Идеология РПК. Вчера и сегодня

Идеология РПК. Вчера и сегодня

Война Рабочей партии Курдистана (РПК) и Турецкого государства, ведущаяся более 30-ти лет, в действительности,

имеет вековую предысторию и связана с ключевыми событиями на Ближнем Востоке, происходившими в первой четверти XX-го века. Непосредственно, РПК возникла на волне подъема антиимпериалистического движения в  странах «третьего мира», и поэтому, в своей борьбе, базировалась на социалистической программе революционных преобразований. Цель данной статьи – осветить тему, которая является, на наш взгляд, белым пятном в многочисленной литературе по РПК. Речь идет о сущности идеологии партии на разных этапах ее существования. Для нас представляется принципиально важным — выявить ключевые этапы развития идеологического базиса РПК, проанализировав основные причины, побудившие РПК к смене идеологии.

Первая программа РПК была создана за год до формального создания партии, т.е. в 1977 г. В ней нашло выражение результаты продолжительной и упорной теоретической работы, которую вела группа «Курдские революционеры» с 1973 г. по 1977 г. Программа состоит из трех частей, в которых представлен анализ мировой ситуации, истории Курдистана и представлен перечень революционных целей и задач РПК.

Первая часть программного документа содержит краткий анализ развития
классового общества, которое рассматривается через призму категории «колониализм». «История колониализма начинается с переходом к классовому обществу. Любой тип производства, что было вызвано развитием классового общества, разработал специальную форму колониализма. В той же степени, как росла классовая эксплуатация и, с ним, развивалось классовое угнетение внутри общество, также росло угнетения других народов вовне» . Рабовладельческое, феодальное общество вырабатывает свой тип колониализма, который в основе своей базируется на внеэкономическом принуждении. Последняя форма колониализма формируется внутри новой империалистической системы, в которую превращается ранний, прогрессивный капитализм. Данная форма зависимости угнетенных народов носит, прежде всего, экономический характер, т.к. базируется на основе экспорта капитала и промышленных товаров. Октябрьская революция вырвала Россию из капиталистической системы, подорвав ее тотальное господство, сложившееся к Первой Мировой войне. Советская Россия выступила своеобразным мостом между революционным движением Запада и странами Востока, перенося пламя мировой революции в наиболее отсталые и зависимые страны.
Европейское революционное движение не смогло победить и оказать существенную помощь СССР. Кризис традиционных буржуазных партий обусловил появление фашизма как нового типа диктатуры буржуазии. С приходом нацистов к власти в Германии, над миром нависла угроза новой мировой войны. В программе говорится: «В России, пролетариат, который вышел победителем из гражданской войны и отверг империалистическую интервенцию, ускорил социалистическое строительство. В 30-е годы с ликвидации собственности богатых землевладельцев, была ликвидирована материальная основой возврата к капитализму.

в) В колониях, были разработаны объективные условия для революции. В некоторых странах , создание субъективных условий значительно прогрессировало . В таких странах, как Вьетнам и Китай, начали развиваться революции под гегемонией пролетариата» .
Победа Советского Союза над фашистской Германией значительно ослабила империализм, но предопределила жесткое разграничение большинства стран на два противоборствующих блока. Этим процессам сопутствовала победа буржуазно-демократических революций нового типа в ряде стран Востока: Китай, Вьетнам, Северная Корея.

50-е годы стали временем активного проведения со стороны США своей неоколониальной политики. США сменила Англию на посту мирового жандарма. Это начали осознавать многие страны и народы Африки, активизировавшие свою борьбу за полное, как политическое так экономическое освобождение. Революция на Кубе заложила плацдарм для скачка пролетарской революции в Южную Америку. Важнейшее значение имела борьба Палестины, она выступила «координационным центром» в борьбе против империализма на Ближнем Востоке.

Вторая часть программы посвящена истории Курдистана. В программе РПК говорится о том, что земли, на которых располагается Курдистан, были «колыбелью цивилизации», имевшие с древних времен важнейшее стратегическое значение. Это обусловило ожесточенную борьбу между разными политическими силами за доминирование в данном регионе. В VII в. до н.э. возникает мощное государство Мидия, которое рассматривается курдами, как часть собственной национальной истории. Мидия была завоевана персами в середине VI в. до н.э. После этого, начинается трагический этап курдской истории, в котором курдский народ подпадает под господство разных империй и народов (персы, греки-македонцы, армяне, римляне, византийцы, османы). Расселение курдов в гористой местности затруднило ассимиляцию курдов и позволило сохранить им национальную идентичность.

