В данной статье я хотел бы обратить внимание читателя на историю кузнеца Кавы и царя Киаксара. Трудно сегодня найти курда, который бы не слышал о кузнеце Каве, более того, он считается праотцом курдского народа. Его по праву почитают как символ борьбы за свободу. Подвиг кузнеца Кавы хранится в памяти курдского народа и передается из уст в уста вот уже на протяжении нескольких тысячелетий. Благодаря верности народному герою, внесшему огромный вклад в разгром тирании его времени, до наших дней дошел выдающийся памятник литературы «Шахнаме», написанный поэтами Дакики и Фирдоуси. Память о Каве сохранилась также в собрании священных книг зороастрийцев – «Авесте», а также в курдском устном народном творчестве. По вышеперечисленным источникам можно многое написать о том, кем был Кава, где он жил, с кем и против кого боролся и каких результатов достиг.
Некоторые историки по ошибке полагают, что Кава и Киаксар являются одним и тем же историческим лицом, другие и вовсе представляют Каву мифическим персонажем, но в этой статье я попытаюсь опровергнуть необоснованные, на мой взгляд, и противоречащие друг другу доводы, ссылаясь на ряд имеющихся аргументов. Нельзя исключать, что путаница с Кавой и Киаксаром создана преднамеренно, чтобы ввести исследователей в заблуждение относительно истории курдов и Курдистана. Попытки умалить древнюю историю курдов предпринимались издавна, они и сейчас имеют место, чтобы лишить этот народ вернуть себе доброе имя и все то, что принадлежит ему по праву.
В «Шахнаме» говорится о том, что кузнец Кава, поднимая народ на восстание, помогает царю Феридуну свергнуть кровожадного тирана Дахака. Именно под знаменем Кавы собирается разрозненный народ, который получив мудрость, бесстрашный дух и веру в победу, и передан Кавой царю Феридуну для продолжения восстания. И этот народ, отбросив свои племенные противоречия, собрался в единый кулак и вступил в бой. Из «Шахнаме» и из курдских преданий мы узнаем, что в их борьбе и победе значимую роль сыграла армия повстанцев, образовавшаяся из числа молодых юношей, спасенных от неминуемой гибели и укрытых в горах Арианам Вейджа[1].
Из «Шахнаме» мы узнаем, что несмотря на то, что народное движение собрал кузнец Кава, он не становится царем, а был удостоен звания главного советника царя Феридуна[2]. Поскольку в момент начала восстания шах Феридун был молод и неопытен, роль предводителя играл кузнец Кава, поэтому его называли Кауае Хасынкар (Kawayê[3] Hesinkar), что в переводе с курдского языка означает «царь-кузнец»[4].
Согласно курдскому народному преданию сигналом для начала наступления на царство Дахака должно было стать разжигание костров в горах. В качестве дня восстания был избран наиболее уязвимый день года — 1-й день месяца Нисана, приходящийся на день весеннего равноденствия (21 марта по григорианскому календарю).
В обусловленном месте кузнец Кава и наследник престола Феридун собираются со сподвижниками, формируют высшее правление (курд. дивван), Феридун объявляется законным царем Арианы и главнокомандующим, а Кава — его главным советником. Кава и Феридун начинают освобождать арийские земли от наместников Дахака. Восстание продолжалось до тех пор, пока не были освобождены все земли, захваченные Дахаком. Сам узурпатор в момент начала восстания Кавы и Феридуна находился в Индостане. К моменту, когда он узнал о завоевании земель курдами, Феридун уже достиг его столицы — города Генг Дижгухт[5]. Произошло ли это в год восстания или позже, неизвестно, но известно, что вернувшийся из Индостана Дахак был низвергнут и оказался в плену у Феридуна и Кавы. Согласно «Шахнаме» восставшие приковывают Дахака цепями в жерле горы Демавенд. В знак своей победы курды даже ввели традицию празднования дня низвержения тирана Дахака, который до сих пор 31 августа продолжают отмечать курды, проживающие в окрестностях горы Демавенд, называя его «Аид-и-курди» (Курдский праздник)[6].
Примечательно, что традиция принесения в жертву детей, широко применяемая жестоким тираном, после его свержения также начала сходить на нет. Было бы справедливо отметить, что курды под предводительством кузнеца Кавы также внесли свою лепту в искоренение традиции принесения детей в жертву[7].
Нет ничего удивительного в том, что к одному и тому же историческому событию в зависимости от воспринимающего субъекта может сложится разное отношение. Так, например, в «Авесте» Заратустры, появившейся на свет благодаря покровительству Виштаспы, основное внимание акцентировано на деяниях царя Феридуна, являвшегося наследным правителем арийской династии курдов, остальные герои оказались на заднем плане, по крайней мере, в тех рукописях, о которых нам известно к настоящему моменту. В «Шахнаме», собранной и записанной из уст народа философом и поэтом Дакики, а после его гибели – Фирдоуси, отдана дань герою — выходцу из самого народа — кузнецу Каве, благодаря которому и началось восстание.
До наших дней дошло не только искаженное имя кузнеца Кавы и его история, но его также путают с царем Киаксаром. Представление обоих исторических героев в одном лице уменьшает продолжительность курдской истории как минимум на тысячу лет, курдские ценности приписываются персам, и искажаются сведения об исторических личностях и подлинных противниках курдов на том или ином этапе истории. Так, например, по ошибке царя Дахака (арийца – по отцу, семита – по матери) – противника Кавы и Феридуна преподносят как ассирийского царя. Правители Ассирии причинили не мало бед курдам, но это было намного позже — в мидийскую эпоху.
Кава и Киаксар – это не только разные герои, но они также жили в разные исторические времена. Согласно «Авесте» время жизни и восстания Феридуна (Траэтаоны) и кузнеца Кавы приходится на конец эпохи Скорпиона[8]. Предположим, что описываемое восстание относится к последней четверти этой эпохи, т. е. 2250 — 2000 гг до н.э. В данном отрезке времени исторической науке известно лишь одно значимое событие, которое полностью изменило судьбу региона — это восстание куртиев против аккадских узурпаторов 2233 г. до н.э., завершившееся полным разгромом Аккада и его окончательным уходом с исторической сцены. Данное обстоятельство дает веские основания полагать, что событие, сохранившееся в курдском устном народном творчестве спустя более 4 тысячелетий, и запечатленное на страницах Авесты и Шахнаме в виде описания восстания кузнеца Кавы и царя Феридуна против Дахака, с одной стороны, и восстание куртиев против тиранического режима Аккада, с другой стороны, является одним и тем же историческим событием. Об исторической параллели между аккадским царством и царством Даххака будет написано отдельная статья
Таким образом именно предводители куртиев – царь Ферудин и кузнец Кава избавили народы Месопотамии от Аккадской тирании. Куртийские (гутийские) правители, царствовавшие в Месопотамии, были лишь представителями царской династии в этом регионе, в то время как сами арийские цари занимали царский трон в городе Рейа довольно продолжительный исторический период.
Как было отмечено выше появление курдского праздника Джажни Курди (по Мориеру – Аид – и Корди), связанное со свержением Дахака, является очередным подтверждением того, что самоназвание «курд» возникло как минимум во времена, описываемые Авестой, Шахнаме и курдским устным народным творчеством, но никак не во времена Мидии, вышедшей на историческую арену спустя почти полутора тысячи лет. Из-за непродолжительности истории Мидии, мидийцы не успели сформироваться в отдельный народ, также, как и в наше время не возник «советский народ», по причине недолгого существования СССР (просуществовал около 70 лет).
Нынешняя политическая система всячески пытается опровергнуть курдскую историческую действительность, тогда как древняя и средневековая история признает существование курдов и отдает им дань за вклад, внесенный в развитие цивилизации. Противники курдской независимости и подконтрольные им «ученые» готовы даже приписать низвержение Аккада кавказским народам, германским готам, находящимся в другом культурном и цивилизационном ареале, то есть кому угодно, но только не курдам. Ими даже была осуществлена подмена слова «курти» на «кути» и «гути», а потом и вовсе объявлено об их исчезновении в первом тысячелетии до нашей эры. Тогда как хурриты, митаннийцы, сакартийцы, саки, урартийцы, маннейцы, мидийцы, называемые разными народами, возникли после распада Куртии[9] их курдской народности. Но некоторые псевдо-историки, искажая историю, наоборот, пытаются представить, что курдами называли все кочевые народы данного региона.
