По сообщениям СМИ, турецкое правительство Партии справедливости и развития (ПСР) сформировало в иракском Курдистане в городе Киркук вооруженную группу в составе от 500 до 600 членов Иракского туркменского фронта (ИТФ). Утверждается, что имеются документы, подтверждающие, что вооруженная группа была обучена в северном Курдистане — в городке Силопи, и ее члены получают от 400 до 700 долларов на руки каждый.
Шиван Давуди, бывший парламентарий Патриотического союза Курдистана (ПСК), и Халид Швани, член правления ПСК, выступили с заявлениями по этому вопросу и направили документы иракскому правительству.
В течение недели, на которой они сделали это заявление, большой взрыв прогремел в Киркуке. На прошлой неделе турецкая «Хорошая партия» возглавила демонстрацию под лозунгом «Киркук – турецкий, и останется турецким». Это не совпадение. Реальность такова, что Турция, или, скорее, Эрдоган и ПСР, создали свои собственные вооруженные группы как в Сирии, так и в Ираке. Происходящие события и являются причиной того, что эти заявления прозвучали прямо сейчас. На саммите НАТО была также рассмотрена ситуация в Киркуке. На встрече произошла утечка информации о том, что войска НАТО должны были разместиться в Киркуке, и что город будет находиться под защитой НАТО и международной коалиции. Есть признаки того, что Эрдоган пытается вызвать хаос в Киркуке, и либо изменить это решение НАТО и коалиции, либо принять участие в самой операции.
Организаторы ополчения и их финансисты
В конце 2011 года, еще до начала так называемой «арабской весны», турецкое государство приступило к созданию вооруженных группировок, особенно в Сирии и Ираке.
В начале 2012 года Тарик Хашими, заместитель президента Ирака и лидер Исламской партии, бежал в Южный Курдистан, откуда он был передан Турции, чтобы избежать ответственности за массовое убийство шиитов в Ираке. Он также посетил Катар. После своего отступления из Ирака ИГИЛ начал проявлять себя как мощная организация. Иракские суды приговорили Хашими к смертной казни в его отсутствие. Некоторые газеты рассказывали, что у них есть счета, которые показывают, что Хашими выплатил $50 000 000 ИГИЛ. В 2013 году ИГИЛ вышли на сцену в Сирии. Они стали сильнее как в военном, так и в организационном плане. В 2014 году ИГИЛ оккупировало города Анбар, Таль Афар и Мосул. Тогдашний губернатор Мосула Есиль Нуцеифи оставил Мосул ИГИЛ и не бежал на родину, а укрылся в Турции, а именно за спиной Эрдогана. Несмотря на то, что иракский Федеральный суд выдал ордер на арест Нуцеифи, он не был выдан Ираку. Он остался с Эрдоганом вместе с Хашими. План сдать Шенгал ИГИЛ после Мосула был создан в Аммане. В некотором смысле, планы, которые Хашими разработал и осуществил руками ИГИЛ, стали реальностью. Роль по координации и реализации плана была возложена Хашими на Эрдогана и ПСР. Если бы планы Хашими не устраивали Эрдогана и ПСР, они не рискнули бы отбиваться от всех шиитов и держать Хашими рядом с собой.
В то время как ИГИЛ оккупировало большие территории в Ираке, турецкое государство направило вооруженные силы в Башика вблизи Мосула. Это развертывание привело к серьезному кризису отношений между Ираком и Турцией. Турецкое правительство отстаивало свои намерения проводить там военные учения. Тем не менее, становится ясно только сейчас, кто на самом деле проходил там обучение. Хотя Ирак организовал ополчение Хашд аль-Шааби для борьбы с ИГИЛ, Турция, с их силами в Башике, подготовила группировку под названием Хашди-Ватани. Однако Хашди-Ватани является своеобразной официальной формой организации ИГИЛ и Аль-Каиды. Тем не менее, нигде не было упомянуто об этих ополченцах Хашди-Ватани, которые прошли подготовку в Турции. Не было ни заявления о роспуске, ни заявления о его дальнейшем существовании.
Эта группировка является одной из тех вооруженных групп, которые сейчас появляются в Киркуке. Но, более того, как должно быть известно, в Ираке и Южном Курдистане много вооруженных группировок, которые организовались под названием Хашди-Ватани. В настоящее время их бросили на произвол судьбы в Киркуке. Со временем все эти группы и их происхождение будут раскрыты.
После появления в Сирии ИГИЛ позже стало контролировать многие города в Ираке. После оккупации Мосула и Шенгала они продвинулись до Хавлера и Киркука. Но международные силы не позволяли ИГИЛ войти в Хавлер и Киркук. Конечно, это связано не только с действиями международных сил. ИГИЛ, которое было каким-то образом под командованием Хашими и Эрдогана, было разрешено захватить только Шенгал, Мосул и часть Киркука.
Тем не менее, ИГИЛ хотело захватить весь Киркук. Это было событием, выходящим за рамки планов, выношенных международными силами, Эрдоганом и Хашими, и было поворотным пунктом, в котором планы Эрдогана и Хашими расходились с планами международных сил. Вот почему ИГИЛ постоянно атакует Киркук. После поражения ИГИЛ в Ракке Эрдоган мобилизовал свое ополчение, которое, в свою очередь, состояло из остатков ИГИЛ. Резня и оккупационные атаки на Африн развились в результате этого процесса. После начала нападений на Африн группы ИГИЛ, размещенные в Киркуке и на спорных территориях, были мобилизованы, и были совершены сотни нападений. Десятки людей были убиты. Группа вооруженных банд под названием Иракского туркменского фронта, которая была сформирована Турцией и Эрдоганом, и недавно была разоблачена сотрудниками ПСК, выявляет роль ИГИЛ в Киркуке. То, что эти группы были полностью организованы группами Хашими и Эрдогана и названы по-разному в зависимости от времени, теперь стало ясно.
Что будет дальше?
Теперь возникает вопрос о том, что произойдет после того, как эта возглавляемая Турцией вооруженная группа будет разоблачена сотрудниками ПСК. Должностные лица ПСК заявили, что они представили соответствующие документы иракскому правительству. Иракское правительство до сих пор не дало никакого официального ответа. Однако эта ситуация не ограничивается лишь Ираком. Международное право запрещает одной стране формировать и оплачивать вооруженные группы в другой стране. Это подходит под требование невмешательства во внутренние дела другого государства и может принести с собой обвинение в импорте террора в другую страну.
Трудно предсказать, в каком направлении все это будет развиваться. Похоже, что ПСК не готова отказаться от развития этой темы. Неизбежно, что когда дело касается Киркука, Партия демократического Курдистана в Ираке (ПДК) также вступает в игру. Это можно наблюдать, в частности, в средствах массовой информации. В Киркуке заинтересованы не только ПДК и ПСК, но и мировые державы. Именно поэтому США, Англия, Франция, Иран и многие другие страны будут ставить этот вопрос на повестку дня. У каждого есть свои интересы и планы на нефть Киркука.