Решительные перемены в жизни курдского народа начались с момента религиозной экспансии арабов в VII в., а затем и огузских кочевых племен в XI в. Турецкое государство, первоначально, предоставило некоторую автономию курдским феодалам, рассчитывая использовать их в военном противостоянии с Сефевидсктм Ирана, но с первой четверти XIX в. началось планомерное подчинение курдских феодальных княжеств власти султана. Первая Мировая Война стала могилой для нескольких империй, в том числе и для Османского государства. Но курды в силу племенных пережитков и феодальной отсталости не смогли использовать эти процессы для своего национального освобождения. Многие курдские вожди были проводниками воли центральной власти, предавая интересы своего народа. В программе говорится: «Подавление и эксплуатация нашей страны на этапе капиталистической цивилизации достигли измерений, которые не уступают оккупациям и расхищению периодов держателя раба и феодальных периодов. Капиталистическо-колониалистские силы не боялись удалять имя нашей страны и существование нашего народа из истории со всеми возможными методами и ими находящимся в распоряжении средствам уничтожения.
Наша страна, которая была разделена между османским султаном и иранским шахом на две части, теперь в результате соглашения между турецкими колониалистами и французских и английских империалистов разделена на четыре части» .

С возникновением Турецкой республики, наступил этап капиталистического колониализма курдских земель. Центральная власть столкнулась с интересами курдских землевладельцев, которые не желали терять свои вольности и привилегии. В турецкой пропаганде курды именовались «горными турками», «реакционными варварами». Режим старался заполучить поддержку лояльных курдских племен, тем самым раздробляя силы курдского этноса. Курдское восстание 1925 г. имело массовый характер, но правительству удалось его уничтожить, по причине слабости руководства повстанцев – это были крупные аги и шейхи. Выступление Шейха Саида использовалось кемалистами для массового уничтожения курдского населения, и продления существования режима военной оккупации на территории Курдистана. Этот режим продлился с 1925 по 1938 гг.
Далее в программе говорится: «Несмотря на чрезвычайно благоприятные международные условия для освобождения от колониализма после Второй империалистической войны, не было достигнуто никакого прогресса, поскольку Турция не участвовала в этой войне, наша страна была под строгим контролем военных и поэтому отсталая социальная структура сохранилась» .

В послевоенный период, потребности турецкой экономики обусловили расширение рынков сбыта товаров, экспорта сырья и рабочей силы за счет курдских земель. Это нарушило былую социально-экономическую изоляцию Курдистана, и крепко втянула его в орбиту колониального турецкого капитализма. Массы безработной курдской молодежи устремились на запад страны в поисках заработка. Власти же, в свою очередь, старались использовать потоки трудовой миграции для продолжения интенсивной политики по ассимиляции курдов.

Стоит отметить, что в программе РПК была выражена важная мысль, что капиталистической строй в Курдистане « …не национальный капитализм, который разрабатывался внутренней эволюцией курдского общества, а управляемый извне капитализм, который находится в службе колониализма. Капиталистические предприятия находятся в большинстве во владении турецкого государства» . Цель данного экономического строя состоит в ограниченной модернизации курдского общества, при сохранении в нем рудиментов феодальных порядков. При этом же, ограниченная капиталистическая модернизация, сопровождается разграблением естественных и иных ресурсов Северного Курдистана. Тезис о внешнем характере капитализма для Курдистана находит определенную схожесть с представлениями русских народников. Последние видели в русской общине тот коммунистический элемент, который позволит избежать России тернистого пути построения национального капитализма. Но нигде в программе РПК нельзя отыскать надежд на курдскую общину как на элемент будущего бесклассового общества. Курдистан, в середине XX в. не являлся единым политическим и социально-экономическим пространством, на этих территориях не существовало единого национального рынка в отличие от России второй половины XIX в. Курдский этнос был разделенным народом, и каждая из его частей была вовлечена в жизнь государств, в которых доминировали иные нации-гегемоны (турки, персы, арабы). Вот, почему, полное отождествление взглядов народников и курдских революционеров было бы поверхностной передержкой. Идеологическая позиция РПК ближе к революционному опыту Китая или Вьетнама. В этих странах, организация революционеров в форме партизанской армии опиралась на революционную инициативу беднейшего крестьянства и небольшого рабочего класса в борьбе за национальную независимость и создание социалистического общества.
Ниже приведены основные тезисы, отражающие видение РПК места Курдистана на политической карте Ближнего Востока:

«A) Курдистан — это одно самых слабых звеньев в империалистической цепи на Среднем Востоке.
B) Курдистан — это классическая колония. Она была колонизирована Ираном, Ираком, Турцией и Сирией.