Известно, что Заратустра является прямым потомком царя Феридуна в 28 поколении, взяв за основу средний возраст одного поколения равный 23 годам жизни, можно определить, что от рождения Феридуна (ок. 2250-2240 гг. до н.э.) до рождения Заратустры должно было пройти около 644 лет (ок. 1606-1596 гг. до н.э.). Данный расчет подтверждается также тем, что в «Авесте», которая никак не могла быть написана Заратустрой в VII веке до н.э. (как пытаются преподнести некоторые “ученые”), нет ни одного упоминания об известнейших царствах ближневосточного региона, как Мидия, Ассирия, Вавилон, Урарту, Персия, Манна и другие. То есть в момент написания Авесты, этих государство еще не было, они появятся на исторической арене спустя несколько столетий после Заратустры. Зато Авесте хорошо известны такие царства и города-государства, как Арианам-Вейджа, Гава, Моуру, Бахди, Нисайа, Харойва, Вэкерта, Урва, Вэхркана, Харахвати, Хаэтумант, Рага, Чахра, Варна, Хапта Хинду и Ранхи.
В история Ассирии и Мидии нет каких-либо сведений о Дахаке и Нимроде, так же, как и ничего не говорится о Каве и Феридуне. Подобно тому, как ассирийские цари никогда не овладевали землями, находившимися под властью Дахака, так и Мидия никогда не владела всеми землями, входившими в Ариану-Вейджа. И самое главное, Киаксар не шел войной на Иерусалим (Генг Дижгухт), эта территория после разгрома Ассирии досталась Вавилону.
Попытка представить Гуштаспу, отца персидского царя Дария который никогда не был царем и царя Виштаспу — покровителя Заратустры – одной и той же исторической личностью, является самым настоящим заговором против курдской истории. У царя Виштаспы был только один сын, его звали Асфандияр он погиб от рук Рустама Заля, и его место на троне занял его сын – внук Виштаспы – Бахрам. А Дарий сын Гуштаспа был двоюродным брат Кира II, захватившим власть мидоперсидского царя Гауматы, тогда как Кей Виштасп был законным престолонаследником, унаследовавшим трон у своего отца — царь Арватаспа.
Ниже вниманию читателя представлен сравнительный анализ сведений о двух исторических личностях — Кавы и Киаксара — в виде таблицы. Справедливости ради, надо отметить, что вместо того, чтобы на каждый Науроз осуждать Ассирию, было бы правильным осуждать Аккадскую империю. Будет не лишним добавить, что в «Авесте» и иных источниках нет сведений о восстании кузнеца Кавы против Ассирии, также, как и нет упоминаний о такой народности, как «персы»[10].
Таблица.
Герои | Кузнец Кава | Киаксар |
Настоящее имя | предположительно Курдалан | Увахшатра |
Имя отца или предков | неизвестно | Фраорта |
Национальность | курд — халд[11] из племени парт | Курд — мидиец, из племени маг |
Время жизни | эра Скорпиона (3000-2000 г. до н.э). За VI столетий до Заратустры | эра Козерога (1000 – 1 годы до н.э.). Через Х столетий после Заратустры |
Регион проживания | к югу от горы Агири[12] | на востоке горы Загрос |
Религия у сторон | митраизм | зерванизм |
Пророк-современник | пророк Авраам / Ибрахим | Отсутствует. Жил спустя III столетия после пророка Соломона |
Социальное положение | представитель духовенства | представитель царской династии |
Занятие или ремесло | кузнец | правитель |
Количество детей | 18 | 2 |
Флаг | Фартук, украшенный четырьмя цветными[13] полосами (см. рис 1) | Красный, белый, желтый, со львом на белом и золотой короной на красном фоне (см. рис 2) |
Политическая обстановка | Период полного порабощения | Период частичного покорения |
Действовавшая традиция жертвоприношения | В жертву приносили детей и животных | В жертву приносили только животных. |
Период угнетения: | около 1000 лет | В период с IX по VII вв. до н.э. под контролем Ассирии оказалась часть земель Мидии |
Царь-захватчик | Дахак | Син-шар-ишкун |
Род царя-захватчика | по отцу — халд, по матери – семит | по отцу и матери – ассириец |
Столица захватчика в период восстания | Генг Дижгухт | Ниневия |
Контролируемые захватчиком территории | Египет, Передняя Азия, Междуречье вплоть до Индостана | Вавилон, западная часть Мидии, Манна (см. рис 3) |
Конец кровавого правителя | Дахак взят в плен и прикован к горе Демавенд | Син-шар-ишкун сжёг свой дворец и погиб в нём со своей семьёй |
