Покинуть эту землю нелегко. Как только кто-то уезжает, оставляя Кобани позади, чувство потери резко ощутимо. То, что получено в человеческом и политическом плане, намного больше, чем то, что предоставляется в материальном. Нас приветствует сообщество, в котором различия означают солидарность, что делает опыт Рожавы уникальным в современной истории.
Гостеприимство, плюрализм, солидарность. Слова, обесцененные и униженные в нашей реальности, в регионе Евфрат находятся в полном расцвете, укорененные в повседневной практике заботы о других, и границам, физическим или концептуальным, здесь нет места.
Курды и арабы живут вместе в Кобани и близлежащих деревнях, а также там живут беженцы из Африна или Ракки, которые являются частью коллективной жизни, активной и ответственной частью для ее исправления и улучшения.
Когда-то на этой территории родилась первая форма организованного человеческого общества — матриархальная община, которая собирала и перераспределяла дары урожая, и сейчас здесь женщины вернули свою историческую роль, превратив ее в революционную.
Женская академия — плод совместного проекта
17 июня 2018 года будет трудно забыть, особенно для Карлы Чентиони, моей подруги и президента Римской ассоциации Понте Донна, с которой я путешествовала: это день открытия женской Академии, проекта, финансируемого церковью Вальдезе с участием Автономной провинции Больцано. Проект, которому Карла лично посвятила себя с 2015 года до самого нашего возвращения из путешествия в Кобани. Проект реконструкции также включает Uiki и Реконструкционную комиссию, обе представляет Озлем Танрикулу.
Сейчас утро, вход уже переполнен женщинами, мужчинами, детьми и журналистами. Многие останавливаются, чтобы посмотреть на табличку, которая висит над входной дверью. На фиолетовом фоне изображена улыбающаяся молодая женщина. Сбоку от надписи «Академия г. Силан в Кобани», в которой «г.» означает герой-мученик, а Силан – имя первой героини города Кобани, убитой в иракском Курдистане. Академия посвящена ей.
Прибывают политические представители кантона: сопредседатель в сопровождении министра по делам женщин, вместе со своей сестрой мы встречались с ними в Суруче в феврале 2015 года; представители Конгресса Стар (женское движение) и женского Фонда Кобани. Улыбки и слова, чтобы подчеркнуть радость события.
Арджин, назначенная главой Академии женским движением кантона, подходит к Карле вместе с пожилой дамой в традиционной одежде с белым шарфом на голове. «Я познакомлю тебя с матерью Силан». Карла обнимает ее, удивленная и тронутая.
Все трое двинулись к входу, где ждет инаугурационная лента. Руки соединяются над руками матери Силан, сжимая ножницы и разрезая желтую и фиолетовую полоски под вспышки фотоаппарата.
Восстановление женского дома, разбомбленного ИГИЛ во время нападения на кантон, казалось «утопическим проектом, который почти невозможно реализовать», вспоминает Карла в своем выступлении на конференции, которая проходит сразу после инаугурации.
«Это было плодом решимости, присущей женщинам». Были преодолены все препятствия и непредвиденные трудности: «Я надеюсь, что, как только границы будут вновь открыты, многие международные делегации смогут приехать сюда в женскую Академию Кобани, чтобы учиться у вас».
Представители учреждений и ассоциаций Кобани встают один за другим, свидетельствуя о том значении, которое это место приобретает в их глазах.
Слова министра по делам женщин, в частности, свидетельствуют о том, что «все женщины, которые пришли сюда и сдержали свои обещания, стали частью большой связи, необходимой для нас». Женщины строят мосты между людьми, каждый миллиметр дома — яркое тому свидетельство.
Среди аплодисментов и благодарностей Карле и Озлем Ассамблея расходится по этажам. На первом этаже мы останавливаемся, чтобы посмотреть на коричневые деревянные стены, где более чем 70 итальянских и международных художников оставили свои работы, посвященные Академии. Это был ответ на инициативу в 2016 году. Понте Донна, улыбаясь, сообщает, что открытие курсов запланировано на 25 июня, хотя первый этаж пансиона все еще должен быть завершен.
Она показывает нам программу: права женщин, жинеология, социология освобождения. «На данный момент курс предназначен только для женщин, но мы организуем курс и для мужчин», чтобы подтвердить значение образования, как системы изменения сознания.
Академия немного похожа на материнский дом — многие центры для женщин, которые вы найдете в каждом районе Кобани и в каждой деревне в кантоне, восстановленном сразу после изгнания черных боевиков с территории. Система не была искоренена варварским нападением, новдохновилась победой над ним.
И хотя в Риме и Италии женским центрам часто грозит выселение и закрытие из-за бюрократии, в далекой Рожаве женщины строят инклюзивные места учебы и практики общинного опыта.
Жинвар – деревня женщин
Вид, наводящий на размышления. Синева неба еще более мощная благодаря полуденному солнцу. Коричневая земля застроена низкими традиционными зданиями в более темном оттенке, размещенными полукругом вокруг большого центрального строения.
Если Жинвар «место женщин», то природа здесь соучредитель.
Мы оставили Камышло позади и возвращаемся в наш мир. Пейзаж, который приветствует нас, является частью последнего этапа нашего путешествия, полного эмоций, заставляющего вспоминать другой краеугольный камень демократического конфедерализма: жизнь во имя уважения к окружающей среде.
Нас приветствует Нужин, 27-летняя немка, член учредительного комитета деревни. Мы сидим на лавочках, пресная вода утоляет жажду, в то время как глаза видят работающих на земле людей, которые делают кирпичи для домов, и зеленые поля и сады.
«Сегодня вы найдете здесь только меня, — говорит, улыбаясь, Нужин, — остальные в Кобани, разговаривают с женщинами, которые хотят жить в Жинваре».
Есть много критериев, но самые точные такие: приоритет будет отдаваться вдовам погибших в бою, жертвам насилия в семье и, наконец, тем, кто мотивирован идти понашемупути.
Идея места, которое женщины могли бы построить своими руками, восходит к 2015 году.
В 2016 году был сформирован комитет, в котором были представлены различные женские ассоциации Рожавы.
Их цель состояла в том, чтобы установить принципы, на основе которых опыт такого масштаба мог бы реально воплотиться в жизнь. 25 ноября того же года, в Международный день борьбы с насилием в отношении женщин, в ходе пресс-конференции была представлена информация об этом проекте.
«Центральный орган уже существовал и использовался в качестве общего пространства». Стены украшены фресками с женскими символами. В частности, захватывает наше внимание женская фигура с ладонями вверх, тянущимися от миниатюрного деревца.
«Всего здесь будет 30 домов. Затем будет построена школа для детей, академия, в которой также будут открыты курсы для мужчин, и центр естественной медицины. Мы будем жить экологическим образом».
Семейным людям, а также одиноким мужчинам не будет разрешено жить в Жинваре, но замужняя женщина, которая решает переехать с детьми или без них, может это сделать.
«Мы хотим поэкспериментировать с новой идеей отношений не только в контексте супружеских отношений, которые предусматривают выбор женщиной самостоятельной модели жизни, выходящей за рамки чувств и обязательств, ставящей в центр образ жизни, свободный от условий социума».
Природа в этих повседневных отношениях становится центральным элементом. «Работать с ней – значит, жить в ней как в источнике эволюции. В Академии будут проходить курсы по экономике, связанной с экологией. Земля, вода и пшеница необходимы для создания тех кирпичей, из которых будут строиться наши дома. И плоды войдут в экономику Жинвара, для нашего пропитания, а также будут продаваться на рынки соседних сел».
Нужин делает короткую экскурсию этого женского места: территория, где сушатся кирпичи; двор академии перед бассейном: «Женщинам не было места, чтобы поплавать. Поэтому мы его и построили. Затем вода будет использоваться для орошения поля»; терраса, расположенная около патронального дома (скорее матронального).
Когда мы спускаемся, нас ждет женщина в традиционном цветастом платье. «Перед началом работ, когда земля была объявлена свободной и предоставлена нам местной администрацией, мы поехали пообщаться с семьями из разных соседних сел. Мы поговорили с мужчинами и женщинами, чтобы объяснить смысл проекта, и сказали им, что мы будем рады, если захотят нам помочь», — объясняет Нужин.
«У нее девять детей и муж. Она сразу же спросила, может ли она прийти и помочь нам. Сейчас она в комитете, она приходит рано утром и вечером возвращается домой. Даже ее дети приходят на работу, а муж тоже помогает, чем может. Она не будет здесь жить, но это неотъемлемая часть ее жизни».
В этом женском месте вовлеченность и открытость к другим — это конкретные реалии, и когда мы уезжаем, мы спрашиваем Нужин, смогут ли они в случае большого количества заявок превратить деревню женщин в город женщин.
«В таком случае нам придется подумать о строительстве Жинвара в другой части Рожавы. О многих местах для женщин, возможно, построенных в разных районах мира», — смеется она.