C) С одной стороны, продолжительное иностранное господство в Курдистане препятствует независимому развитию общества и позволяет сохраняться остаткам средневековья.

D) В Курдистане никакая из задач буржуазно-демократической революции не была решена. Колониализм и полуфеодальный уклад — это две важных цели этой революции» .

Третья часть программы содержит характеристику революционного процесса в Курдистане и насущных задач революционного движения. Курдская революция – это революция нового буржуазно-демократического типа и она имеет два аспекта – национальный и демократический. В программе говорится: «…национальный конфликт представляет собой главный конфликт, его разрешение является определяющим фактором для разрешения других общественных конфликтов. Пока не разрешен национальный конфликт, разрешение любого общественного конфликта невозможно. Первый шаг революции в стране должен быть непременно национального характера» .
Но ликвидация всяческих феодальных пережитков и колониализма также имеет очень важное значение. Социальная и национальная борьба тесно переплетены друг с другом: «Существует тесная связь между этими двумя аспектами революции. Оба аспекта почти слиты друг с другом. Демократическая революция развивается вкупе с национальной, причем последняя имеет главное значение» .

В связи с тем, что капитализм в Северном Курдистане носил, по мнению РПК, «внешний, навязанный характер», его продвижение было связано с целями турецкого колониализма. В недрах курдского общества, несмотря на наличие отдельных элементов, не смогла вызреть национальная буржуазия как класс осознающий необходимость национального освобождения. Крупные землевладельцы и компрадоры предали курдский народ, став частью господствующего класса Турции. Городская мелкая буржуазия также не обладает политической самостоятельностью. Единственная социальная база революционного движения в Курдистане – это классовый союз пролетариата и крестьянства. «Только политическое, политическое и организационное лидерство пролетариата может вызвать к жизни такой союз».
Конечной целью революционной борьбы курдского народа должен стать социализм, но для достижения бесклассового общества необходимо пройти труднейший путь. В программе РПК, этот путь представлен в следующих шагах.

Для того, чтобы попросту не пересказывать текст, позволим себе процитировать эту часть программного документа:
«А) Завершение господства турецкого колониализма и стоящего за ним империализма над Курдистаном. Для этой цели должны быть выполнены следующие задачи:

1.Создание широкого национального единого фронта из рабочих, крестьян, интеллигенции и патриотов из других классов и слоев.

2.Обеспечение всеобщей организации народа через создание объединений рабочих и крестьян, ремесленников, молодежи и женщин

3. Ведение народной борьбы, которая является главной формой борьбы против колониализма, для этой цели должна быть создана народная армия, куда набирать будут главным образом из крестьянства.

4.Прекращение разногласий внутри народа, которые провоцируются религиозным сектантством и сословным мышлением колониально-буржуазной партийной системы и используются землевладельцами для консолидации их собственного классового господства. Устранение регионализма и ограниченного национально-буржуазного мышления.

5. Разоблачение капитулянтских настроений, не ведущих к уничтожению ига Турецкой Республики, которые предлагают такие идеи как «региональная автономия», «автономия» и т.д., т.е., в основном, являют собой компромисс с колониализмом. Вести против них решительную борьбу.

6. Конфискация земель у землевладельцев, которые были замечены в коллаборационизме с колониальными захватчиками и раздача этой земли безземельным крестьянам.

7. Создание собственных хозяйственных, культурных, воспитательных и медицинских организаций для борьбы с многообразными формами разрушения, которое принес народу колониализм.

Б) Установление рабоче-крестьянского правительства как первый шаг к созданию демократической народной диктатуры. Это правительство будет проводить следующие мероприятия:

1.Конфискация всех эксплуатируемых колониалистами национальных ресурсов: таких, как фабрики, сельскохозяйственные производства и все другие предприятия. Все они будут переданы в общественную собственность.

2. Устранение финансово-кредитной системы колониализма и создание независимой финансово-кредитной системы.
3. Создание суверенитета страны. Нетерпимость к военным базам или привилегиям какой-либо другой страны.

