Ва-банк: Эрдоган начинает осуществление плана «Б»

Ва-банк: Эрдоган начинает осуществление плана «Б»

 

 

 

Тысячи человек пришли на похороны горняков, погибших в результате аварии на угольной шахте Сома.

Жителей Турции потрясла эта трагедия, жертвами которой стали, на данный момент, 284 шахтёра. А в Стамбуле митинг в память погибших шахтеров завершился массовыми столкновениями с полицией. Полицейские применили слезоточивый газ. В свою очередь, демонстранты забрасывали стражей правопорядка коктейлями Молотова, что привело к возгоранию одной полицейской машины. Стоит подчеркнуть, что аналогичные митинги прошли во многих турецких городах. Все они сопровождались требованиями отставки правительства

Все это мешает правящей партии «Справедливость и развитие» провести решение о выставлении кандидатуры премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана на предстоящих 10 августа президентских выборах. Решения нет, но Эрдоган ведет себя так,  будто оно уже принято. Как пишет в этой связи турецкая газета Zaman, «после успеха на муниципальных выборах 30 марта у какого-либо другого кандидата ПСР нет шансов» и «вся правящая партия вместе со своей парламентской группой считает, что 30 марта ветра подули в сторону Эрдогана». Но ненадолго.

Сообщается, что Эрдоган наметил 24 мая провести в Кельне агитационную кампанию. В Германии проживает 1,5 млн. турецких избирателей из 2,6 млн. во всей диаспоре. Более того, Эрдоган планирует посетитт Францию и Нидерланды. На наш взгляд, помощники премьер-министра допускают серьезную ошибку, организуя в такой момент его европейское турне, где его явно не ждут. Как пишет Der Spiegel, «объявление о визите в Германию вызвало бурю негодования в немецких политических кругах». Все политические партии в унисон выразили протест, квалифицируя драматические события в Соме как международный скандал. Попутно Эрдогану припоминают его «антисемитские и другие словесные излишества», требуют от него публичных извинений перед президентом Германии Йоахимом Гауком, которого Эрдоган обвинил в том, что он говорит «как пастор», после того как он осудил турецкие власти за действия против свободы выражения мнений, когда премьер-министр закрыл Twitter в Турции.

В свою очередь канцлер Германии Ангела Меркель решила поставить Эрдогана, как провинившегося школьника, в угол, заявив, чтобы он во время пребывания в Германии вел себя «благоразумно», а не как « в прежние годы», когда он «проявлял себя с обратной стороны». Что касается Франции, то, в этой стране на телеканалах широко прошли кадры, демонстрирующие, как во время посещения Сома один из ближайших советников Эрдогана бьет лежащего на земле человека, которого держат двое военных. При этом газета Slate.fr утверждает, что «правительство Турции непосредственно приложило руку к приватизации шахты в Соме, которая досталась близкому соратнику руководства правящей партии». В этой связи французская газета призывает экспертов объяснить, что же происходит с Эрдоганом, который «стал демонстрировать непонимание ситуации, ушел с волны своего электората, хотя выставлял себя в образе демократа-реформиста, либерала в экономической сфере, европейского националиста, защитника религиозных свобод без ущерба для светского государства?». Что это — чрезмерная уверенность в собственных силах, или наоборот — страх?

После известного коррупционного скандала, разразившегося в Турции в конце прошлого года, когда в коррупции были обвинены некоторые члены кабинета и лица из ближайшего окружения главы правительства, события в Соме — второй мощный удар по Эрдогану. Во многих европейских СМИ утверждается, что в Турции разразился политический кризис, и что позиции Эрдогана «заметно пошатнулись перед президентскими выборами».

С формальной точки зрения, политического кризиса в Турции нет, если исключать требования лидера одной из оппозиционных Народно-Республиканской партии (НРП) Кемаля Кылычдароглу, чтобы министр труда Фарук Челик и глава министерства энергетики Танер Йылдыз покинули свои посты. По словам Кылычдароглу, оба эти министра «занимаются перекладыванием ответственности друг на друга, в то время как каждый из них несет определенную часть ответственности за случившееся в Соме». Напомним, что после коррупционного скандала правительство Турции покинули четыре министра и в его состав были введены 10 сторонников из второго эшелона кадрового резерва Эрдогана. Но это было ошибкой с его стороны, поскольку отставки министров были восприняты в общественном политическом сознании как косвенное признание факта коррупции в правительстве. В ответ Эрдоган объявил, что в роли организаторов этого скандала «выступили внешние силы», начал борьбу против сторонников известного богослова Фаттулаха Гюлена и под этим предлогом стал проводить невиданную в новейшей истории Турции кадровую чистку в полиции и в прокуратуре, «завинчивать гайки» в сфере демократии и прав человека. И нарвался на одновременную критику со стороны Запада и внутренней оппозиции. Дело дошло даже до того, что лидер НРП Кылычдароглу публично сравнил Эрдогана с Гитлером и Муссолини, которые «были тоже избраны народом, но через некоторое время человечеству пришлось заплатить за это очень высокую цену». При этом лидер НРП, напомнив о реформе Высшего совета судей и прокуроров (HSYK), которую инициировала правящая партия, заявил, что если бы не Конституционный суд, то «Эрдоган бы подчинил себе всю судебную систему».

Что дальше — устоит ли Эрдоган перед таким мощнейшим натиском? По мнению многих экспертов, он будет прорываться на пост президента, поскольку иные пути могут привести его на скамью подсудимых. В этой связи многие обсуждают якобы наличие у Эрдогана плана «Б». Его суть: больше никакого консенсуса и усиление поляризации общества, вплоть до инициирования «противостояния светских активистов и исламистов». При этом Эрдоган не опасается того, что против него выступает даже президент США Барак Обама, который в прошлом говорил о «турецкой модели» с арабскими партнерами. Однако Эрдоган чувствует себя обманутым Западом в ходе так называемой «арабской весны» и действует напролом. Если 10 августа ему не удастся набрать 50% голосов в первом туре, то ему придется побороться во втором. Он может победить, если оппозиция не выставит общего кандидата в президенты. В случае неудачи, подчеркивает французская газета Slate.fr, «турецкий лидер превратится в обычного гражданина и должен будет нести ответ перед судом по обвинениям в коррупции». Так что Эрдогану заказан только один путь — идти ва-банк.

Станислав  Тарасов

 

 

 

Короткая ссылка:: https://kurdish.ru/6L9pt

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях