Если рассматривать в этом ракурсе истины, высказываемые от имени европейской мифологии или науки,
можно будет гораздо точнее осознать европейскую цивилизацию. В историческом фундаменте промышленного переворота лежит ссылка христиан и частично иудеев, которая стала вынужденным решением перед лицом идеологической и практической агрессией ислама. Постепенно усиливался их исход из Ближневосточного региона. Незадолго до ислама христианство и иудаизм развивались в качестве гегемонистских идеологий Ближнего и Среднего Востока после римского владения (Западный Рим). Их влияние ощущалось на всем пространстве от Китая до Иберийского полуострова. Европейская урбанизация, набиравшая обороты с XX века, имела место и на Ближнем и Среднем Востоке. Здесь зарождалась новая волна цивилизации Средневековья, вдохновляемая древней эллинской культурой. В частности, у греков, армян и ассирийцев был заметен определенный подъем цивилизации. Актуальным было своего рода преддверие Ренессанса. Самый яркий свой период переживало манихейство. Традиция идолопоклонничества разрушалась ускоренными темпами. Если Западный Рим пал перед фронтом таких процессов, то Восточный Рим нашел свое место в истории только благодаря тому, что принял христианство в качестве официальной идеологии. В основе возвышения Восточного Рима (Византии) значительное место занимают эти идеологические процессы.
Выступление, называемое «исламской революцией», развивалось как следствие упадка верований и родоплеменной структуры Аравийского полуострова. Она сформировалась в качестве более радикальной конфессии авраамистической религии. Основой выступления послужили как тысячелетние миграции племен, так и объединение новой идеологической формации. Ислам стал предварительной стадией перед появлением на сцене огузского и монгольского факторов. Контакт с цивилизацией был перенесен на уровень возможного становления в качестве новой гегемонистской силы. В это время традиционная гегемония Ирана распадалась ускоренными темпами, Византия тоже не смогла избежать быстрого отступления от своих позиций. Ислам уже с середины VII века стал новой гегемонической силой Ближнего и Среднего Востока. Последовательно ускоряющийся распад Византии усилил перенос в Европу христианства и частично иудаизма. Чем сильнее становился ислам в Ближневосточном регионе, тем сильнее становилось христианство Европы. Если христианство Ближнего и Среднего Востока теряло силы, то христианство Европы превратило вопрос усиления своих позиций в проблему существования.
Крестовых походов (между XXI-XIV веками) оказалось недостаточно, чтобы развернуть ситуацию в обратную сторону. Основной фактор был связан с гегемонистской структурой в Ближневосточном регионе. Верховенство и гегемонистские позиции отстаивались не только в сфере производства, торговли и денег, но и в науке, искусстве и военно-политической сфере. Наиболее значительным последствием крестовых походов стало понимание того, что на том уровне цивилизации, на котором находилась на тот момент Европа, ей не справиться с Востоком и исламом. Эти реалии вынудили силы европейской цивилизации перейти на новый этап. Уроки, преподанные исламской цивилизацией Андалузии на Испанском (Иберийском) полуострове, еще были свежи, а османские силы, распространившиеся через Анатолию на Балканы и в Центральную Европу, в XVI веке стали просто кошмаром. Усиление в XVI веке капиталистической системы тесно связано с этими реалиями.
Силы европейской цивилизации, которые из своего многовекового опыта еще лучше осознали, что не смогу решить вопрос своего существования до тех пор, пока не одолеют исламскую цивилизацию в сфере материальной и духовной культуры, посчитали наилучшим средством развитие капитализма как системы. Безусловно, я не касаюсь истории капитализма. Известно, что этот вопрос требует многотомных исследований и в принципе достаточно разработан. Обстоятельство, которое следует подчеркнуть, заключается в необходимости раскрытия его основной стратегической связи. Историю цивилизации нельзя понять без стратегии. Для понимания истории цивилизации недостаточно ни перечисления фактов, ни содержательного анализа. До тех пор, пока не будут раскрыты стратегические факторы в основных элементах цивилизации (производство, торговля, политика, армия, идеология), все процессы развития и преобразования не могут быть достаточно продуктивно осмыслены. Каждый процесс в истории цивилизации переживает развитие внутренних и внешних конкурентных, гегемонистских стратегий по отношению к представляемым ею основным элементам. Она находится в постоянном тесном сопряжении с противостоящими стратегиями. Итог определяется в борьбе, разворачивающейся между этими стратегиями. Капиталистическая волна в европейской цивилизации реализовалась как выбор в этапах борьбы, развернутой стратегическими силами как между собой, так и на внешнем фронте.