3. Создание суверенитета страны. Нетерпимость к военным базам или привилегиям какой-либо другой страны.

4. Конфискация совокупного имущества всех собственников земли за исключением собственности патриотов, обобществление и раздача этой земли малоземельным и безземельным крестьянам. Патриотическим кругам для получения средств к жизни будет оставлено необходимое количество земли, остаток по договоренности будет передан в общественное владение.

5.Отмена всех долгов бедных крестьян ростовщикам и банкам.

6. Гарантия демократии для всех рабочих и крестьян в первую очередь, далее – для патриотических классов и слоев, применение диктатуры по отношению к землевладельцам-коллаборационистам и компрадорской буржуазии.
Устранение препятствий для организации трудящегося народа в экономической, политической и культурной областях, развитие законодательства для организации в этих сферах.

7. Открытие новых сфер деятельности для рабочих, мероприятия для духовного и интеллектуального роста рабочих, попытка введения 8-часового рабочего дня.

8. Устранение колониальной правовой системы и установление демократической правовой системы.

9. Устранение всех видов феодального угнетения женщин и установление гарантий равноправия мужчин и женщин во всех социальных и политических областях.

10. Устранение всякого рода угнетения национальных или религиозных меньшинств.

В) Создание независимой экономики страны. Для этой цели будут проведены следующие мероприятия:

1. Управление экономикой посредством центрального планирования.

2. Приоритетное развитие обобществленной тяжелой промышленности.

3. Использование природных ресурсов, перевод транспортной системы, торговли, банков и СМИ в общественную собственность.

4. Проведение земельной реформы и вовлечение крестьян в коллективные хозяйства при помощи и поддержке государства.

5. Приветствие частных инициатив, полезных для развития общества, также как и их поддержка и выделяемые на них государственные дотации.

6. Создание национальных образовательных и воспитательных учреждений вместо колониальных образовательных и воспитательных учреждений, выбор одного из курдских диалектов в качестве национального языка. Интенсификация исследований и организационной работы в сфере курдского языка, литературы и истории. Всему народу будет предоставлена возможность учиться читать и писать.
Г) Укрепление единства Курдистана. Для этого предусмотрены следующие мероприятия:

1. Осуществление революции в каждом регионе как собственная задача для живущей там части народа.

2. Борьба в каждом регионе против любых попыток, направленных на примирение живущей там части народа с аппаратом колониального государства посредством самых разных реформ под лозунгом «Автономии».

3. Мероприятия по обеспечению всемерной взаимной поддержки и солидарности между борющимися революционными силами в каждом регионе.

4. Объединение в целое будет осуществляться только по свободному волеизъявлению населения каждого отдельного региона.
Д) Применение пролетарского интернационализма по отношению к соседним народам и к межнациональным вопросам. Нужно обратить внимание на следующие пункты:

1. На базе дифференциации различных стран персональная ответственность любого революционного движения за революцию в собственной стране станет определяющим принципом для отношений с революционными силами соседних народов; на этой основе проводится скоординированная борьба на различных уровнях.

2. Единство с соседними народами базируется на свободе и независимости каждого отдельного народа. Будет проводиться неустанная борьба, чтобы сломить любое навязанное единство, которое не основано на этом фундаментальном принципе.

3. Дружба с социалистическими странами, союз с национальными освободительными движениями и солидарность с рабочим движением и демократическими тенденциями во всем мире положены в основу. Будет проводиться борьба за сохранение мира во всем мире» .

Как не сложно заметить при чтении вышеприведенной части программы, Рабочая партия Курдистана испытала  сильнейшее влияние национально-освободительных революций в странах третьего мира (в Китае и Вьетнаме, прежде всего). Именно поэтому, РПК позиционировала себя как часть мирового революционного фронта, сражающегося против империализма.
В задачи курдского революционного движения, в первую очередь, входило создание двух структур – широкого народного фронта и партизанской армии, с главной социальной опорой на беднейшее крестьянство. В течение 80-х годов, партии удалось успешно решить эти задачи. Затяжная партизанская война должна была завершиться буржуазно-демократической революцией нового типа, которая позволит создать рабоче-крестьянское правительство «как первый шаг к созданию демократической народной диктатуры». На первом этапе своего существования, новая власть вынуждена решать задачи буржуазной революции: устранение феодальных землевладений и других архаических пережитков в социально-экономическом укладе курдского общества. Но вместе с этим, в ядре первых революционных преобразований закладываются основы для перехода к более высокому типу общественной отношений, основанных на научном планировании производства и уничтожении антагонистических классовых противоречий.