День победы и традиции, связанные с этим | Последний день лета — 31 августа по современному календарю. Этот день сегодня отмечается как “Джажни Курди” («праздник курдов») | 14 августа это день победы мидийцев. Но народным праздником он так и не стал и до наших дней не дошел |
Курдское государство, образованное после освобождения | Ариана или Ариана Веджа | Мидия (рис 4 ) |
Правители династий | Карды из семьи кашшу (кашшах) | Мады из семьи маг |
Столица кешваров | Рейа (близ Тегерана) | Экботан (Хамадан/Ахмадан) |
Должности после победы | Кава — главный советник царя Феридуна | Киаксар — мидийский царь |
Должности их детей | Карен — младший сын Кавы — становится главным советником царя Арианы | Астьяг – старший сын Киаксара — становится царем Мидии. |
Границы царства | От Босфора до Пакистана, включая Египет и Среднюю Азию. | Иран, Верхнее Междуречье, часть Армении, Туркмении и Азербайджана |
Распад царства | Ариана теряет часть Месопотамии в 2109 году, уступив ее царю Урука — Утухенгалю (царь Урука[14] становится царем Элама, Аккада и Вавилона (рис 5). Ариана просуществовала около 1000 лет и распалась к 1150 г до н.э.. | Мидия из-за предательства Арпага — мидийского сановника при дворе царя Астиага в 550 г до н.э. терпит поражение от внука Астиага по материнской линии — персидского царю Кира II (курд. Куруш). В последствии Кир II овладевает всей Мидией и Вавилоном (рис 6). |
Исходя из таблицы видно: единственное, что объединяет кузнеца Каву и Киаксара — это то, что обе личности представляют курдский народ и их борьба разворачивалась на территории, известной сегодня под названием Курдистан.
[1] Шахнаме: «… Мудрецы Арманак /Армаил и Карманак /Кармаил в качестве поваров поступили на службу во дворец Дахака, каждый день из двух приведенных на заклание юношей казнили только одного, а второго заменяли овцой. Спасённых юношей они отправляли в горы, и от них произошло племя курдов… До этого они были известны как арии, хурриты, карды (халды). После 2230 г до н.э. в истории они уже упоминаются как «курти».
[2] Впоследствии престол передавался по наследству от царя Феридуна к его потомкам, а пост главного советника (визиря) потомкам Кавы.
[3] Слово «kawa» по всей видимости происходит от курдского «keya». В курдском языке звуки «w» и «y» являются взаимозаменяемыми (например, duwemîn – duyemîn (второй), ewrawî – ewrayî (пасмурный))
[4] Имя бога-кузнеца Курдалагон который занимает особое место в мифологии осетин — родственного курдам народа – созвучно с курдской версией имени кузнеца Кавы — Курдалана,
[5] ныне Иерусалим
[6] В своей книге «Second voyagt» (1812) известный английский писатель и дипломат Джеймс Мориер пишет, что ежегодно 31 августа в горах Дамаванд отмечается день освобождения Ирана от тирана Заххака и этот праздник называется «Аид-и-корди» — Курдский праздник.
[7] Принято считать, что человеческое жертвоприношение было отменено Авраамом (пророком Ибрагимом), но следовало бы отдать равную дань всем героям – потомкам курдов-халдов, жившим в тот же исторический период: кузнецу Каве, царю Феридуну и пророку Аврааму. Конечно же в окончательной победе над традицией человеческого жертвоприношения вклад пророка Авраама неоспорим. Именно этим своим вкладом он полюбился народу Ближнего Востока. Чем больше у него становилось последователей, тем меньше правители ближневосточных государств могли нанести ему вреда. Он сумел уговорить главных поваров Дахака из двух детей отдаваемых на заклание узурпатору, приносить в жертву только одного, второго заменять овцой, а спасенного тайком переправить в горы Загроса. Именно эти спасшиеся в горах дети стали оплотом кузнеца Кавы в его борьбе против тирана Дахака.
[8] Эпоха Скорпиона длилась примерно с 3000 по 2000 гг. до н.э.
[9] то же, что и Гутия
[10] Этническое имя персов впервые упоминается в 836 г. до н.э..
[11] то же, что и «карда»
[12] Агры
[13] по одной версии полосы имеют красный, желтый, зеленый и фиолетовый цвета, по другой — красный, желтый, зеленый и синий цвета
[14] Правил всего 40 дней. По одной из версий на него обрушилась глыба земли и он упал воду и утонул, по другой версии — был утоплен.
Авраман Фати