Как бы мы ни старались рассматривать Зороастра в качестве пророка, его позиция ближе к философии. Он жил предположительно между X и VI в. до н.э.
Считается, что Зороастр родился в северо-западном Иране, где последствия земледельческой революции ощущались особенно сильно. Он был страстным приверженцем аграрной экономики. Можно установить опре-деленное влияние неолитической культуры на его жизнь и лич-ность. Основой всего для него были труд и бессмертие жизни как таковой. Цвет зелени Зороастр считал священным и уделял огромное внимание охране природы. Он запретил приносить животных в жертву, считая более полезным использовать в хо-зяйстве их силу, а также получаемое от них масло и молоко.
Зороастр подверг глубокому реформированию первобыт-ную арийскую систему верований. Мы рассматриваем его как пророка, имея в виду, что именно он положил начало процессу отхода от политеизма и, подобно пророку Аврааму, находился на пути к монотеизму. Если пророк Авраам искал единого бога для семитских племен, то Зороастр — для арийских. Триаду ос-новных арийских богов того времени, коими были Индра, Ми-тра и Варуна, он заменил единым богом Ахура-Маздой (Аху-ра — Мазда означает «Господь Бог»).
Таким образом Зороастр преодолел целый этап на пути к установлению монотеизма в Иране, Мидии и Анатолии, сыграл большую роль в возникнове-нии ряда понятий, таких как «рай», «ад», «мост, ведущий в рай», «ангелы», «небесные ярусы», «Судный день», «Высший суд», «весы Судного дня, на которые будут положены добро и зло». Он высоко ценил женщину, очень серьезное внимание уделял душевной и телесной чистоте. Зороастр являлся пророком зем-леделия, честного заработка, прочной семьи, благоустроенного очага, отвергая всякое применение силы за исключением само-обороны.
Философское мышление Зороастра основано на диалектиче-ском принципе единства и борьбы противоположностей в фор-ме борьбы света и тьмы, добра и зла. Он первым признал волю человека свободной — это означало посягательство человека на творчество, которое считалось божественной прерогативой. Личное творчество, ставшее сущностью западной философ-ской мысли, — основополагающая философская позиция Зоро-астра. Взятие за основу принципа свободной воли фактически означает начало философии и отторжение мировоззрения раба. Именно в этом аспекте учение Зороастра находится на пере-ходной стадии между религией и философией. Представляя собой расхождение путей развития религии и философии, оно стало значительным шагом к прогрессу.
Исследования подтверждают, что Зороастр сыграл важную роль в выборе пути двойственного развития и фактически стал его основоположником как в восточной (индийской, китай-ской), так и в западной философии. Эта его роль зиждется на высочайшем синтезе шумерской и арийской культур. Мидия, страна, объединившая плодородные долины Тавра и Загроса, стала точкой пересечения шумерской городской и неолитиче-ской земледельческой революций. В равной степени синтезиро-вав это наследие, подвергнув его глубоким преобразованиям, значительно реформировав, а также смягчив законы, действо-вавшие в эпоху раннего рабовладения, Зороастр одновременно стал представителем классической эпохи, для которой харак-терно большее тяготение к логике, и, освободив волю земле-дельческого общества, олицетворил собой миссию поиска пути, открытого для философии.
Наиболее реальным был бы поиск слияния стремления к мо-нотеизму и философского мышления, основанного на свобод-ной воле, в культуре двух самых сильных субъектов истории, обитавших на данном плодородном географическом простран-стве. Отнюдь не случайно, что именно великий немецкий философ Ницше лучше всех осознал серьезное значение исследова-ний и разработок, касающихся Зороастра. Опора на Зороастра в поисках истоков утраченной воли и моральных ценностей Ближнего и Среднего Востока и Месопотамии может иметь, помимо чисто научного интереса, смысл для понимания неза-висимой социальной философии и причин, оживляющих нрав-ственные понятия, что служит актуализации и становлению жизненного характера путем повторного обретения собствен-ного «я».
Именно эти стереотипы господствующей идеологии раньше всех разбил Зороастр. В его «Гатах» («Gatah» — высказывания Зороастра; по-курдски gotin означает «слово») господствует стиль мольбы и своеобразного допроса, учиняемого богам, что, в сущности, является постановкой вопросов, адресованных со-временной ему идеологией. При этом Зороастр демонстрирует бунтарский дух, предельную откровенность и невиданную сме-лость.
Тут мы имеем дело с сильным, решительным характером, не собирающимся отступать, не получив ответа. До этого никто, в том числе и цари, не осмеливался учинять допрос самому Богу. Это был протест как против примитивных анимистических ве-рований, так и против шумерской религиозной традиции абсо-лютного господства Создателя. В этом — первенство Зороастра. Характерно, что великий немецкий философ Ницше, глубже всех осознавший смысл данного исторического шага, озаглавил свою книгу «Так говорил Заратустра».
Пройдя сквозь толщу идеологии, господствующей над ходом цивилизации и полностью обволакивающей систему, Зороастр проторил путь к человеческой воле, что стало одним из вели-чайших идеологических переворотов в истории. Обращение к Богу со славами: «Я существую, я спрашиваю тебя, и ты дол-жен мне ответить!», — являлось не слыханной по тем временам дерзостью для человека, который, согласно господствовавшей идеологии, был недостоин даже собственной тени, и приводило к перевороту в мышлении и воле. Так в социально-политиче-ской системе впервые прозвучал призыв к свободе личности. Это привело к потрясениям и изменило как веру в абсолютное господство Бога, так и в установленную богами неограничен-ную власть рабовладельцев.
На родине Зороастра, в Мидии, цивилизация развивалась по двум направлениям. Наряду с характерной для Индии, Китая, Египта и многих других государств абсолютной авторитарной системой, возносящей саму себя до уровня божественной и ото-ждествляющей богов с правителями, в греко-римской системе развивалась дифференциация религии и политики, частично ограниченная существованием республики и прогрессом со-знания. Основой этого развития, называемого великим раз-двоением цивилизации или расхождением ее путей по линии Восток-Запад, является реформаторский процесс, в котором главную роль первопроходца сыграл Зороастр. По меньшей мере таким же важным, как создание цивилизации, стал второй великий исторический шаг, сделанный в Мидии, — разделение и преобразование цивилизации.
Именно здесь Зороастр четко определил значение таких антагонистических понятий своей идеологии, как свет-тьма, добро-зло, рай-ад, красота-уродство, правда-ложь. Наиболее важным явилась выработка основопо-лагающего философского принципа, согласно которому разви-тие возможно только благодаря существованию противоречий. Этот принцип полностью подтвержден наукой и отражает за-кон развития как природы, так и общества. Новаторство Зоро-астра заключается именно в этом.
Нелегко добиться подобных изменений в обществе, для ко-торого характерно только лишь одностороннее движение, ли-шенном творческих возможностей, попавшим под влияние абсолютизма и мира богов. Обращение к одушевленным су-ществам, чья история мышления в течение трех тысячелетий протекала по божественным законам, навязанным человеку рабовладельческой эпохой без какого-либо права выбора или обсуждения, в полном соответствии с природными законами неолита, характерными для пресмыкающихся, с призывом: «Встань, распрямись, будь хозяином своего мышления и воли и обрети уважение» — являлось мощнейшим духовным и нрав-ственным переворотом. Значение этого возвышения цивилиза-ции, осуществленного в основном Зороастром, будет с каждым днем осознаваться все яснее и яснее.
Существование в зороастризме двух богов — бога добра Аху-рамазды и бога зла Ангро-Майнью (или Анхра-Мань) — яви-лось религиозным отображением действительности. Однако не это главное. Зороастр использовал подобную терминологию в связи с тем, что идеологический акцент того времени требовал данных стереотипов. В сущности, это философская, но в то же время и глубокая нравственная революция, осуществленная в обществе. Некоторые практические итоги этой революции известны. Зороастр хотел положить конец обряду жертвопри-ношений — пережитку древних первобытных верований.
Он говорил о том, что не следует приносить в жертву животных, ибо они — источник неоценимой жизненной пользы. В то же время Зороастр был одержим идеей развития земледелия. Об-ладая высокой моралью, являясь примером высоконравствен-ной жизни, гармоничного супружества, он считал важнейшим счастьем совместную, на равных условиях жизнь с любимым человеком, обладающим свободной волей. Ни в одной системе нельзя встретить такого понимания супружества. Зороастр — величайший представитель осознания истинного счастья, за-ключающегося в честном труде. Он страстно любил ясность и свет, остро чувствовал женскую красоту. Неприятие тьмы и зла он поставил во главу угла своей философской концепции.
Анализ «Гат» Зороастра и приписываемых ему концепций религиозных верований является прерогативой профессионалов, однако нет сомнения, что в общих чертах они именно таковы, как изложено. Известно, что разработку философских и нравственных вопросов Зороастр не завершил и не довел до уровня социальной системы. Но это не умаляет величие мысли философа, взявшего за основу принцип стремления от борьбы противоречий к синтезу и праву обретения человечеством мо-рали свободной личности. В тех странах и обществах, где жил Зороастр и где распространялись его идеи, до сих пор сохрани-лось очень сильное их влияние. Политические результаты зоро-астризма не заставили себя ждать.
Оценивая культурно-политические условия мидийско-пер-сидской эпохи, важно наряду с опровержением неточных мето-дологических представлений в целом основываться на верных подходах и принципах. В противном случае, невозможно объек-тивно осознать решающее значение данного явления, ставшего ключевой темой как Ближнего и Среднего Востока, так и рас-хождения цивилизации Востока и Запада. Положив начала но-вому этапу, это ускорило развитие греко-римской цивилизации и сыграло основную роль в том, что рабовладельческие цивили-зации Китая и Индии не задохнулись в водовороте истории, как это видно на более раннем примере Хараппы, а, напротив, всту-пили в стадию фундаментального совершенствования, оставив неизгладимый след в истории. В целом является общепринятым мнение, что без этого звена ни на Востоке, ни на Западе либо не было бы развития цивилизации, либо оно пошло бы по совер-шенно иному пути. Данная идеологическая и нравственная ре-форма, которую мы старались охарактеризовать как традицию, оставшуюся от Зороастра, была в гораздо большей степени, чем это принято считать, ориентирована на содействие процессу независимого развития цивилизаций Востока и Запада.
Традиции зороастризма сыграли важную роль в истории курдского народа, став переходным историческим этапом меж-ду язычеством и аврамистическими религиями. Зороастризм оказался первой религиозно-этнической революцией, затро-нувшей культуру и традиции племен, и, обратившись к нрав-ственности, положил конец обожествлению идолов.
Несмотря на то, что данный процесс имел место в более ран-нюю эпоху, мы можем заметить здесь определенные аналогии с зарождением ислама в среде арабских племен. Ставшие осно-вой вера и нравственность позволили создать среди мидийских племен, являющихся предками курдов, более высокую единую цель. Демократия представляла собой основной способ разре-шения проблем, возникавших в племени.
Верования, возникшие за тысячу лет до Рождества Христова, еще за шесть столетий до нашей эры, с приходом зороастризма сложились в общественную систему. Революционное значение зороастризма состоит в том, что ему впервые удалось перешагнуть узкие границы племен и пра-вящих династий, объединив племена, кочующие в окрестно-стях Медины.
Жрецы, называвшиеся магами, стали влиятельной в обще-стве силой. Зороастризм сконцентрировал в себе огромную со-циальную энергию. То, что религия, выдвинувшая в качестве основной идеи нравственные принципы, впервые оказалась способна объеди-нить племена, имело поистине революционное значение, к со-жалению, недостаточно оценённое до сих пор.
Тем не менее, зороастризм оказался не менее важным, неже-ли христианство и ислам, сыграв определяющую роль в образо-вании аврамистических религий. Именно благодаря зороастризму стал возможным образова-ние конфедерации мидийских племен. Эта историческая тради-ция сохранилась у курдов — езидов, дошла до наших дней и, на-ходясь на грани исчезновения, настоятельно требует изучения.
Если внимательно приглядеться к традициям курдов — ези-дов и курдов — алавитов, особенно в той их части, которая относится к женщинам, можно отметить характерные черты традиции зороастризма, то есть демократичность, свободу и равенство. Несмотря на все гонения, это люди — прямые и отважные, живущие в гармонии с природой.
Реально существовавшие в доисламскую эпоху культурные традиции курдского народа сохранились и дошли до наших дней, и тщательное изучение этой части нашего народа позво-лит раскрыть не только прошлое курдской нации, но и эволю-ционный процесс последнего тысячелетия.
Несмотря на то, что в данный момент об этом умалчивают, глубокое и всестороннее изучение докажет, что курды являют-ся носителями демократической цивилизации. Курдская племенная знать быстро подверглась ассимиляции. Приверженность древним традициям и культуре зороастризма с определенной точки зрения приносила им не пользу, а вред, приводя к гибели.
Краткий период противостояния завершился принятием чу-жого языка и чужой культуры. Данная ситуация вообще типич-на для аристократии покорённых стран — это было условием дальнейшего существования. Уже VII — X вв. нашей эры продемонстрировали наличие достаточно мощной знати, воспринявшей арабский литератур-ный язык и культуру.
Можно говорить о культурной составляющей, в значитель-ной степени связанной с мировоззрением. Необходимость его выражения сузила важность языка, что, в свою очередь, обра-зует социальную среду, то есть общество. Центральной линией развития этого общества является гор-ный хребет Загрос — Торос, а основными группами данной си-стемы — предки курдского народа. Именно они представляли собой древнейшую языковую группу — арийские племена, в дальнейшем расселившиеся по всему миру.
В курдской среде основными организующими единицами являются клан и племя. Кровные узы и родство такого значе-ния не имели — в этом отношении зороастрийские традиции отличаются от семитских. Определяющим моментом для зоро-астризма была свобода жизни.
Существуют два серьёзных отличия.
Постепенное усиление ислама приводило к тому, что те, кто отрекался от зороастризма, получали привилегии. Исламиза-ция курдской культуры привела к утрате свободной жизни. Ответом стало сопротивление, оказываемое исламу алевиз-мом и езидизмом, что было связано с традициями зороастриз-ма, стремлением к свободной жизни и подтверждало жизнен-ность данных культурных традиций.
Здесь мы вновь сталкиваемся с типичным для Средневеко-вья явлением: движения социального протеста приобретают религиозную окраску. Именно алевизм и езидизм позволили курдской националь-ной культуре не только сохраниться в Средние века, но и уси-лить тяготение к свободе. Традиции зороастризма, основанные на гуманизме, нрав-ственности и уважении к свободному волеизъявлению, воз-никли как ответ курдской культуры на агрессивный характер шумеро-вавилонской и ассирийской эпох.
Культ богини, матери всего сущего, и новое религиозное течение, маздеизм, в определенной степени были порождены противодействием идеологической гегемонии шумеров. Основой маздеизма как системы верований является эволю-ционная диалектика, дуалистическое противопоставление све-та и тьмы. В этом отношении мировоззрение, характерное для зороастризма, продолжает линию маздеизма.
Для зороастризма характерны связь свободы человека с его нравственностью и волей, а также неприятие рабства. Именно зороастризм впервые подверг сомнению роль Соз-дателя, что сохранилось и дошло до наших дней в виде вопроса: «Скажи, кто ты?». Этот вопрос, обращенный к Творцу, является философской основой зороастризма, подтверждая таким обра-зом возможность обсуждения самого термина «Бог».
Развитие героической структуры и подчиненность ее циви-лизационному процессу способствовали постепенному разру-шению культурных традиций племен.
Абдулла Оджалан «О религии езидов и философии Зороастризма»
Союз Езидов Москвы Россия, г. Москва, 2013 г.