Выбор капитализма невозможно считать ни следствием «разумного движения» по Гегелю, ни обязательным итогом идеологи просвещенного прогресса К. Маркса. Как мы уже старались в соответствующих разделах показать, капитализм — это система, о существовании которой известно еще со времен Шумера. Это элемент, разлагающий социум, он зафиксировался в исторической памяти всех обществ как наиболее зловещее и безнравственное явление, с которым не следовало бы сталкиваться, и общества по собственной воле постоянно боролись с этим явлением. Отражаясь на социальной поверхности и время от времени сталкиваясь с жесткой реакцией, капитализм, находясь даже на самом дне, всегда старался сохранить свое существование коварными и тайными путями. Ни один метод и инструмент эксплуатации не обладали такими, как капитализм, особенностями, позволяющими разрушать общественный уклад, держать в состоянии постоянного кризиса и хаоса. Все остальные силы цивилизации, даже будучи сами угнетателями и эксплуататорами, считали обязательным, с точки зрения постоянства существования общества, ограничение капитализма и постоянное удерживание на дне в силу вышеназванной его структуры. Не стоит даже говорить о том, является ли капитализм передовым этапом цивилизации: факт, что он постоянно концентрировал в себе проклятия всех обществ, превратился в раковую опухоль нравственного и политического общества. Кризис, распад и уничтожение, переживаемые современным обществом и окружающей средой, подтверждают непогрешимость нравственного подхода, являющегося совестью всей социальной действительности.
Капитализм обеспечивает постоянное превосходство силам, использующим его наиболее эффективно, но делает это за счет того, что постоянно держит общество в состоянии кризиса, лишая способности к действию нравственные и политические позиции обществ, провоцирует постоянные внутренние и внешние войны, доводит социум до грани упадка и уничтожения. В итоге мощь и богатство концентрируются в руках небольшой группы. Это руки «победителей», но перед ними — распавшееся общество и окружающая среда, доведенная до состояния невозможности дальнейшего существования.
Победу капитализма, который мы может охарактеризовать в таком ракурсе, на поле европейской цивилизации можно конкретизировать в виде основных тезисов.
а. Война Венеции за гегемонию
Главный вопрос, который следовало бы задать, таков: отчего подъем Венеции не превратил ее во второй Рим? Ведь Венеция могла бы достичь такого же успеха, как и Рим античной эпохи. Она ничем не уступала Риму. Достоинств у нее было, пусть и не больше, чем у Рима, но очень много. Венеция был на пике своей эпохи по всем основным категориям цивилизации, в первую очередь, это торговля, производство, власть, наука и искусство. Венеция смогла проникнуть на весь Восток, от Китая до Ближнего и Среднего Востока, от Балтийского моря на севере до горных районов Сибири, на юге до Сахары. Средиземное море Венеция контролировала, по меньшей мере, так же, как и Рим. Она почти построила торговую монополию во всех этих пространствах. Богатства текли в Венецию так же, как и в Рим. Она стала новым центром финансовых средств, денег и банковского дела. Венеция могла осуществлять самое качественное промышленное производство своего времени, если находила таковое прибыльным. В частности, она практически обошла изнутри Византию и исламский мир, не оставила ни одной ценности. Не будет преувеличением назвать Венецию гегемонистской силой XIV-XVстолетий. В данном ракурсе можно считать ее главенствующей силой, перенесшей ценности восточной цивилизации в Европу.
Абдулла Оджалан
Манифест демократической цивилизации
Газета « Свободный Курдистан» №6
Продолжение следует