Особое место в идеологии курдских революционеров занимала задача создания национальной государственности. Единый и независимый Курдистан предполагалось создать из осколков четырех разных государств (Турция, Ирак, Сирия, Иран). Позиция РПК, по этому вопросу, была очень радикальной, т.к. партия отвергала всякие компромиссные варианты в виде автономии, ведя борьбу за  полную национальную независимость Курдистана.
Важнейшая черта, характеризующая идеологию и практику РПК – это подлинный революционный реализм, отсутствие какой-либо маниловщины и прожектерства. Многие курдские партии в 70-е годы (например, СТПК) писали о необходимости начала вооруженной борьбы против турецкого режима . На практике же, они не были способны начать такую борьбу. Выдвинутые цели и принципы, очень часто оказывались сугубо декларативными, т.к. они не были подкреплены реальными действиями и систематической организационной и пропагандистской работой.

Исследователь С.В.Демиденко полностью прав, называя РПК «образчиком новой «честной» партии» . Группа курдских революционеров смогла за относительно короткий срок (1973 – 1978 гг.) разработать реальную программу преобразований общественных отношений в Северном Курдистане, основанную на глубоком изучении курдской социальной действительности, ее слабых и сильных сторон. Подводя итог, разбору первой программы РПК, важно отметить, что данная организация была органической частью исторической традиции антиимпериалистической борьбы, возникшей в странах третьего мира после окончания Второй Мировой войны. Но борьбу курдов за сохранение национальной идентичности и политическую независимость, значительно осложняла разделённость курдского этноса между различными странами, что накладывало свою определенную специфику на курдское движение в разных частях Курдистана.

Первую и вторую программу РПК разделяет между собой 18 лет. В январе 1995 г., на Пятом конгрессе партии была принята новая программа, содержащая основы идеологии и революционной стратегии движения. В данном документе нам интересна, прежде всего, та часть, которая содержит анализ курдского сопротивления с 70-х по начало 90-х г. История курдского повстанческого движения делится на несколько периодов:

1)1973 — 1977 гг. На данном этапе  существовала группа курдской  интеллигенции, занимающаяся  теоретической работой.

2)1978 — 1980 гг. В этот период возникает организация профессиональных революционеров — РПК, которая пытается провести первые акции «вооруженной пропаганды». Но вскоре после военного переворота 12 сентября, РПК вынуждена переместить свой штаб на территорию Сирии.

3)1980 — 1982 гг. – один из самых тяжелых периодов в истории движения. На молодую организацию обрушиваются тяжелые репрессии, десятки активистов попадает в тюрьмы и гибнет мученической смертью. Среди них, такие видные члены партии как Мазлум Доган, М. Хайри Дурмуш и Кемаль Пир .
4)1982 — 1984 гг. – постепенное возвращение активистов РПК на территорию Турции  и  подготовка восстания на юго-востоке страны.
5)1984 — 1990 гг. Этот период ознаменован началом  широкой партизанской войны и созданием мощной инфраструктуры для  широкого революционного движения на юго-востоке Турции.

6)1991 – 1995 гг. В последнее десятилетие XX в. курдское национальное движения Турции находится в стадии подъема. Происходят стихийные выступления курдских масс с требованием прекращения ассимиляционной политики турецкого режима. В РПК вливается большое количество новых активистов. Наряду с этим,  международная ситуация  осложняется. На этом фоне турецкие военные наращивают свои силы, задействованные в борьбе с партизанами. Турция предпринимает ряд крупных безуспешных военных операций на юго-востоке страны.

Исторический экскурс завершается следующим важным выводом: «На своем 5-м Конгрессе, после 25 лет борьбы и 4 последних лет интенсивных военных действий, наша партия достигла кульминации своей истории. 25-летняя борьба и накопленные теоретические и практические знания, впервые в его истории, привели Курдистан к точке всеохватывающего политического, организационного и военного преобразования и развития. Когда мы изначально работали над проектом партийной программы в сентябре 1977 г., тогда еще не было борьбы как таковой – только стремление и осознание необходимости сражаться. Программа нашей партии не была основана на каком-либо практическом реальном опыте ведения борьбы, это был лишь набросок того, что мы под борьбой подразумевали. Сейчас же мы обладаем богатым теоретическим и практическим опытом, мы проделали большой политический путь и уже можем реализовать многое из того, что представляло собой лишь абстрактные идеи в 1977 г. Вдобавок ко всему, в мире произошли кардинальные изменения с 1977 года. Мир выглядел тогда иначе, нежели сегодня. Советский Союз исчез, Советский блок развалился, и существенные перемены определили дальнейшее развитие социалистического движения. Эпоха социализма, возглавляемого СССР, завершилась. Это была эпоха примитивного и жесткого социализма. К сегодняшнему дню уже началась новая эпоха социализма, а именно эпоха его благосостояния. Наша партия – это воплощение одного из наиболее весомых социалистических движений в этой новой эре, и мы намерены оставаться верными нашему революционному долгу» .

Некоторые исследователи  называют пятый конгресс — «конгресс ради перемен», указывая на фундаментальные изменения в стратегических целях партии. Взамен независимого государства, РПК  нацелила свою борьбу на  автономию в составе Турции. Для таких выводов дают почву и заявления руководителей партии, Мурат Карайылан заявил в своем интервью: «В 70-е годы мы были в левом сообществе. Под влиянием реального социализма, мы поняли право наций на самоопределение, как право на отделение. Такое понимание просуществовало до 1993 года. После окончания Холодный войны, наш взгляд начал меняться в течение распада Советского Союза. По отношению к Советскому Союзу, мы были уже настроены как к ревизионистам. Таким образом, его крах не был травмирующим для нас. Мы выучили из этого урок, который зависит от нашей собственной силы. Перемирие 1993 г. было значительной возможностью. В течение этого периода мы уже повернулись к мнению «решение Курдского вопроса внутри Турции и вместе с Турцией». Это также было важным преобразованием» .

Тем не менее, если мы взглянем на вторую программу РПК, то с полной уверенностью сможем прийти к выводу, что качественным образом по сравнению с первой, ее не содержание не изменилось. Третья часть, содержащая перечень необходимых революционных преобразований, практически, в точности совпадает с первой программой. В чем же дело? Почему радикальное изменение политической линии партии не нашло отражение в программе? Для ответа на этот вопрос, стоит вспомнить политические настроения масс в Северном Курдистане в 60-е г. и 70-е г. Курдская общественная мысль сохранила исторические традиции курдских восстаний XIX и начала XX вв., наряду с этим испытывая на себе мощное влияние социалистических идей. Связующим звеном этих двух идейных потоков была борьба за курдскую государственность. Данная задача была центральным звеном в идеологии многих левых курдских партии в начале 70-х годов, в том числе и РПК. Отказаться от этого означало перевернуть целую страницу в истории национально-освободительной борьбы курдов, выдвинув новые столь же  стратегические задачи. Если не курдское государство, то что? Ответ на этот вопрос требовал от руководства РПК фундаментального переосмысления всей прошлой идейной парадигмы курдского сопротивления, строительство новых философских свай. На наш взгляд, РПК не была готова осуществить это в 1995 г., несмотря на гибкие политические заявления своих руководителей. Переломным моментом, способствующим эволюции партийной идеологии стал арест Абдуллы Оджалана в 1999 г. Это стало мощнейшим ударом по РПК, продемонстрировав  глубокие кризисные тенденции внутри партии. На официальном уровне, отказ РПК от достижения курдской государственности произошел на седьмом экстренном конгрессе партии в январе 2000 г..   В официальном обращении РПК о седьмом конгрессе было сказано: «Участники конференции пришли после обширных отзывов и обсуждения, которые были разработаны на основе указаний нашего председателя в сложных условиях, к выводу, что демократические перемены и трансформации Турции является необходимым и актуальной задачей. Было также установлено, что на основе ценностей и достижений нашей борьбы, успешная реализация этой задачи возможно.
Наш 7-й Конгресс исходил из того, что демократизация Турции и решение курдского вопроса переплетается как актуальный вопрос друг с другом, и особенно реализация прочного мира является основным требованием для этого. В связи с этим, седьмой конгресс на основе проекта «Демократическая Турция», предложенного нашим председателем Абдуллой Оджаланом, установил программные и организационные принципы для стратегии политической борьбы» .

Максим Лебский. Январь – май 2014 г.

Продолжение следует

 

 

 

Короткая ссылка:: https://kurdish.ru/Jdb68

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях