Что мешает эздианам, быть едиными?

Что мешает эздианам, быть едиными?

(Интервью сайта Amida Kurd (Швеция) с курдским исследователем, писателем и публицистом Азизом Мамояном (Азиз э Джаво) …)

V

Amida Kurd: Здравствуйте, Азиз Джавоевич!

Азиз э Джаво: Добрый час Вам и Вашим читателям!

Amida Kurd: В предыдущих наших беседах в рамках данного интервью мы обсудили большинство проблем, которые существуют в эздианском обществе и становятся  помехой на пути становления единства эздиан. Были рассмотрены также причины, порождающие эти проблемы.

Интересно, как Вы думаете, можно считать, что всё было сказано, что были найдены ответы на все вопросы? Несмотря, мы уверены, что Ваш ответ будет отрицательным, так как, Вы лучше знаете, как всю сложность этих проблем, так и порождающие их причины и обстоятельства, но, всё же! Ведь, как бы не было, интересно знать, а дальше как быть, что можно сделать, чтобы вопросы, связанные с причинами и обстоятельствами, порождающие разногласия и дискуссии в обществе, были обсуждены в разных слоях  народа? Как заострять внимание общества на них? По Вашему видению, для оптимизации этого процесса какие пути и методы могут быть более конструктивными?

Азиз э Джаво: Конечно, в предыдущих наших беседах многие вопросы и проблемы были рассмотрены и внимательно проанализированы. Даже можно сказать, что после публикации этих бесед, многие уже по-другому смотрят на особенностей своей древней религии. И до какой-то степени они уже многие особенности различают. Я думаю, данное интервью показало, что, несмотря процесс уничтожения эздианства, вот, уже больше чем 1350 лет продолжается, все ровно, первозданные основы этой самобытной религии до сих пор в народе сохранялись. И, при внимательного изучения образцов устного народного творчества, можно многие из этих основ найти и возродит!..

В своих беседах с Вами мы заново анализировали и обсудили различные особенности эздианствадревней религии курдского народа, и выявили их исторические корни, о которых я и раньше говорил, и они стали темой моих научных исследовании. В процессе поиска ответов на Ваши с читателями вопросы, многие стороны проблемы, были выявлены и анализированы. Может быть, до какой-то степени, для начала это достаточно, но в целом, можно сказать, что в обществе только-только начинается процесс массового понимания самобытности эздианства, как древней религии предков. Ещё предстоит постепенно преодолеть те психологические барьеры, которые в течение столетии были наращены в обществе. На самом деле, возникла очень сложная ситуация: все национальные ценности, святая святых и понятия были подменены чужеродными понятиями и терминами, постепенно их навязывали обществу, и общество со временем привыкло к ним.  И, что бы эти барьеры были преодолены, данное интервью имеет особое значение, так как, оно является той площадкой, где на научном уровне обсуждаются самобытные основы эздианства, о которых до этого подробно говорилось в моих исследованиях. Это подготавливает почву, чтобы обсуждать их в более широком круге читателей, тем самим, создать предпосылки для более широкого обсуждения данной проблемы. Можно сказать, что это только начало процесса перехода от узко-научного к широкому, общественному обсуждению проблемы, и её осмыслению.

Можно сказать, что наши исследования и такое широкое обсуждение проблемы, которое Вы инициировали, являются своего рода подготовительной работы для такого перехода!

Но то, что сегодня в обществе эздиан и в целом среди курдского народа происходит, должно быть обсуждено, с учётом тех особенностей, которые нами были выявлены. Таким образом, появятся возможности, в рамках этих обсуждении, определить правильное направление данного процесса.

Amida Kurd: То есть, Азиз Джавоевич, Вы хотите сказать, что после таких научных исследовании и широких обсуждении, мы смогли только достичь начала?

Азиз э Джаво: Да, да, именно это я имел виду!

Знаете, как и раньше я неоднократно отметил, то, что творили и сегодня продолжают творить с нашим народом, хуже физического уничтожения. Вы спросите – почему? – Отвечу, – Если, скажем, кто-то или какие-то силы захотят, физически уничтожать конкретного человека, или отдельного общества, или же, скажем, конкретной нации, они несомненно встречаются сопротивления этих людей, которые решительно противостоят этим действиям и защищать себя. И это естественно! А, если им удастся физически уничтожать человека, он уходит из этой жизни, и никакой проблемы не остаётся для него. Но, если человек изнутри подвергается духовному насилию, его духовный мир подвергается принудительному трансформацию, тогда деформируется весь его внутренний мир, все духовные ценности, которые тысячелетиями, путём естественного отбор состоялись. В результате этот человек отчуждается от самого себе, от своих корней, от своего окружения и превращается в опасный элемент как для своего духовного мира, так и для всего общества. Именно, вот, это и творили с частью нашего народа! Люди, не сознавая этого, против собственного желания и своей воли, становится инструментом в руках этих миссионеров для уничтожения собственных духовных корней! И такие примеры на каждом шагу встречаются!

Вот, в чем заключается беда непонимания данной ситуации!

И, если это с отдельным человеком может так не особо заметно произойти, но с целой нации – этого не возможно! В истории человечества ничего бесследно не исчезает. Бывали такие случаи, когда потерянные или забытые исторические ценности, спустя несколько тысячелетия, благодаря стараниям учёных и исследователей постепенно становились достоянием общества. Результаты научных исследовании истории цивилизации Шумера, Майя, Египта и других являются наглядным примером этого.

Жизнь продолжается – и другие темы дождутся своего часа!

Читатели помнят, в предыдущих частях нашей беседы мы привели примеры того, как исламские миссионеры разными путями проникли в древнюю религию курдского народа – эздианство, её изнутри постепенно изменили, и оно не только приобрело новую «оболочку», но и превратилось, своего рода, в своего же антипода, стало противоположностью своей первозданной сути, и я именно это имел виду, когда говорил: «То, что творили и сегодня продолжают творит с эздианством, хуже и опаснее экспансии времён Омара бен Хаттаба и последних нашествии и варварских бесчинств головорезов ИГИЛ»

В предыдущей части нашей беседы я упомянул слова покойного Хало, эздианского святого отца, о понятия Tawisî Melek («Тауси Малак»), из его книги: “Ayîn û qirarê dînê êzdîtiyê. Zargotina şêx Xelîfê Şemsanî” // «Езидские религиозные мифы, легенды, молитвы, гимны».  Давайте мы ещё раз вернёмся к этим словам покойного святого отца: “Ew teyrê Enqer, Dur` ser piştê Melekê Tav û Sîyê yanê Roj û Hîvê. Pêra dibêjin Tavûsî Melek.” («Та птица Анкар, жемчужина на спине, эта Ангел/Божество Света и Тени, то есть Ангел/Божество Солнца и Луны,  называют его Тауси Малек») [стр. 13]. И: “Melek Adî Şemsanîyê ra bav e. Melek Adî di Lalişê da Şems, Ferx, Sica, Nasir ji nûra xa dîhar kir. (Eva nava h`emû xeber û navê erebîne, sirmaniye. Navê eslî başqe ye)” («Малек Ади является отцом шемсаниев. Малек Ади в Лалелше из своего света возвёл Шамс, Фарх, Сыджа, Насер (Все эти имена являются арабскими, мусульманскими словами и именами. Их настоящие имена другие)»)    [стр. 15]. – И, обратите внимание, эти слова говорит не исламский мулла или муфти, или же какой-то христианский исследователь, а  говорит священнослужитель эздианской религии, который родился и вырос в  семье шейхов, прошёл духовное обучение у известных знатоков эздианской религии. И здесь самое важное то, что, мышление и душа этого святого отца (как и всех эздианских священников!) со всех сторон были под угнетающем влияние чужеродного вероисповедания (исламского суфизма!), однако те первозданные, оригинальные, самобытные основы эздианства в нём до конце не были уничтожены и не были потеряны для истории.

И это является свидетельством того, что среди многих священников эздианства, несмотря, на их веру надели исламскую рубаху, ростки их самобытной религии, находясь под камней и утёсов чужой религии, ждали своего часа – выйти на свет! И, если свет доберётся до этих ростков, они вырастут, вступят в жизнь и со всем своим самобытным, неповторяемым и величественным обликом встанут перед своими «потерянными» приверженцами.

Amida Kurd: То есть, Азиз Джавоевич, Вы хотите сказать, что эти несколько слова покойного святого отца Хало для нашей темы настолько важны?

 Азиз э Джаво: Именно! И не только для темы нашей беседы! Они являются важнейшими свидетельствами, раскрывающие настоящую суть особенностей древней религии курдского народа – эздианства, которые до сих пор были искажены и отданы забвению. И сегодня всё делается, чтобы эта правда осталась в тени!

Если правильно понять эти слова, они доказывают всю несостоятельность тех грязных игр и заговоров, которые миссионеры исламской секты суфиев сплели вокруг эздианства, и разными сплетнями и клеветой очернили его, чем и подготовили почву для того, чтобы его приверженцы отвернулись от веры своих предков. Эти слова покойного святого отца Хало утверждают моё мнение о том, что эздианство и езидейство (езидизм) являются разными религиями, что они, с точки зрения философской основы вероучения, являются разными вероисповеданиями, и всё то, что было написано в книге “Meshefa R’eş” («Чёрная книга»), никакое отношение к эздианству не имеют, что всё это имеет прямое отношение к ездейству (езидизму – как исламской секты суфиев!), и пусть священнослужители этой секты и постараются, всю эту объяснять своим верующим.

Amida Kurd: Прошу прошение, Азиз Джавоевич, Вы не могли, всему этому дать развёрнутое объяснение, чтобы какие-то моменты для наших читателей не остались  в тени?

Азиз э Джаво: Конечно, пожалуйста!

То, что святой отец Хало говорит, точнее, то, что он сформулирует, так и так априори продолжает жить в обществе – в народном устном творчестве, в его повседневной жизни. Как я в предыдущей части нашей беседы подробно об этом говорил, и раньше я среди народа слышал подобные слова: Mêr-milyak’etê Tav û Sîyê, Mêrê Tav û Sîyê (Ангел Света и Тени), Xwedayê Şev û R’ojê” (Бог Дня и Ночи), Mêr-milyak’etê Şev û R’ojê” (Ангел Дня и Ночи). Спустя некоторое время, 15 лет тому назад я среди курдов северной (турецкой) и западной (сирийской) частей Курдистана слышал похожие слова.

И это – среди курдов-мусульман, представляете себя!?

Даже такие слова встречаются в разных литературных произведениях и песнях тех же курдов мусульман. Вот, только один пример:

Ey Xudayê şev û rojan,

Bila bes bin ev derd û jan,

Ev dîn eger dînê te ye,

Kê kir hevalê xûnmijan?

(Отрывок из стихотворение Sebrî Botanî “DI GEL YEZDAN” // Сабри Ботани: «Вместе с Богом» – http://kulilk.com/portal/node/13819 ; и аудиозапись того же –

https://www.youtube.com/ watch?v=oiMOFyRgCtQ&t=99s ).

Но, что греха таит, тогда эти слова так особо не привлекли моё внимание, с тем значением, которым мы рассматриваем их сегодня. Позже, когда я занимался вопросами эздианской религии, время от времени возник этот вопрос: «А что, разве Mêr-milyak’etê Tav û Sîyê, Mêrê Tav û Sîyê (Ангел Света и Тени), Xwedayê Şev û R’ojê” (Бог Дня и Ночи), Mêr-milyak’etê Şev û R’ojê” (Ангел Дня и Ночи) и другие имена, не указывает на того же святого в эздианве?»  

Этимологические исследования и изучение вопросов, связанные с пантеона святых в религии, меня привели к одному единственному выводу – да, все они указывают на одного того же святого – Ангел Света и Тени//Божество Дня и Ночи! И я неустанно в повседневной жизни народа, в его устном народном творчестве искал какие-то свидетельства. И мои поиски привели меня к мнению, что Mêrê Tav û Sîyê (Ангел Света и Тени) никакое отношение к Тауси Мелеку (Tawisî Melek) не имеет, который в «Чёрной книге» (“Meshefa r’eş”) представляется как Ангел смерти (Ezrail // Азраил), и определённые люди стараются навязывать нам это чужеродное понятие.

И подтверждение к тем моим видениям я нашёл в упомянутой книге покойного святого отца Хало!

И это очень важно! Потому что оно является подтверждением того, что, несмотря, столетиями предпринимались усилия, уничтожать самобытные основы эздианства, или же подменять их чуждыми ему понятиями, однако, не всё потерянно, многое сохранилось. И, если хорошо поискать, то в устном народном творчестве, в том числе, в молитвах, песнопениях и других религиозных текстах, можно найти первозданные основы нашей древней религии, и возродить их.

Amida Kurd: Знаете, Азиз Джавоевич, когда человек слушает Ваши слова, с одной стороны у него перед глазами встаёт все те губительные деяния, которые совершились и сегодня продолжаются совершаться против эздианства, с другой стороны появляется искорка надежды – что не всё потеряно!

Интересно, насколько это реально, когда-то достичь желаемых результатов, когда некоторые поборники исламской линии в эздианстве так мобилизуют все свои возможности, так слажено и организованно стараются, искажать первозданные основы этой древней религии и окончательно исламизировать его, особенно, когда на пути понимания сути этой религии, создают столько препятствия и неразбериху?

Азиз э Джаво: Да, наверное, всё это где-то выглядит утопией, потому что столетиями так искажали, так перепутали основы этой религии, подменяли многие её понятия и термины, создали такую неразбериху, что сложно найти и возродит эти основы!

Да это сложная задача, но каждая сложная задача имеет своё решение!

В течение всей этой времени что творили и сегодня творят с эздянами и эздианством, это хуже, чем физическое уничтожение! Однако, с другой стороны, осталась искра надежды, что не всё потеряно. Ведь уже восстановлены курдские оригиналы многих терминов и понятии, которые после «реформ», связанные с именем Шейха Ади, целенаправленно были подменены арабскими словами. И потом, уже появилось реальное подтверждение выводов моих научных исследовании о значение понятия Тауси Малек!? – И этим являются само объяснение святого отца Хало!

Только остаётся, чтобы суметь с одной стороны видеть этот губительный процесс, угрожающий эздианству окончательным исчезновением, и с другой стороны, также замечать эту искру надежды – как альтернативу этой угрозе!  И тогда появится уверенность, и вера в успехе!

Это принципиально важно!

Знаете, я и раньше говорил, что надо стараться, раскрыт первозданные основы этой религии, возродить их, даже если не для практического применения, хотя бы сугубо для научной цели, как принцип, для истории, чтобы будущие поколения знали, что когда-то у курдского народа была такая самобытная, природапоклонная религия!

Для чего это так важно?

Так как, сколько мы познаём наши духовные истоки, столько же познаём свои национальные корны и моральные ценности, узнаём их цену, бережём их, и тем самим, бережём свою национальную идентичность и достоинство!

И, те, отдельные шаги, которые день ото дня делаются в этом направление, усиливают нашу надежду. И здесь появление упомянутых видении и объяснении святого отца Хало укрепляют эту надежду.

И такая ситуация сильно беспокоит определённых людей. Некоторые из них, активно служащие процессу уничтожения основ эздианства (так и всего курдского!) после наших публикации и дискуссии вокруг них, доходят до уровня бешенства, стараются искажать истинную суть этой религии, но, к их несчастью, сами же против своего же желания, невольно способствуют делу понимания этой истины.

Amida Kurd: Интересно, как?

Азиз Джавоевич: Обратите внимание – только один пример, который появился недавно! Несколько дней назад в Фейсбуке (Facebook) поделились одним видеороликом: Yusuf Berhudar – Yezidi kine? («Юсуф Бархудар – Кто такие езиды?») Читатели его жёстко критиковали, и в своих посланиях и комментариях в адрес автора этого видеоролика написали резкую критику, некоторые даже перешли к оскорбительным выражениям. Один из наших читателей – Кялаше Сардар, всё это скопировал и послал мне (спасибо ему!), и выразил своё возмущение: «Посмотрите, пожалуйста! Что эти хотят от нас?»

Сначала я внимательно почитал комментарий и послания читателей, и до какой-то степени был удивлён, и мне было не по себе, что такие слова были написаны в адрес автора этого ролика. Потом я вернулся к самому видеоролику, чтобы понять, что есть в нём, что так задело зрителей, оскорбило их чувства и принудило их, позволять себя, написать такие неуважительные слова.

Я сначала до конца внимательно посмотрел этот ролик.

Что можно было сказать по этому поводу? Сначала отмечу, что в этом видеоролике с первого же момента такая картина бросается в глаза: с экрана обращается один бородатый человек, и борода его, как у мулл или муфтиев  мусульман-салафитов, а за его спиной – целая «стена», сложенная из исламских книг. И, когда я увидел эту картину, мне в голову пришёл следующее – если этот человек является представителем исламского духовенства, значит у него есть и какое-то духовное образование (за спиной же у него целая стена книг об исламе!), что он, наверное, получил какое-то моральное воспитание, и потому, наверное, можно от него слушать хоть какую-то правду. И, на самом деле, если в его словах и можно слушать какую-то искажённую полуправду (об этом, подробнее, позже!), но его образ религиозного служителя, с точки зрения воспитанности, оставляет желать лучшего. И такое положение будет прискорбно особенно тем людям, кто знает и других религиозных деятелей, курдского происхождения!

В своё время я в Курдистане и Европе встретился с некоторыми курдскими религиозными деятелями. Мы дискутировали по различным вопросам, и меня радовало, как их образованность, так и их правильное понимание разных вопросов религиозно-национальных соотношении. Также я с большим удовлетворением заметил, что многие вопросы истории своего народа, как античности, так и периодов до и после ислама, они правильно понимают. Кроме этого, если что-то и возражали, они этого сделали подчёркнуто тактично, в соответствии принципов общении в цивилизованном обществе, как подобает настоящим воспитанным людям: они, приводя исторические данные и сведения, или старались корректировать высказывания собеседника, или же представить ему своё мнение. Но после просмотра этого видеоматериала, складывается впечатление, будто он, вот-вот, только вышел из рядов бандформировании Исламского Халифата (ИГИЛ), положил своё оружие в сторону и с экрана яростно обрушается выпадами на зрителя: «Тот, кто говорит – наши корны езидские, мы езиды, что езиды остались верным своей религии, что это мы под страхом меча принимали ислам, этот человек дурак, у него нет разума, он недоучка, историю не знает!» – Вот, так прямо, ни больше, ни меньше!

Конечно, если этот человек собрал бы группу фанатично настроенных мусульман (и время было бы средневековье!) и сказал бы им эти слова, тогда было бы понятно. Но в нынешнем современном курдском обществе, где есть и мусульмане (сунниты, шииты и другие!), и не мусульмане (эздиане, ярасане, алавиты, христиане, иудее!), он так говорит (и это в XXI веке!), что у зрителя сложится впечатление, или он потерял рассудок, или же с ума сошёл (наверное, и потому в Фейсбуке были столько неприятные слова в его адрес!) Однако, надо сказать, он не потерял рассудок, и не с ума сошёл, просто, он как исламистский функционер состоялся и подрос в рассаднике Эрдогана, как преданного ему активиста, он в системе радикального исламизма ПСР получил образование, сформировался в этой атмосфере.

Свидетельства?

Пожалуйста, обратите внимание на его слова: “başkenta dewletê” (столица государства), “ehmeq” (дурак), “cahîl” (невежда), “helbetekî” (конечно), “dêmekî” (значит), и даже своё имя на турецкий лад написал: так ка курдская буква ‘X’ в Турции запрещена, в курдское слово ‘Berxwedar’ (Бархудар) принимал турецкую форму и стал ‘Berhudar’ (Баргудар). И сначала до последнего он свои «видения» «удостоверяет» словами: “eleyî esselam!” и “el hemdullah!”. И у человека, имеющий хоть какие-то сведения о науке, слушая эти слова, возникнет вопрос: «Наука, история и молитвы, какие отношения они имеют друг к другу? Как такого может быть?» – Это только одна сторона вопроса, но самое главное, форма его выступления и против принципов самого священного Корана. Если человек на фоне книг о религии и словами из священной книги начнёт своё выступление и в конце достигает уровня сквернословия, разве можно его считать верующим, уж не говорю о служащего религии –от имени какой бы не выступал он, не имеет значение. Но у этого человека может быть, так как, он, действует как активист ПСР.

Это свидетельствует о том, если у человека есть дефицит воспитания (до уровня отсутствия!), сможет дойти до такого невиданного состояния!

Теперь вернёмся к вопросу езидийтства (езидизма), которого этот человек объясняет по-своему.

И здесь у этого человека проявляются синдром незнания истории и дефицита знании вообще. Да, то, что он говорит о езидийстве (езидизме), до какой-то степени правильно, однако, всё это никакое отношение к эздианам и эздианству не имеет! Так как, если езидизм является исламской сектой суфиев, и её название происходит от имени Езида бен Муави аби Суфияна, то эздианство является древней религии курдского народа, и её название происходит от слово: Êzdî/Ezda, то есть Бог. Вот, эта сущность в самой религии и сохранилась. Среди эздианских богомольных существует такая пословица, которая тысячелетиями как главная молитва сопровождала их и дошла до наших дней. В ней говорится: «Существуют тысяче и один имена бога, и Эзди одно из имён Бога!» (Обратите внимание, речь идёт об Эзди, а не об Езида!). И это слово образовался от словосочетания yê ez dayî”, то есть, «Тот, кто меня создал-сотворил»! Все имена Бога в курдском имеют функциональное значение. И о слове Бог среди эздианских богомольных говорится: «Бог сотворил мир, но никто не сотворил Бога, Бог само-созданный // само-сотворённый!» – (Обратите внимание – «Тот, кто меня создал» и «Тот, кто сам себя создал!»). И все остальные имена Бога в курдском языке тоже имеют свои функциональные значения.

И другое, то, что езидийство/езидизм не является курдской религией, эта сущая правда, однако, то, что утверждает Пир Дима (P’îr Dîma), будто «эздианство было не только верой курманджо-говорящих, но также многие арабо-говорящие и арамеа-говорящие стали эздианами» (подробно в № 33 газеты “Pênûsa nû” – www.penusanu.com, стр.: 12 – 15), не соответствует исторической действительности. То, что Пир Дима называет эздианством, никакое отношение к настоящему эздианству не имеет. То о чём он говорит, это, на самом деле, есть езидийство (езидизм – исламское течение суфиев) – общая религия (секта) курманджо-говорящих и арабо-говорящихарамеа-говорящих. И это является ещё одно доказательство того, что и сегодня некоторые люди продолжают процесс исламизации эздианства!  Кроме всего этого, и сегодня в Башика и Базан (южная часть Курдистана) дети езидов, как об этом свидетельствует Хошанг Брока, говорят на дамасском диалекте арабского языка (?!)   Возникает вопрос – как и откуда могли появится в Курдистане арабы-езиды, говорящие на дамасском диалекте арабского языка?  Здесь может быть один ответ – в кризисные и противоречивые времена для ислама, и арабы-езиди с Шейхом Ади пришли среди эздиан. Пришли, и некоторые из них со временем по языку интегрировались в обществе курдов-эздиан, говорят на курдском, а потом, постепенно изнутри изменили эздианство, превращая его в свою исламскую секту суфиев – езидизм. И это стало причиной, что в стычках и войнах между исламскими сектами принимали участье и эздиане, в результате чего сами же погибли и стали жертвами противостоянии и стычек между представителями разных исламских течении. И, как пишет Хошанг Брока, все акты геноцида (ferman) езидов были совершены в период после прихода Шейха Ади среди эздиан! Тогда возникает вопрос – эти массовые истребления насколько являются геноцидами самих эздиан? Между тем, представители езидской секты воевали с другими исламскими сектами, эздиан втянули в свои военные конфликты и принесли в жертву. То есть, эздиане стали жертвами в войнах между представителями разных сект ислама! Конечно, это не означает, что актов геноцида в отношение эздиан (как и в отношение всего курдского народа!) не были! Они совершились и были более жестокими и варварскими, однако, некоторые люди попытаются актами массового истребления эздиан, имевшие место в стычках и войнах между исламскими сектами, отдать забвению самые настоящие акты геноцида имевшие место против эздиан (подробно об этом можно читать здесь – http://kurdistan.today/otvet-na-statyu-xoshanga-broka/17100/ )

Да, исторически так сложилось, что сегодня среди курдского народа существуют несколько разные конфессии, но большинство курдов исповедуют ислам. Однако, разве сегодня это может для некоторых курдов-мусульман стать поводом, чтобы они показали свою преимущество в отношение других курдов, свою религию навязывать им? Конечно же, нет, если у них преобладает национальное самосознание, а не религиозное!

И, смотрите, если бы этот человек по имени Юсуф Баргудар (Yusuf Berhudar), знал бы историю, или же в нём было бы человеческое и национальное самосознание, разве сказал бы такие слова: «Конечно, то, что я говорю, я же читал историю, я путешествовал, я смотрел в древних книгах, я спросил учёных,  я спросил, существуют многие невежды, каждый в интернете своём говорит, некоторые говорят нашему мусульманскому народу, наша религия езидийство (езидизм), наши предки были езидами, их клятвы, их обычаи распространяют среди нас. Конечно, ничего такого нет, и наша религия, и наши обычаи исламские, слава Богу, мы радостно принимали ислам, слава Богу, мы очень рады».

Amida Kurd: На самом деле, удивительно!

Азиз Джавоевич: Да, это удивительно! Даже не верится, что в XXI веке может быть такое невежество! Не знаю, слов не нахожу!

Но, что бы не было, давайте, посмотрим, что можно было сказать именно здесь и сейчас?

Конечно, я к представителям всех религии отношусь с одинаково, без разницы, к какой национальности принадлежат они, лишь бы, чтобы они не только так просто говорили об исторической правде, но и признали эту правду. А это правда гласит о том, что никакой народ цветами не встретил чужеродную религию, никто добровольно не отказался от религии предков и не принимал чужую (кроме несколько манкуртов, продажных предателей!), все религии, чтобы распространять свою веру среди других народов, всегда в отношение них также применяли насилие, и для этого даже они объединялись с государственными образованиями, и для достижения своей цели использовали государственные силы и средство.

Вот, в этом и заключается историческая правда!

И в истории всех народов и веровании всегда имело место быть эта историческая действительность и об это в истории разных народов существуют достоверные сведения. Один из таких свидетельств является отрывок одного стихотворного произведения на курдском языке, которое в VII веке нашей эры было написано на фрагменте пергамента, и в начале ХХ века было найдено в пещере вблизи города Сулеймание (южная-иракская часть Курдистана). Вот, текст этого фрагмента стихотворения – без комментарии:

 

Храмы Хормоза разрушены, огни потушены,

Настигла (нас) великая беда –

Арабы-вандалы превратили во тьму

Всё вокруг – до Шахрезура,

Жён и девушек увели в плен,

Уничтожили весь мужской род!

Amida Kurd: А те акты геноцида, о которых столько говорится, Азиз

Джавоевич?

Азиз Джавоевич: Это, само по себе, как я и выше сказал, совсем другое! Никто их не отрицает.

Однако, если курды (эздианенеэздиане, без разницы!) сегодня говорят, или пишут об актов геноцида в отношение эздиан (некоторые говорят о 72 таких актах, а некоторые – о 97и!), должны знать, что ещё в истории никто не посчитали число актов геноцида в отношение никакого народа, что число 72 среди многих народов мира является символическим, и в подобных случаях означает «много», «слишком много», «множество», что многие из этих «геноцидов» на самом деле были последствиями стычек между представителями противоборствующих исламских сект, и часто в этих войнах под именем езидов-исламских суфиев, эздиан принесли в жертву. И, правда, что в этих внутренних войнах между противоборствующими исламскими сектами, и эздиане были убиты (а если точнее сказать – их принесли в жертву!), но как я уже об этом выше отметил, акты геноцида в отношения эздиан были совсем другими, они были более суровыми, но величайшим был тот, о котором говорится в тексте упомянутого сулейманийского пергамента VII века! Другого, более великого нет, и не дай Бог, что был! И миссионеры езидизма – исламской секты суфиев, эти внутренние стычки-войны между представителями разных исламских течении выдают за чисто эздианских погромов и резни и этим дают в забвению настоящие акты геноцида в отношение эздиан. Великий геноцид эздиан (и всего курдского народа!) был в VII веке н.э., когда начался арабская экспансия на Курдистан, и о нём же говорится в упомянутом стихотворение неизвестного автора VII веке н.э. Остальное, что происходило и сегодня происходит с эздианами и всем курдским народом, являются только продолжением этого Великого Геноцида.

Amida Kurd: И сколько можно терпеть всё это, Азиз Джавоевич? Ведь попытки резни до сих пор продолжаются, в какой-то день это варварство должно же прекратится, разве нет для этого никакого решения!?

Азиз Джавоевич: Конечно, Вы (как и весь наш народ) правы в своём отношение к тому, что исторически выпало на долю нашему народу (я его судьбой не назову!). Чтобы такие акты массового уничтожения больше не повторялись, настало время, что эздиане (так и весь курдский народ!) вернулись к своим национальным истокам, в место того, что примыкать к каким-то чужим сектам, которые могут только вести их к смерти и уничтожению, создать своё Национальное Единство, и на основе своих национальных ценностей гарантировать своё, как физическое, так и духовное существование, своё будущее – как нация!

И ещё одно интересное событие, которое если даже не прямо, но, всё же, касается к нашей теме! Когда уже эта часть нашей бесед была готова, одна из наших читательниц из Измира – Шенгюль Сефер послала мне видеоролик и в своей послание написала: «Пожалуйста, смотрите, эти наши эздиане как всё бросают под свои ноги!» – Я посмотрел этот видеоролик, и, в качестве вступления, в начале были написаны слова его автора: “mixabin ji hinek Êzidîyan re!!! ??? – مخابن بۆ هەنێک لە ئێزدیەکان !!! ؟؟؟” («Сожалеем за действия некоторых езидов!»). Автором этого ролика был некий Кахраман Создар, и он же от боли в сердце и обиды кричит: «То, что вы видите, эта группа сыновей и дочерей езидов. В Курдистане, в центре города Дохук под гимном Ирака поднимали флаг этого государства. На самом деле обидно, очень жаль!» – Дальше, было бы лучше, если читатели сами продолжали, его посмотреть. Вот, ссылка: https://www.facebook.com/  qehremansozdar/videos/2220865198002072/ – Конечно, на самом деле, обидно, особенно если не знаешь историческую правду и сегодняшнее положение в южной части Курдистана.

Я хотел бы сказать нашей читательнице, уважаемой Шенгюль и автору ролика Кахраману Создару, что сначала надо выяснить, чьими детьми являются эти ребята, детьми эздиан, или – арабов-езидов-суфиев (которые до сих пор говорят на своём дамасском диалекте арабского языка!) И другое: разве Дохук не является городом Автономного региона Южного Курдистана? Разве они без разрешения властей Региона (ДПК) и без их одобрения и поддержки могли бы такую акцию совершать? – Конечно, эти вопросы риторические! Надо ещё стараться уточнит, в Лалеше и Шангале курды-эздиане ещё остались, или все превратились в исламских езидов-суфиев?  И, даже, если немного эздиан и остались, те, которые сохранили своё эздианство, должны подумать, как защищать их, чтобы и они не превратились в арабов-езидов-исламских суфиев. Но кто этим будет заниматься, руководство Автономного Региона, которое своей политикой поощряет арабо-исламских суфиев, чтобы они и разложили эздианство изнутри, и от имени эздиан совершил подобные акции?

И последнее: если, скажем, уважаемый Кахраман Создар или кто-то другой (и Шенгюль, в том числе!) в Южном Курдистане подготовили бы видеоролик о том, как при поддержке и помощи руководства Автономного региона (ДПК) десятки базы военно-разведывательных структур Турции базируются на подконтрольные им территории, и против Национального движения и мирных жителей региона регулярно совершают военно-воздушные операции, о том, как они добрую половину территории Южного Курдистана под лозунгами «независимости» отступили Багдаду (и Шангал в том числе!), и так же от обиды и боли в сердце кричали бы: «Остановитесь, что вы делаете, почему вы стали соучастниками преступлении врагов против вашего народа, почему вы расстелили нашу землю под ноги захватчиков и её превратили в военный плацдарм вражеских сил – против собственного  народа и своей родины?» – Интересно, руководство Региона (ДПК) разрешило бы им этого сделать, или как бы среагировал на это?

И, если бы в Регионе было такое отношение, если руководство ДПК совместно с ПСР не вело бы исламистскую политику, может быть эти арабские-исламские элементы, вникшие в общество эздиан, не сумели бы так легко изнутри разлагать эздианство и уничтожать его!

Вот, за что можно сказать – ЖАЛЬ, ОБИДНО!

Amida Kurd: Спасибо, Азиз Джавоевич, за Ваши содержательные и интересные ответы и комментарии. Мы уверены, что наши читатели из всего этого сделают соответствующие выводы. И, если у них возникнут ещё какие-то вопросы, они нам напишут!

Азиз Джавоевич: Спасибо Вам, за Ваши интересные вопросы, которые стали основой, чтобы наша беседа была содержательной и интересной.

Мы будем ждать от читателей вопросов, мнения и предложения.

Мои почтения!

(Продолжение следует)

Источник:

http://www.amidakurd.org/ku/nuce/PIRSGIRÊKÊN_LI_SER_RÊYA_AVAKIRINA_YEKÎTÎYA_ÊZDÎYAN_V

 

Авторизированный перевод с курдского – Amida Kurd

Что мешает эздианам, быть едиными?

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/DLh86

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях