Абдулла Оджалан о религии езидов и философии Зороастризма

Абдулла Оджалан о религии езидов и философии Зороастризма

По содержанию заданных мне вопросов я понял, что вы желаете углубиться в историю, познать феномен езидства и езидизма на фоне общей судьбы курдского народа.

Скажу кратко: вспомните эпизод, связанный с двумя влюбленными курдами разного вероисповедания.

История их любви грустная, но героическая, дошла до на-шего времени, передаваясь из поколения в поколение в песне. Я имею в виду песню о Давреше Авди. Уверен, что вы слышали ее, и это не просто песня о судьбе влюбленных, это рассказ о трудной, но героической судьбе нашего народа. Это лирический образ всего Курдистана…

Когда я впервые услышал песню о Давреше Авди, мне захоте-лось слушать ее еще и еще. Причиной была не только и не столь-ко мелодичность, но и пронзительная, как боль, грусть, звуча-щая сквозь нежность этого песенного повествования.

Я понял, что здесь содержится что — то большее, что — то более глубокое. Не буду пересказывать содержание этой песни (вы все ее прекрасно знаете), скажу лишь, что все произошед-шее с героями фольклорного рассказа — Давреше Авди и его возлюбленной Адулой — это сконцентрированный, сжатый пересказ судьбы курдского народа.

Конечно, таких эпизодов, таких исторических примеров, та-ких героев, как Давреше Авди, в летописи нашего народа — ты-сячи и тысячи. Но они, будучи истинными героями, в одиночку ив одночасье не могли достичь великой цели — освобождения народа от тирании: от невежества и несправедливости.

Да и внешняя среда не позволяла этого: неодолимой прегра-дой на пути к осуществлению сокровенной мечты нашего на-рода стояли полчища арабского халифата, вседозволенность персидских шахиншахов, дикая ярость османских завоевателей и    множество иных неблагоприятных для курдов обстоятельств и кровожадных сил, которые, ко всему прочему, на протяжении всей истории подло разыгрывали религиозный фактор.

Мы все хорошо знаем из истории, что пути — дороги этих «нашествий саранчи», на беду курдского народа, пролегали как раз через Ботан, через горы Синджара, т.е. через сердце Курди-стана — колыбели езидства и езидизма.

Но, к счастью для всего нашего народа, езиды не были слом-лены, они не изменились ни духовно, ни физически, ни гене-тически, сохранился и их внешний облик- красивых, муже-ственных, сильных людей, ибо они не сдались на милость врагу, упорно сопротивлялись чужеземцам — захватчикам наших ис-конных земель, наших древних городов и крепостей, не прода-вали ни душу свою, ни совесть.

Пришельцам удалось многое — они колонизировали нашу страну, обратили наш народ в рабство, ассимилировали боль-шую его часть, истребили миллионы и миллионы курдов. Но езиды сопротивлялись и, оказавшись в явном меньшинстве по численности, они цепко держались друг за друга, не отрыва-ясь от своих корней, ни на шаг не отступая от своих обычаев и традиций, устно передавая из поколения в поколение богатую историю, устное народное творчество, величественную поэзию и райскую песенность. В этом им помогла древняя вера, кото-рой они остались верны от мала до велика.

Вся история езидов — это ярчайшая летопись борьбы за со-хранение своей самобытности, неповторимые страницы со-противления непрекращающимся попыткам ассимиляции по-средством навязывания чуждых езидам нравоучений, другого вероисповедания, что при успехе замыслов колонизаторов, ста-ло бы для езидов началом конца. Но они держались веками. Это великое дело, и иначе его оценивать невозможно. Я бы сказал, что это истинный исторический героизм. Да, такова история езидов. Но это и наша с вами история, это история всех курдов. Это история Курдистана!
 
Не знать, не понимать ее — означает продолжать оставаться оторванным от корней всего курдского народа.

Это, в первую очередь, должны знать и понимать наше под-растающее поколение, наша молодежь, все, кто стремится по-стичь истину о курдском народе, понять цели и задачи нашей национальной борьбы, нашей революции, встать в ряды тех, кто сражается за освобождение Курдистана .

Могут спросить: почему я так подробно остановился на од-ной — единственной песне, на одном эпизоде нашего прошло-го? Отвечу: каждая мысль, каждое слово, песня, стихотворение, страница истории и т.п. имеют для нас непреходящее значение, тем более, что мы по достоинству оцениваем усилия, направ-ленные на выяснение истины — кто мы на самом деле, откуда и куда мы идем…

Так что дело не в одной — единственной песне, тем более, что в ней поется не об отдельной, оторванной от народных масс личности, пусть и героической Это песня о героизме вообще, о мужестве нашего народа в целом. Или другой пример: бесспор-ный гений мирового значения Ахмаде Хани, в величии которо-го сегодня не сомневается никто. Говоря об Ахмаде Хани, мы имеем в виду целую эпоху, неиссякаемость творческого, духов-ного потенциала того народа, сыном которого он является. Мы говорим о неистребимости стремления курдского народа к сво-боде, раскрепощению, к творчеству, к познанию.

Не знать, не помнить, и не понимать наших великих — это большой грех, на это никто из нас не имеет права, если, конеч-но, мы являемся истинными патриотами, настоящими борцами за народное дело, полноценными интеллигентами.

Иначе мы не сможем именоваться культурными людьми, политиками, повстанцами — героями курдского народа. В те-чение многих столетий (может быть, пятьсот или двести лет назад), когда все курдское — земля, небо, вода, леса, недра, уго-дья, пастбища, пашни, население Курдистана, культура наша, наш язык, наша история и многое другое — оказалось в пле-ну у османов, халифов, шахиншахов и иже с ними властителей курдской судьбы и казалось утерянным окончательно и без-возвратно, в глубине нашего народа разгоралось пламя езидиз-ма — древнейшей религии, не позволившей угаснуть свету на-дежды в сердцах и душах многомиллионной курдской нации. Борьба — это сама жизнь!
Пример езидов всегда вдохновлял нас.

Стойкость езидов и героизм бойцов РПК взаимосвязаны, это единое целое. Революция в Курдистане черпает силы из про-зрачно- чистого источника, дающего энергию, мужество, реши-мость, целеустремленность, упорство и верность избранному пути — борьбе за освобождение сорока миллионного курдско-го народа.

Рабочая партия Курдистана считает езидизм курдского на-рода именно таким неиссякаемым родником и всеми возмож-ностями старается лелеять его, беречь для будущих поколений нашего народа его первозданность и чистоту. И будьте увере-ны — курдский народ продолжит свое поступательное движе-ние к заветной цели, объединив все свои силы, сплотив в еди-ное русло все ручейки и реки, все части и отряды: и езидов, и курдов –мусульман, и алевитов, и христиан и других.

И в этот святой день езидского праздника я хочу прямо задать вопрос: хватит ли вам того, что было присуще езидам всегда — упорства и целеустремленности, преданности и постоянства, верности и героизма? Хватит ли сил для преодоления козней и интриг заклятого врага, сеющего среди курдов раздоры и ра-спри и на исторической, и на политической, и на культурной, и на языковой и на религиозной почве? Готовы ли вы продолжать борьбу за освобождение всего курдского народа, сердцем кото-рого был и остается езидизм?

Ответ на вопросы мы можем искать в песне о Давреше Авди, так как именно этот пример мужества сыновей курдского народа олицетворяет смысл всей нашей жизни. Это и есть наша жизнь. Такое нельзя забывать. И сегодня у нас есть тысячи при-меров героизма езидов — сынов нашего народа. Чего стоит одно только имя Бериван! Эта девочка — езидка, родившаяся в Ботане, пламенная патриотка, отдала жизнь в бою за родной курдский народ. Ее подвиг также стал героической историей нашего народа и теперь о ней слагают песни, как о Давреше Авди.

Я лично знаю многих езидских юношей и девушек, с оружем в руках сражающихся за свободу Родины — Курдистана. Десят-ки из них погибли. Вечная память героям, отдававшим жизнь за свободу, гордость и честь нашего народа!

Повторяю, я лично знаю многих молодых езидов. И чем бли-же я их узнаю, тем больше убеждаюсь: эта часть нашего народа непоколебимо держится за свои корни, не изменяя своей вере. Это святая вера, и пусть она принесет всем нам полезное, до-брое.
Это — наша с вами хранимая тысячелетиями вера, и мы не можем, не вправе предать её забвению.
Все полезное мы берем с собой в грядущие времена и отказы-ваемся от наслоений, от всего мешающего, тормозящего, вред-ного.
На плечах каждого из нас лежит огромная ответственность по достижению единства нашего многострадального народа.

Наша конечная цель — свобода, чтобы все народы Курди-стана, все наши люди могли совершать свои обряды, развивать свой язык, культуру, традиции, наконец, веру в мир и согласие .
Но для достижения этого требуются мужество и терпение, упорство и единство. И ни в коем случае нельзя расслабляться, ибо наши противники достаточно сильны и коварны.
Но я не сомневаюсь, что победа будет за нами: курдский на-род достигнет своей цели.

Абдулла Оджалан «О религии езидов и философии Зороастризма»

Продолжение следует

 

 

 

Короткая ссылка:: https://kurdish.ru/ajUKt

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях