых, самое важное в таких общественных организациях и, можно сказать, в некоторых случаях и опасное в том, что диаспору и общину всегда разделяла двойная природа их культуры. С одной стороны национальные корни и историческая память, а с другой стороны желание забыть все, культурная усталость от старого, готовность пойти на жертву лишь бы не быть чужими. Отсюда и происходит добровольная ассимиляция и рождаются такие словосочетания как: кавказские курды, европейские, российские и курды Курдистана (историческая страна обитания курдов на Ближнем Востоке).

Таким образом, роль диаспоры и общины всегда являлось трезвое , в хорошем значении этого слова,противодействие ассимиляции. Эти два вида этнокультурных объединений были, есть и будут одними изплодотворных механизмов «культурного возбудителя», цель которых — бодрить своих спящих людей,заставляя их вкладывать свои силы как в свою культуру, так и чужую — гостевую.

Темур Махмудов

Литература:

1. Бортникова Т.Г. Общественные организации этнических групп Тамбовского края: монография / Т.Г.Бортникова. Тамбов — Москва — Санкт-Петербург — Баку — Вена.: издательство «Новолистика», 2003. 94 с.
2. Назаров Р.Р. Феномен диаспоры. — М., 2003

Короткая ссылка:: https://kurdish.ru/EGeJC

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях