ИНТЕРВЬЮ С ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИМ ЦЕНТРАЛЬНЫХ СИЛ САМООБОРОНЫ КУРДИСТАНА МУРАТОМ КАРАЙЫЛАНОМ

ИНТЕРВЬЮ С ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИМ ЦЕНТРАЛЬНЫХ СИЛ САМООБОРОНЫ КУРДИСТАНА  МУРАТОМ КАРАЙЫЛАНОМ

Народы региона хотят справедливости, свободы и установления подлинной демократии…

ВОЕННЫЙ ДИПЛОМАТ (В. Д.): С началом «арабской весны» на Ближнем Востоке начался новый исторический этап: по многим странам прокатилась волна восстаний, произошли перевороты, и на региональной сцене появилась организация под названием ‘ Исламское государство» или ИГИЛ. Как Вы считаете шла движется мир и Ближний Восток?

МУРАТ КАРАЙЫЛАН (М. К.): Прежде всего я хочу поприветствовать сотрудников журнала «Военный дипломат» и пожелать его редакции успешной и плодотворной заботы в Новом 2015-ом Году.

Наступивший кризис во многом берет свое начал с событий начала XX века, когда в ближневосточном регионе были установлены новые государственные границы которые больше определяли сферу влияния ведущих государств того времени — Франции и Великобритании нежели учитывали интересы народов региона. Соглашение, закрепившее новые сферы влияния мировых держав вошедшее в историю под названием Сайкс-Пико, позже легло в основу Лозаннского договора, разделившего курдов между четырьмя государствами и лишившего их все прав. Создание 22 арабских государств по сути являете ни чем иным, как разделением арабов на 22 части, тем более, что границы были начерчены в интересах имперских сил. Народ региона не выбирал правителей, большая часть которых была назначена внешними силами. Большая часть государств была образована, опираясь на монархически! традиции, а часть — в результате военных переворотов. И это — одна из причина отсутствия демократическое строя в ближневосточных государствах. На протяжении продолжительного времени на Ближнем Востоке властвовали антидемократические режимы, превратившие авторитаризм и диктатору в характерную особенность региона. Но с этим не могли смириться народы региона. В первую очередь, курды, которые уже более 90 лет ведут борьбу с этой системой. Арабский и другие народы региона тоже, время от времени, когда представлялась удобная возможность, оказывали сопротивление системе, опирающейся на физическое уничтожение народов. Жертвами нового мирового порядка стали курды, армяне, греки, ассирийцы, арабы оказались разделенными. Другими словами, в основе этой системы лежит кровопролитие, насилие и варварство, а справедливость полностью отвергается.
Народы региона хотят справедливости, свободы и установления подлинной демократии, желание изменить существующую в регионе систему вдохновило миллионы людей поднять восстание в Тунисе, Египте и других странах. Волна протеста прокатилась по арабским странам и первоначально, действительно, представляла собой «арабскую весну». Однако в последствии она быстро была превращена в «зиму».
Причиной пагубного разворота событий стало внешнее вмешательство в дела региона, прежде всего стран Запада, преследующих собственные интересы, и претворявших в жизнь свои планы посредством Турции и Саудовской Аравии. Пока не было вмешательства, в Тунисе шла на¬родная революция. Пока не было вмешательства, в Егип¬те шла народная революция. В Ливии еще не началась революция, как была совершена военная интервенция со стороны НАТО, сопровождавшаяся действиями Турции и Саудовской Аравии по оказанию помощи и усилению позиций различных радикальных группировок.

Поток оружия и боеприпасов, хлынувший под внешним воздействием в народную революцию, стимулировал насилие и террор, ставшие главными способами достижения цели. Можно ли назвать произошедшее в Ливии преобразованием под воздействием народа? Или можно ли назвать судьбу, предлагаемую для Сирии революционным
преобразованием? Нет. Если в Сирии власть окажется в руках организаций подобных ИГИЛ, сирийский режим станет —
в десятки раз тираничнее.

Процесс ближневосточного преобразования был сведен с первоначальных рельсов и перерос в войну, которая стала носить все более острый, кризисный характер, став на ми- о повестку дня. В Сирии ситуация зашла в тупик. Желающих принять участие в сирийских делах стало слишком много. В планах сил, стремящихся свергнуть действующий в стране режим, и называющих себя революционными, нет места ни свободе, ни демократии. Их действия лишь усугубили ситуацию, породив организацию под названием Исламское государство» (или ИГИЛ). Концепция ИГИЛ, имеющая региональные и международные корни, была разработана для использования этой организации в качестве ударной силы. Однако впоследствии ИГИЛ стал выходить из под контроля, превратившись во всеобщую угрозу. С его появлением положение ближневосточного региона лишь усугубилось.
Похоже, что война в регионе завершится еще не скоро.
Война продолжится даже если ИГИЛ будет уничтожен, необходимо осознать, что проблема региона — вовсе не ИГИЛ, которое есть ни что иное, как беда сегодняшнего дня. Ближневосточные проблемы слишком глубоки. Противоречия носят исторический и основополагающий характер и их преодоление возможно только путем разработки и претворения в жизнь комплексных программ, руководствуясь справедливостью и фундаментальными демократическими принципами. Регион должен быть преобразован не в соответствии с интересами внешних сил, а согласно воли самих народов региона. Только так можно будет построить новую справедливую систему управления в регионе. К сожалению, движения, имеющие на вооружении потенциальную программу построения новой справедливой системы еще недостаточно сильны.
Понадобится еще какое-то время. Война на Ближнем Востоке будет продолжатся с разной степенью интенсивности до тех пор, пока народы региона не проявят свою волю в претворении в жизнь собственного проекта развития ре- -а, создав альтернативу нынешней капиталистической действительности в виде демократической модернизации.

В. Д.: Что необходимо сделать для того, чтобы уничтожить ИГИЛ и не допустить повторного появления подобных организаций? Как на Ваш взгляд можно решить ближневосточные проблемы?

М. К,: Наше движение анализирует и ищет способы решения проблем ближневосточного региона столько же,
Сколько работает над решением проблем Курдистана. Можно даже сказать, что в какой-то степени мы больше изучаем и ищем решение проблем Ближнего Востока.
Формирование системы управления без учета интересов и особенностей народов ближневосточного региона привело к возникновению кризиса самоидентификации.
Поэтому для решения проблемы необходимо оказать народам региона содействие в проявлении волеизъявления и избрании наиболее приемлемой для них формы управления. Они должны определить свой путь развития и самостоятельно решать свои проблемы.
Другой важной деталью в данном вопросе является наличие плана действий. Попытки изучения и переосмысления проблем Ближнего Востока были предприняты нашим лидером — Абдуллой Оджаланом, написавшим много книг, посвященных этой теме и давшим множество

разъяснений. Абдулла Оджалан разработал для народов Ближнего Востока новый проект, который наше движение поддержало. В чем заключается решение? Мы считаем, что решение — в установлении и поддержании отношений между всеми народами Ближнего Востока в рамках системы «демократического конфедерализма», где по мере развития конфедеративной системы и установления новых связей будут найдены решения к имеющимся проблемам. Мы считаем, что самой приемлемой фор-мой политического устройства для многонационального и многоконфессионального Ближнего Востока является не унитаризм, а «демократический конфедерализм». В качестве альтернативы государству мы предлагаем формирование демократической нации (или демократической республики). Демократическая нация (республика) не подразумевает — мононациональное государство с одним языком, одним флагом и опирающимся на один этнос, она основывается на плюрализме и равноправии, где все культуры проявляют друг к другу взаимное уважение и признают принципы демократической нации. Предлагаемая нами модель в чем-то близка к модели Соединенных Штатов и Российской Федерации, именно в части признания и защиты многообразия культур. Однако предлагаемое нами является более прогрессивной моделью взаимодействия, нежели установленное между странами СНГ
Мы считаем, что национальное государство стало препятствовать развитию человечества и поэтому оно должно уступить место системе «демократического конфедерализма», которая в состоянии решить не только проблемы Ближнего Востока, но и других регионов со схожими проблемами. Человечество, оказавшись в руках капиталистической действительности, переживает тяжелые времена. Капиталистическая действительность все больше отдаляет человека от его сущности. Материальному отда¬ется слишком большое значение, человеческие ценности обесцениваются. Все объяснения даются с точки зрения материального в ущерб духовно-нравственному. Во всем поощряется потребительская и эксплуататорская сущность, а труд не ценится, хотя, в действительности, все создается и развивается благодаря труду.
Именно против подобной системы когда-то в России произошла революция. Она стала своего рода реакцией крестьян, рабочих и угнетенных масс в ответ на гнет капиталистической системы. Но в последствии ее про¬грамма была неверно реализована. Система названная впоследствии «реальным социализмом» вышла из своей социалистической сущности. К 1990-му году она уже не могла удержаться и распалась. Можно извлечь много полезных уроков из опыта реального социализма в России, проанализировать ошибки, и опираясь на ее опыт создать и развить альтернативную систему управления. Человечество должны знать, что система, получившая развитие в Европе и, с помощью США, распространяющаяся в мире, не является единственно возможным путем развития. Возможен другой, более демократичный и человечный путь, способствующий развитию человечества, который обогатит человеческую сущность, уравновесит духовные и материальные устремления, создать человека нравствен¬ного, свободного, самостоятельного и гордого.

Опыт последних пяти столетий доказал, что капитализм, развивающий в человеке эгоистические и потребительские наклонности, не в состоянии управлять общественными процессами. Более свободный и современный человек может развиваться только в системе «демократического конфедерализма», в сути которого можно обнаружить «демократический социализм». Но не будем забегать вперед, потому что «демократический социализм» является следующим этапом развития человечества приход к которому потребует немало времени, это вопрос будущих поколений. Сейчас же мы можем закладывать основы
построения системы «демократического конфедерализма». Эта концепция может быть полезна для всего мира, но для Ближнего Востока она сегодня является единствЕННЫМ выходом. Мы не сомневаемся, что в итоге мир приступит к реализации этого проекта и мы не утверждаем, что все должны стать социалистами. Достаточно того, чтобы каждый человек стал справедливым, демократичным и свободным. Обновив мировоззрение можно приступить к процессу обновления общества.
В. Д.: В последние годы в РПК произошли ряд изменений, не могли бы вы рассказать то изменилось в Вашей партии? Чем отличается прежняя РПК от обновленной?
М. К.: История образования Рабочей партии Курдистана (РПК) корнями уходит в начало 1970-х годов. В те годы существование Курдистана отрицалось, угнетаемый курдский народ нуждался в освобождении. РПК возникла 1с ЛЕЕ, когда люди еще связывали будущее с социализмом, угнетенные народы и национально-освободительные движения опираясь на СССР и социалистическую идею, шли на борьбу. Тогда это считалось чем-то прогрессивным РПК была образована под влиянием социалистических , идей, но в отличие от коммунистических партий, она не признала все стороны декларируемого социализма. РПК
критиковала слабые стороны «реального социализма»,
подобно ревизионисту анализируя практику СССР. Эта позиция РПК помогла ей развиться самостоятельно, не по¬стлал под прямую зависимость «реального социализма», я впоследствии, защитила ее от краха, охватившего весь социалистический лагерь.
С 1995 году РПК начала пересматривать прежнюю парадигму, постепенно внося в нее изменения в соответствии с духом времени. РПК начала по иному смотреть на проблемы наций, классов и угнетаемых народов. Лидер ПАРТИИ Абдулла Оджалан дал произошедшему следующую оценку: «капитализм несет человечеству новую форму порабощения и насилие, но социализм не смог дать достойный ответ». Суть социализма верна, но обновление его содержания было просто необходимым шагом, нужно было преодолеть выявленные ошибки марксизма и ленинизма, не догматично, а опираясь на научную на научную оценку ситуации и независимый анализ проблемы справедливости, свободы и демократии, разработав на основе полученных знаний программу по решению выявленных системных проблем. С 1995 года РПК пошла по выше изложенному пути, а благодаря усилиям Абдуллы Оджалана в тюрьме на острове Имралы новая концепция была перенесена на бумагу. Вопрос об обновлении парадигмы РПК постоянно находился на повестке дня партии, но после ареста Лидера партии процесс преобразования РПК набрал обороты. В новой парадигме РПК упор был сделан на развитие демократического, экологического и гендерно равноправного общества.
Сейчас РПК поставила перед собой выполнение следующих задач: 1) демократической революции, 2) женской революции и 3) экологической революции. РПК берет за основу не государство, а демократический конфедерализм, не национальное государство, а демократическую нацию (республику). Новая парадигма РПК пронизана демократическим содержанием. Приказ или решения принимаются не сверху вниз, а наоборот с низов — сельских коммун и городских собраний в вышестоящие органы. Эта идеологическая и философская позиция РПК позволяет ей искать и находить решение проблем Ближнего Востока.
Таким образом, парадигма, взятая РПК на вооружение в годы своего образования, претерпела серьезные изменения. Сегодня она независимо и с научной точки зрения рассматривает общественную и мировую действительности, и считает себя основной силой, борющейся за создание конфедеративной, демократической и справедливой системы управления в регионе.
В. Д.: Каковы сейчас позиции РПК?
М. К.: В ближневосточном регионе РПК стала главной силой, способной найти решение для региональных проблем. Прежде всего у РПК есть цель, стратегия и про¬грамма. На Ближнем Востоке она представляет из себя «третью силу». То есть, в регионе действуют силы, которые выступают за сохранение статуса кво — это такие государ¬ства как Иран, Ирак и Сирия; есть силы, которые пытаются «переформатировать» Ближний Восток — это США и его региональные союзники: Саудовская Аравия и Турция. Мы не поддерживаем ни одну из противоборствующих сил, поскольку ни одна из них не учитывает интересы народов региона. РПК, представляет из себя ту «третью силу», которая выступает в защиту свободы, демократии и братство народов региона.
Сегодня во всех четырех частях Курдистана действуют партии и организации, берущие за основу эту «третью линию» поведения. Основоположником этой идеологии, распространяющейся по всему Курдистану, является Абдулла Оджалан. Интернациональный дух этой идеи нашел сторонников среди персов, турок, ассирийцев, армян. В самой Турции также растет число сторонники Абдуллы Оджалана. Новая парадигма создана путем преодоления догм «реального социализма», развития научных методов и возрождения истины, она призвана защитить угнетаемые народы и общества. В разных уголках Курдистана уже созданы военные и политические организации претворяют в жизнь новую концепцию. РПК не является партией одного государства или одной территории. РПК — это партия целого региона. Сейчас во многих странах мира осуществляется деятельность разной направленности в рамках идей РПК. Система, созданная РПК, называется Ассоциацией обществ Курдистана, (АОК или Союз общин Курдистана, в курдской — КСК). Система АОК не представляет собой классическое государство, но ее общественно- политическое и военное влияние превосходит возможности многих
Ближневосточных государств. Например, курды Шенгала (араб. Синджар), исповедующие езидизм, были окружены

боевиками ИГИЛ и над их жизнями нависла огромная опасность. Региональные государства не смогли что-либо предпринять, но РПК смогла противостоять угрозе и найти способ спасти людей. Хотя в оккупированных ИГИЛ районах до этого не было ни РПК, ни АОК, были лишь симпатизанты. РПК направила в Шенгал свои партизанские отряды, называемые курдами «герила», которые прорвали блокаду и защитили народ. Позже был пробит коридор из Шенгала в Западный Курдистан, куда за 10 дней — с 8 по 18 августа были эвакуированы 150 тысяч человек. Была осуществлена большая операцией по спасению людей, посильная не каждому государству. И все это произошло на глазах у мирового сообщества.
Сегодня на Ближнем Востоке и Курдистане РПК является влиятельной силой. Почему? Потому что за ней стоит народ, патриотически настроенное общество и военная сила в лице Народных сил самообороны (НСС), с помощью которой она ведет борьбу. Курдистан поделен на 4 части, но половина Курдистана расположена в пределах Турции. И самая объемная работа осуществляется РПК приходится на северную (турецкую) часть Курдистана. Борьба в Северном Курдистане, направленная против ок¬купации и колонизации находится на новом историческом этапе. С целью решения курдской проблемы в Турции уже на протяжении более двух лет между нашим Лидером Абдуллой Оджаланом и турецкими властями идет диалог.
Ранее, с 2008 года по 2011 год при участии посреднической международной организации в Осло проходили тайные переговоры. В 2011 году турецкое государство и правительство, во главе с Партией справедливости и раз¬вития (ПСР) отказались принимать протоколы Осло и объ¬явили нам войну. Турецкое руководство, вдохновленное опыт Шри-Ланки, истребившей тамильских партизан, за¬хотело уничтожить РПК и ее партизанские отряды — герила. Военное противостояние продолжалось 2 года. Против нас была начата серьезная военная операция, которая в конечном счете, не смотря на всестороннюю американскую военно-техническую помощь, завершилась для Турции безрезультатно. Следует отметить, что в 2011 году, когда Турция объявила нам войну, против наших сил военные действия начал и Иран. Война между курдскими герила и Ираном в Кандиле продолжалась около 2-3 месяцев и завершилась благодаря участия посреднической силы заключением 5 сентября 2011 года перемирия, которое до сих пор соблюдается РПК и Партией за свободную жизнь в Курдистане (ПСЖК, в курдской аббревиатуре PJAK) и Ираном.
Война с Турцией продолжалась на протяжении всего 2012 года. В 201 2 году мы начали против Турцию широкомасштабную военную операцию, которая перевернула всю военную стратегию Турции. Произошли ожесточенные столкновения, в результате которых многие территории северного Курдистана оказались под нашем контролем (контролем НСС). Одновременно симпатизанты РПК в крупнейших турецких мегаполисах, а также в Амеде Джизре, Лидже и других городах Курдистана провели массовые акции неповиновения. В тюрьмах наша то¬варищи начали акцию бессрочном голодовки, все это привело турецкое государство к безысходности. Поэтому Турция снова вынуждена была начать диалог и попросить

нас прекратить акции. В результате оказанного давления переговоры с нашим Лидером — Абдуллой Оджаланом возобновились.
21 марта 2013 года вдень празднования Науроза была оглашена декларация нашего лидера, положившая начало новому этапу и создавшая основу для объявления нами перемирия. Объявляя перемирие между Турецким государством и РПК, наш Лидер также призвал начать новый исторический этап, направленный на комплексное решение как курдского вопроса, так и проблем ближ¬невосточного региона. Не смотря на перемирие, Турция до сих пор Турция не предприняла необходимых усилий для решения курдской проблемы.
Проблему разделенного между четырьмя государствами Курдистана можно решить без изменения существующих границ в рамках создания демократического самоуправления в каждом из этих государств. Проект демократического самоуправления лежит в основе переговоров, идущих между нашим Лидером и турецкими властями. В качестве посредника выступает Демократическая партия народов (HDP), которой предоставлена возможность встречаться с Абдуллой Оджаланом, руководством РПК в Кандиле и представителями турецкого руководства. До сих пор по итогами этих встреч не достигнуто какого-либо существенного прогресса. И сейчас, до весны либо диалог перерастет в полноценный переговорный процесс, либо кризис усугубится, снова перейдя в военное противостоя¬ния. Возможны оба варианта. Мы надеемся, что всё-таки Турецкое государство и правительство ПСР предпримут действия, направленные на решение курдской проблемы. Таково положение дел РПК в северном Курдистане.
В южном Курдистане боевики ИГИЛ совершили нападение на Шенгал, Махмур и Киркук: и с целью оказания помощь указанным регионам мы вмешались в ситуацию. Сейчас нами предпринимается попытка освободить Шенгал, пока я даю это интервью, в Шенгале идет ожесточенное сражение. Наши военные силы расположены также в Махмуре и Киркуке для недопущения нападения со стороны ИГИЛ. Силы южного (иракского) Курдистана не были готовы к отражению атаки ИГИЛ и на защиту Ро¬дины стали наши силы. Вступление герила в войну против ИГИЛ подняло моральный дух пешмерга и сыграло большую роль в создании условий для их вступления в борьбу против «Исламского государства».
Наши отряды герила имеют 30-летний опыт войны с Турцией и выполняют свою работу профессионально. Часть ИГИЛ, состоящая из выходцев из Кавказа, Чечни, членов БААС и бывших военных Саддама Хусейна, имеет определенные военные навыки, поэтому обычные силы не в состоянии вести успешную борьбу с ИГИЛ. Однако это могут сделать отряды герила, имеющие профессиональные навыки, которые выше чем у боевиков ИГИЛ и армий государств региона. В противном случае невозможно было бы пробить коридор в Шенгал и спасти сотни тысяч людей. В нас есть самоотверженный дух, мы верны своей цели, и наша сила — в силе духа. Мы не пользуемся деньгами, у нас отсутствует зарплата, в нас сильна вера и стремление к свободе и демократии. Каждый кто верит в свободу Курдистана, свободу народов региона и свободу женщины и человека может вступить в наши ряды. Мы являемся идеологическим движением, основанным на добровольных началах, именно поэтому среди наших членов решительность и дух самоотверженности так сильны. 30-летнее противостояние с турецкой армии дали партизанам большой опыт и сегодня военное крыло нашего движения является достаточно развитым.
ИГИЛ прикрываясь исламом обманывает людей, вовлекая их в кровавую войну. Эта организация ни в коей мере не представляет интересы ислама. Хотя ей и удается с по¬мощью обмана переманить в свои ряды людей, но когда обманутые люди сталкиваются с серьезной противостоя¬щей силой, то уже не могут воевать. Это стало очевидным во время нашего противостояния ИГИЛ. Можно сказать, что в ближневосточном регионе противоядием от ИГИЛ являются герила-апочисты (последователи Абдуллы Оджалана). Там где находятся герила-апочисты, там ИГИЛ не может достичь побед, и практика это доказала.
Сегодня РПК в военном и политическом отношении является главной силой Курдистана, а на Ближнем Вос¬токе — серьезным фактором. У нас большие намерения. Мы собираемся решить курдскую проблему во всех частях Курдистана и опираясь на принципы «демократического конфедерализма» преобразовать ближневосточный регион. Мы в своих намерениях настойчивы и решительно настроены на их достижение. РПК играет роль региональной значимости, ее военные подразделения HPG (Народные силы самообороны) и YJA Star (женские боевые отряды) возглавляет борьбу против ИГИЛ. У нас недостаточно возможностей, чтобы предоставить полную информацию о нашей деятельности в мировых СМИ, но сегодня когда против ИГИЛ сформирована коалиция, которая наносит точечные удары с воздуха, на земле серьезнее всего воюет наше движение РПК в лице герила свободного Курдистана.

Мы уверены, что нам удастся сломить ИГИЛ и это откроет путь для преобразования Ближнего Востока, в котором кур¬ды и другие народы региона займут свое достойное место.
В. Д.: После того, как «арабская весна» дошла до Сирии, курдский вопрос в этой стране снова вышел на повестку дня. Как известно было провозглашено создание 3 кантонов, избраны их руководящие органы. Как вы считаете может ли эта модель самоуправления решить сирийский кризис?
М. К.: Объявленные кантоны Западного Курдистана представляют собой новую демократическую модель управления, которая может послужить хорошим приме¬ром для всей Сирии. Кантоны сформированы опираясь на новое мировоззрение, в котором важное место предо¬ставлено понятию «демократическая нация». Например, сейчас в кантоне Джизире объявлены 3 официальных языка: курдский, арабский и ассирийский. Руководство кантонов состоит из представителей эти трех национальностей. На основе принципов свободы женщин и экологического приоритета на повестке дня стоят серьезные проекты. Развивается кооперативная экономика. Новая демократическая модель может стать решением проблем не только Сирии, но и Ближнего Востока. Разумеется Сирия не однородна, это многонациональная и много¬конфессиональная страна. Настаивать на сохранении прежнего централизованного государства, управляемого из Дамаска, с одним признанным языком, наций и фла¬гом невозможно. В чем тогда заключается решение? В признании модели демократического самоуправления. Сирия не должна распасться, но должна преобразоваться и это возможно только благодаря новой системе — конфедеративной системе управления. Поэтому мы считаем, что кантоны Западного Курдистана являются показатель¬ным примером самоуправления регионов и эта модель может помочь преодолеть сирийский кризис. Предлага¬емые нами преобразования уже затронули регион Рожава (Западный Курдистан) и мы не остановимся на этом. Пока Сирия не обретет стабильность, Западный Курдистан также не сможет обрести полноценный мир. Поэтому отныне целью революции в Рожава является преобразование всей Сирии. Действующие внутри Сирии силы, которые могли бы стать полноценной демократической оппозицией были слишком ослаблены ИГИЛом и Фронтом аль-Нусра. Свободная сирийская армия не в состоянии противостоять обеим организациям, она раздроблена на множество мелких группировок. Ее группы могут продержаться, если будут опираться на достижения революции в Рожава. В этом смысле революция Западного Курдистана может стать центром демократического преобразования многоликой Сирии и сохранить ее территориальную целостность. Мы не преследуем цель создать маленькое государство, а стремимся развить в регионе конфедеративную систему управления, опирающуюся на братство, равенство и свободу волеизъявления народов. Поэтому мы хотим, чтобы кантоны стали примером для всей Сирии, сыграли роль объединяющего фактора и способствовали демократизации Сирии.
В. Д.: Сирийский режим БААС нанес большой вред курдскому народу, допускаете ли вы, что еще можно договориться? Если да, то каковы условия курдов?
М, К.: По курдскому вопросу режим БААС занял позицию Ататюрка, то есть он не признал права курдов и хо¬тел создать в Сирии одну — арабскую нацию. Курдский народ подвергся гнету. Но начиная с 70-х годов в период правления Хафеза Асада политика Сирии по отношению к курдам немного смягчилась. В сирийской Конституции и законах не были произведены какие-либо изменения, но на практике осуществлялась мягкая политика. В свою очередь, курды не враждовали с Сирией. Но после смерти Хафеза Асада, и с приходом к власти его сына — Башара Асада все началось менялся. У Башара Асада не было достаточного опыта управления государственными делами, он слишком сблизился с Турцией. Его сближение с Реджепом Тайипом Эрдоган изменило прежнюю курдскую политику. В отношении курдов Сирия стала проявлять себя как Турция. Это было большой ошибкой. Мы попытались предупредить сирийское руководство об ошибочности намеченного курса, но оно считало, что избрало верный путь. В отношении членов нашей партии в Алеппо начались совместные турецко-сирийские преследования. Много наших товарищей были арестованы и переданы Турции, там им были вынесены длительные сроки заключения, а некоторым — пожизненное заключение. Тогда Башар Асад и режим БААС совершили большую ошибку. Сейчас ситуация изменилась. Я уверен, что Башар Асад и руководство Сирии наученные опытом дружбы с Турцией, поняли, что поступили с курдами несправедливо и до¬пустили ошибку. Хотя и не произвели в своей политике каких-либо изменений в сторону примирения и признания прав курдов.
Как в нынешних условиях выйти из сирийского кризиса? Решение в виде «свергнем Башара Асада и режим БААС так, как было сделано в Ираке, после чего создадим новую Сирию» — есть путь в никуда. Почему? Нравится или нет, но сирийский режим пользуется поддержкой значительной части граждан страны. Сирия не похожа на Ливию. Режим Каддафи в Ливии быстро рухнул, посколько у него не было сильной народной поддержки, его окружал уз¬кий круг людей и племя самого Каддафи, которые были не в состоянии его защитить. В Сирии ситуация обстоит иначе, страну населяют не только сунниты, но и алавиты, друзы, христиане, которые поддерживают режим. Поэтому вышеизложенный подход не приемлем и не приведет крешению кризиса. Уже три года идет война, и пока противостоящие стороны не поймут очевидную истину, эта война будет продолжаться. История и время показали, что нынешний сирийский режим больше не сможет представлять интересы всех регионов Сирии, и это тоже нужно уже увидеть. В свою очередь, сирийское руководство должно понять другую истину — того, что было в прошлом больше не будет. Сирия больше не будет прежней, она не будет управляться только из Дамаска. Сирия должна измениться.
На наш взгляд, истиной оппозиционной силой в стране является не искусственно созданная, управляемая и вооружаемая извне ИГИЛ, члены которой собраны со всего мира с целью погубить Сирию, а такие силы как Свободная сирийская армия, политическая оппозиция, Координационный комитет за демократические перемены (Hayat al-Tansiq), Демократическое движение Западного Курдистана (TEVDEM) и три кантона Рожава. Эти силы могут сесть с представителями сирийского руководства за стол переговоров и принять решение о будущем политическом устройстве страны. Мы убеждены в том, что сирийская проблема может быть решена путем диалога. Сколько бы не длилась война, в итоге стороны должны будут прий¬ти к миру. Уже ясно, что противоборствующие стороны не одолеют друг друга, и каждая сторон уже должна на¬чать свое преображение. Необходимо, чтобы стороны признали волю и устремления друг друга. Унитарное мононациональное государство, управляемое из Дамаска больше не может отвечать интересам масс. Алавиты, также как курды, друзы и христианские народы не доверят свое будущее суннитскому руководству, полагая, что в таком случае их безопасность окажется под угрозой. И рисктого, что эти народы, религиозные и конфессиональные группы могут подвергнуться истреблению со стороны суннитского руководства оправдан. В свою очередь, суннитское большинство тоже больше не признает над собой власть только алавитов. Поэтому необходимо совместными усилиями создать условия для равного признания всех национальностей, религий, сообществ и их привлечение в процесс нового политического устройства страны. За основу будущей Сирии может быть взята уже апробированная и доказавшая жизнеспособность модель кантонов Рожава, или федеративная система, где помимо органов регионального самоуправления, будет сформировано федеральное правительство. Подобная практика была применена во многих странах мира, например, в России, и некоторых европейских странах. Таким образом, в но-вой Сирии необходимо ввести федеративное устройство, которое облегчит процесс демократического решения сирийского кризиса.
Попытка преодолеть кризис только путем поиска решения между курдами и государством не приведет к долгосрочному решению, поскольку проблема сирийского государства не ограничивается лишь проблемой с курдским населением. В то же время проблема курдов не ограничивается лишь наличием проблемы с сирийским государством. По прежнему сохраняется угроза со стороны И ГИЛ и множества других действующих в регионе радикальных группировок. Поэтому необходим кардинальный подход к проблеме. Чего хотят курды? Курды требуют полного соблюдения своих прав и хотят добиться признания их модели самоуправления. Они не стремятся к разрушению Сирии и не хотят поступить к кому-либо несправедливо. Правительство в Дамаске должно признать кантоны, и если такое решение будет принято в ближайшем будущем, то оно ускорит процесс разрешения конфликта.
Суть сирийского кризиса заключается не только в этом. Помимо признания модели демократического самоуправления, необходимо, чтобы все стороны, в том числе и сирийский режим, сели за стол переговоров, совместно разработали и приняли проект по новому политическому устройству Сирии. Состоявшиеся в Женеве конференции оказались безрезультатными, поскольку проходили на не¬надежной основе. Попытка политического урегулирования проблемы была поставлена под сомнение. Но недавно нам стало известно, что Россия инициировала новый переговорный процесс. Это очень важно. Курды, позиция которых предельно ясна и выработана, готовы принять участие в переговорном процессе. Разумеется, что курды не собираются принимать сторону сирийского режима, либо не признающей их оппозиции, они занимают собственную позицию. Путь избранный курдами в Сирии и революция Рожава представляет собой «третий путь». Эта путь
к подлинной демократии и свободе народов. Революция Рожава не направлена против кого-либо, ее предводители готовы принять участие в решении сирийского кризиса путем диалога. На военной арене силы Рожава активно вовлечены в борьбу против ИГИЛ и уже на деле играют роль стабилизирующей силы в стране и регионе.
Курды разработали проект, который может стать решением для всеобщих проблем и стороны сирийского кризиса должны увидеть эту истину. Сегодня самым приемлемым решением сирийской проблемы является политика предлагаемая курдами с ее кантональной системой управления. Она направлена на решение сирийского кризиса с целью образования демократической, многокультурнои, свободной и единой Сирии и курдские силы в лице Партии демократического союза (ПДС) и Демократического движения Западного Курдистана (TEVDEM) возглавляют эту линию. Сейчас в кантонах Рожава действуют много раз¬личных партий, объединивших свои усилия для развития кантонов, и этот союз с каждым днем крепнет и находит поддержку большинства курдов Сирии.
Сегодня курды играют позитивную роль не только в сирийской, но и международной политике. Борьба курдов против ИГИЛ имеет глубокий смысл для всего человечества. В Западном Курдистане, в кантоне Кобани более 100 дней продолжается сопротивление города Кобани, осуществляемое от имени всего человечества. Оборона Кобани от фашизма ИГИЛ укрепила волю курдского народа к победе. И благодаря самоотверженной обороне Кобани стал символом сопротивления всего человечества.
Мы сравнили сопротивление Кобани с обороной Сталинграда. В годы Второй мировой войны русский народ самоотверженно и с огромным героизмом боролся против гитлеровского фашизма. Народное сопротивление в Сталинграде завершилось победой, которая положило началом крушения фашистского режима. Сегодня сопротивление Кобани можно назвать обороной Кобаниграда. Здесь курдский народ, также как и народ Сталинграда, самоотверженно и с огромным героизмом борется про¬тив фашизма И ГИЛ. Если Кобани победит, то это станет началом гибели фашизма ИГИЛ. Сопротивление курдов в Кобани подобно сопротивлению русских играет важную роль в уничтожении ИГИЛ. Бойцы Отрядов народной самообороны и Женских отрядов самообороны (YPG, YPJ) выполняют поистине важную историческую миссию. Бойцы ОНС и ЖОС опираются на достижения многолетней революции Курдистана и черпают оттуда свои силы. Не смотря на то, что они являются силами Западного Курдистана основа, на которой они действуют для всех нас общая и называется движением апочистов (сторонников Абдуллы Оджалана). Курды в очередной раз доказали, что опыт герилла — бойцов свободного Курдистана, и глубина идей Абдуллы Оджалана могут принести решение как курдской проблеме, так и проблемам Сирии и Ближнего Востока. А сопротивлению в Кобани в лице бойцов ЖОС, доказала силу воли женщин Курдистана, которые могут героически и храбро защитить права и чести родного народа, став гордостью для всего мира.
В. Д.: Каких действий Вы ожидаете от мировых держав? Что бы Вы хотели донести до российского руководства и общественности? И каким, на ваш взгляд, должна быть позиция России в отношении Ближнего Востока и мира?
М. К.: Мировые державы, и в частности, западные силы, до сих пор в отношении Ближнего Востока вели ошибочную и однобокую политику. Они выстраивали ее игнорируя ближневосточную действительность, пытаясь решить проблемы Ближнего Востока внешними и чуждыми для региона рецептами. Их действия изначально были обречены на провал и не могли способствовать решению проблем. В связи с этим при выстраивании ближневосточной политики необходимо учесть особенности стран, либо вовсе отказаться от вмешательства в дела этого региона. Но поскольку гегемонистские западные силы не могут отказаться от своих интересов на Ближнем Востоке, невмешательство в дела региона не представляется возможным, именно поэтому мы подчеркиваем необходимость учета особенностей региона и проявления соответствующего отношения. Что касается решения проблем Ближнего Востока, то оно возможно в случае если сами народы региона проявят в этом свою волю.
Курдская проблема является основополагающей проблемой ближневосточного региона. Еще одной важной проблемой является израильско-палестинский конфликт. Этим проблемам необходимо найти постоянное решение. Для установления мира и порядка и преодоления негативных последствий от совершенной в прошлом несправедливости необходимо осуществить преобразование региона, выработав новые перспективы и новые решения.
Курды — свободолюбивый народ, стремящийся к демократии и по новому смотрящий на проблемы региона, они имеют самостоятельную политическую линию поведения, их борьба против сил, пытающихся вернуть мир в Средневековье, очевидна. Сегодня только курды оказывают И ГИЛ серьезное сопротивление. ИГИЛ представляет угрозу не только для народов региона, но и всего человечества, поэтому роль и миссия народа Курдистана должна быть замечена и отношение к курдскому народу должно быть в корне пересмотрено. Наступило время решения курдской проблемы, без этого нельзя достичь стабильности и демократии на Ближнем Востоке.
Кроме этого отныне курдский народ является основным фактором и серьезной силой в ближневосточном регионе. И в военной, и политической, и общественной сферах курды могут играть важную роль. Мы хотим, что¬бы мировые силы и державы обратили на это внимание. Конечно же в адрес руководства России могу сказать следующее: мы всегда с надеждой смотрели на российский народ и стремились выстроить и развить дружественные отношения. Но, к сожалению, до сих пор мы не увидели с российской стороны, значимого ответного шага. Мы хотим укрепить дружбу и сотрудничество для достижения общих интересов. Сегодняшняя Россия под руководством господина Путина хочет демонстрирует огромную выдержку и волю в ответ на давление, оказываемое западными странам, и это имеет важное значение. Но Россия должна знать, что пока она не укрепит свои позиции на Ближнем Востоке, она не сможет стать главенствующей державой, поскольку этот регион имеет огромное значение для всего мира. Ближневосточная политика России пока еще слаба, она чаще остается зрителем, нежели игроком. Например, у России пока еще не выработано отношение к курдскому вопросу. Не понятно есть ли у нее собственная политика по отношению к курдам или нет. Если Россия хочет укрепить свои положение в регионе, у нее должно быть свое политическая позиция, мнение и план действий по каждо¬му из существующих в регионе вопросов.
В решении сирийского конфликта Россия является той страной, которая больше и лучше всех может сыграть свою роль. Преимущество России в том, что по ближневосточным проблемам США и ЕС полностью израсходовали доверие; они предприняли множество попыток, но ни одна из них не увенчалась успехом. России не хватает активности. Проведение холодной политики не способствует увеличению роли и укреплению позиций России. В последнее время мы наблюдаем некоторые изменения в действиях России и считаем их положительными.
Мы верим в многонациональный народ России, который не раз в истории вынужден был бороться против несправедливости. И мы уверены, что и народ России скажет поддержку борцам против несправедливости нашего времени. И, в частности, поддержит курдский народ. Пользуясь случаем я хочу передать мое приветствие и глубокое уважение всем народам России, ее демократическим и свободолюбивым силам, защищающим равенство и братство народов. Надеюсь, что Новый год станет годом установления подлинной демократии и свободы для всего человечества. Желаю удачи и новых побед всем борцам за свободу.

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/2sJ0O

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях