Курды и Курдистан
Курды — один из древнейших народов, сыгравший важную роль в развитии человечества.
Уже в эпоху неолита территория Курдистана являлась колыбелью цивилизации, и этот процесс продолжается и в наши дни.
Впервые в истории, подняв восстание против угнетателей, курды вместе с другими народами свергли владычество Ассирийской империи и создали в 612 г. до н. э. собственное государство.
Впоследствии курдские государства, такие, как государство Мерванидов, имели региональное значение и практически никогда не охватывали всю территорию географического Курдистана.
Геополитическое значение, что особенно ярко проявилось в расположении на перекрестке важнейших торговых путей, таких, как «Шелковый путь», плодородность земель, обеспечивающая высокую производительность сельского хозяйства, в частности, земледелия и скотоводства, стали основной причиной внешних агрессий и нескончаемых войн.
Одно столетие сменялось другим, но ничто не менялось ни в судьбе курдского народа, ни в судьбе Курдистана. Завоеватели — ассирийцы, персы, арабы и турки — сменяли друг друга.
В настоящее время территория Курдистана разделена между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией, однако свободолюбивый, непокорный характер курдов, живущих в труднодоступных горных районах Загроса, позволил пронести сквозь века и сохранить до наших дней национальное самосознание и самобытность.
Первый раздел Курдистана произошел в 1639 году: по Касри-Шринскому договору территория была поделена между Ираном и Османской империей.
С тех пор началась непрекращающаяся до наших дней трагедия курдского народа — борьба против угнетения, колонизации, насильственной ассимиляции.
XIX век вошел в историю Курдистана как эпоха непрекращающихся восстаний, среди которых патриотическое движение Бадирхан- бея, бадинанцев и Обейдуллаха.
К сожалению, характерные для стихийных выступлений отсутствие единства и слабая организованность приводили к подавлению восстаний и массовым репрессиям. Спасаясь от уничтожения, люди уходили в труднодоступные горы Курдистана.
XX век открыл новую страницу в истории курдов. Национально – освободительная борьба угнетенных народов мира захватила Ближний и Средний Восток — курдский народ встал на борьбу за свободу.
Заполыхал весь Курдистан: восстания под предводительством шейха Махмуда Барзанджи, шейха Саида, Симко, шейха Обейдуллы, выступления в Кочгрии, Дерсиме, Агри, Зилане… Одно из восстаний завершилось образованием в Восточном Курдистане Мехабадской Республики.
Однако все восстания были потоплены в крови: погибали десятки тысяч людей, разрушались села и города, сотни тысяч мирных жителей становились беженцами, навсегда покидая родные места и могилы предков.
В 1923 – 1926 гг. Курдистан был разделен между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией, фактически став колонией этих государств. Зловещую роль в разделе Курдистана сыграли международные силы: курды были обречены стать изгоями, не имеющими ни своего государства, ни статуса, ни идентичности, ни прав.
Этому способствовали родоплеменные, феодальные, религиозные, языковые и прочие различия, используемые недоброжелателями для стравливания отдельных групп нашего народа.
Наиболее крупная часть, Северный Курдистан, население которого насчитывало свыше 20 миллионов человек, была колонизирована Турцией в пределах границ Мисаки-Милли.
Дерсимское восстание 1938 года открыло трагическую эпоху геноцида курдского народа. Турецкая армия прошлась по Дерсиму огнем и мечом, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей. Все, что было связано с курдским народом и Курдистаном, уничтожалось.
В сороковые годы физическое уничтожение сменилось политикой отрицания и насильственной ассимиляции курдов. Были приняты законы Такрири Сукуна, Маджбури Искана и Шарка Ислахата, предусматривающие насильственное переселение курдского населения в другие регионы Турции, а также ужесточение, вплоть до применения смертной казни, репрессий и наказаний за возвращение в родные места.
В курдских регионах Турции не существовало ни законов, ни международного права, ни даже права на жизнь. Анкара знала только одно: с помощью оружия подавить и уничтожить курдов, в крайнем случае — используя насильственную ассимиляцию, навсегда покончить с непокорным народом.
С этой целью в местах компактного проживания курдов, даже в труднодоступных районах, открывались интернаты. Таким образом дети школьного возраста отрывались от привычной среды, родителей, теряли связь с родной культурой, языком, обществом. Это была кампания, направленная на уничтожение исторической памяти курдского народа.
Несмотря на наличие колоссальных природных богатств и ресурсов, в курдских регионах искусственно создавалась безработица и усиливалось обнищание населения. Репрессивная политика Анкары, независимо от желания правительства, обостряла социальные противоречия, способствуя росту патриотизма, протестных настроений и, в конечном итоге, возрождению курдской нации.
Закономерным результатом этих процессов, проходивших как на региональном, так и на международном уровне, явилось создание Рабочей партии Курдистана.
Высшая партийная школа РПК
Газета «Свободный Курдистан» №1 (127)
Продолжение следует