Интерес к революции Рожавы в Словении велик, потому, чтобы поговорить о ней, активистки и активисты из женской деревни Жинвар и Интернациональной Коммуны Рожавы посетили словенские города Любляну и Марибор. Корреспондент «ANF» поговорил с интернационалистами об их опыте и впечатлениях.
– Как вы представили женскую деревню Жинвар и Интернациональную коммуну в Словении?
– Последние несколько лет в Словении растет интерес к революции Рожавы. За это время была переведена на словенский язык книга «Революция в Рожаве», которую приняли очень хорошо. Рожава ассоциируется там с надеждой и преданностью фундаментальным социальным изменениям, с построением самоуправляемого общества, которое ещё возможно в XXI веке. На данный момент немногие словенцы успели побывать на освобожденной земле северо-восточной Сирии, чтобы получить личный опыт. Поэтому мы пригласили словенских активистов побеседовать о нашем опыте и перспективах нашего времени в столице Словении Любляне и городе Мариборе.
Обмен идеями, дискуссии показали ещё раз, как международные связи постоянно завязываются и крепнут, как наши мысли становятся едины, а наши идеи и опыт получают новую перспективу.
– Что вы успели обсудить?
– Помимо текущей политической ситуации в Сирии мы обсудили базовые структуры демократической федерации северной Сирии. Особенно различные уровни и методы, при помощи которых общество участвует в демократической самоуправляемой администрации: от политических партий до институтов гражданского общества. Мы сконцентрировались и на опыте женской деревни Жинвар, Интернациональной коммуны и работе с социумом в целом. Именно в этих аспектах наиболее ощутимо и явно видно, как воплощается социальная революция.
В Мариборе нас пригласили рассказать о нашей коммуне и деревне Жинвар, а также об интернационализме в целом в подкасте Radio You’re Up («Радио – твоя очередь»). Этот подкаст можно прослушать здесь https://soundcloud.com/maribor-is-the-future/mariboristhefuture-89-rojava-lection-2-internationalist-commune-of-rojava .
Помимо подкаста прошла публичная встреча в городском кинотеатре, где был представлен короткий фильм, сделанный Коммуной кинематографистов Рожавы. Ещё в одном видеоролике активистка Коммуны кинематографистов рассказала о текущей ситуации в Рожаве и деятельности своих товарищей. Коммуна кинематографистов описала, как люди покидали город Сарекание после страшных военных атак и оккупации Турцией и исламистскими группировками.
В Любляне мы пообщались с представителями автономного центра Rog, расположенного в здании бывшего завода велосипедов. Это одно из главных мест политической жизни города, дом, где рождаются культурные инициативы.
– Какой опыт Рожавы был наиболее интересен активистам из Словении?
– Для тех, кто пришел на встречи в Мариборе, были особенно интересны муниципалитеты, их работа во время революции Рожавы и то, как они функционируют сейчас. Мы поговорили о различных комитетах наших коммун, от комитета по самообороне до комитета по делам здравоохранения, и о семьях павших героев. Интерес к этой теме возник ещё со времени антиправительственных протестов 2012-2013 годов, когда многие активисты занялись созданием районных советов и структур самоуправления. Людей по-прежнему интересует вопрос, как обеспечить участие народа так, чтобы оно не ограничивалось районом, где они проживают, но вело к базовой политизации и политической практике.
Особый интерес был проявлен к тому, как революции удается мирить различные религиозные группы, культуры и политические идеи – одним словом, различные идентичности. Нас спрашивали, как это возможно в Рожаве, учитывая неоднородность общества и ту реальность, в которой различные группы прежде враждовали, как в этих условиях смогла развиться единая общественная сила.
В Словении, как и во многих странах Европы, различные политические силы левого крыла разделены и не создали единой революционной силы. Вместе мы пришли к выводу, что нам нужно воспринять девиз «Единство в разнообразии» и применить его к конкретным контекстам, чтобы понять, какое значение он получит. Ранее в европейском политическом контексте такая перспектива отсутствовала, здесь чаще велись оборонительные битвы, а позитивной перспективы не закладывали. Особенно в странах и регионах, где «социалистическая революция» была достигнута, но в конечном итоге потерпела поражение, где левые пребывают в тяжелой депрессии и не видят будущего. Это необходимо изменить.
Рожава также представляет собой важный пример того, как идея демократического конфедерализма открывает перспективу объединения. История и опыт социалистических экспериментов не будут забыты, их не станут отрицать, из них разовьется что-то новое.
Обсуждали также важность боевых организаций в революционном процессе. Мы много говорили о ценностях и принципах, на которых основа Рабочая партия Курдистана, в соответствии с которыми действуют бойцы и по которым оценивают их работу и их самих. Активисты должны задавать самим себе серьезные вопросы по этой части, учитывая также опыт партизан, сражавшихся против немецкого и итальянского фашизма в сотрудничестве с сильной коммунистической партией во времена республики Югославия.
Отдельно поговорили о важной для нас теме павших героев. Это неотъемлемая часть борьбы, но среди левых в словенском обществе она не лишена противоречий. Хотя гражданских жертв Второй мировой войны здесь коллективно помнят, память о партизанах неоднозначна. Потому сложно прийти к пониманию памяти и значимости тех, кто отдал свои жизни во имя других. Но необходимо взглянуть на это с новой перспективы и создать эмоциональную связь.
Эти дискуссии очень важны, потому что павшие есть путь и сила нашей борьбы. На той встрече мы вспомнили нашего товарища и друга, героя Роди Чакдара (Мартина), уроженца Любляны, который присоединился к ОНС (Отрядам народной самообороны) и был убит в Манбидже 27 июля 2016, сражаясь с Исламским государством* и защищая революцию. Нам повезло встретиться с его сестрой, и эта встреча дала нам много сил, заодно показав словенским активистам, как важная ежедневная связь с героями революции.
– Вы упомянули революционную историю Словении как части Югославии. Какие параллели с революцией в Курдистане вам удалось заметить?
– В Социалистической Федеративной Республике Югославии, частью которой были словенцы, критически важную роль играл вопрос культурных идентичностей. Как могут люди жить со своими национальными и региональными идентичностями, не впадая в национализм? Как можно сохранить единство в разнообразии? Эти вопросы – ежедневный вызов и для демократической федерации северной Сирии. К сожалению, в Югославии эта попытка успеха не возымела.
Были и другие важные факторы, разорвавшие ее на части, но и этот сыграл свою роль. После смерти Тито, который выступал объединяющей фигурой, в 1980 году, начали усиливаться националистические тенденции, который привели к началу войны в 1991-м. Эти тенденции проговаривались все громче после основания национального государства. То новое государство, что было создано, не ориентировалось более на идеи социализма, но на западный либеральный капитализм европейского образца.
Сирийское же движение отрицает государство как силу, формирующую социальный порядок, в то же время пытаясь найти компромисс с центральным государством Сирии, чтобы отыскать политическое решение проблемы кризиса. Нет речи о том, чтобы в один момент разрушить старую систему, но важно сформировать социальные структуры, которые позволят преодолеть её на долгой дистанции.
– Что из истории Югославии может быть полезным для революции в Сирии?
– В отличие от многих других стран соцблока, где коммунистические партии строили централизованную плановую экономику, экономика Югославии строилась на принципах рабочего самоуправления. Тем не менее предприятия были интегрированы в центральное планирование единой национальной экономики. Эта модель была разработана и внедрена партизаном, членом парламента Югославии Эдвардом Карделем. Мы думаем, что этот экономический подход, опыт работы на грани централизованности и децентрализации, международной торговли и самообеспечения также может быть интересен для развития экономики демократической федерации в долгосрочной перспективе.
– Какие особенные впечатления от посещения Словении вам запомнились?
– История партизан и их сопротивления очень впечатляет. Так, Любляна была аннексирована фашистской Италией в 1941-м. В 1942-м итальянские войска были вынуждены обнести весь город ограждениями, построить укрепления, потому что сопротивление в городе трудно было сломить. Но все необходимое, включая антифашистские пропагандистские материалы, продолжили производить в черте города. Существовало подпольное словенское радио сопротивления, которое постоянно меняло свое местоположение. Население тоже сыграло огромную роль в борьбе с фашизмом.
Решимость огромных слоев общества объявить фашизму войну и не сдаваться очень впечатляет. Это похоже на сопротивление населения Рожавы фашистским атакам ИГИЛ* и Турции. Мы такие же убежденные люди, как партизаны Словении, и мы добьемся успеха.
Для тех, кто хочет больше узнать о солидарности Словении с курдским освободительным движением и революцией в Сирии, есть страница на Фейсбуке “Rojava kliče” («Рожава зовет»). Здесь также публикуется информация о мероприятиях.
* — террористическая организация, запрещенная на территории РФ