Специальный докладчик ООН по вопросу о пытках Нильс Мельцер выразил серьезную озабоченность по поводу растущих утверждений о пытках и жестоком обращении в турецкой полиции с момента его официального визита в страну в декабре 2016 года.
Мельцер сказал, что он встревожен утверждениями о том, что большое количество лиц, подозреваемых в связях с движением Гюлена или Рабочей партией Курдистана (РПК), подвергалось жестоким методам допроса, направленным на изъятие принудительного признания или принуждение задержанных к инкриминированию других. В сообщенном злоупотреблениях присутствуют тяжелые избиения, электрический шок, воздействие ледяной воды, лишение сна, угрозы, оскорбления и сексуальное насилие.
По словам специального докладчика, власти не предприняли серьезных мер для расследования этих утверждений или привлечения виновных к ответственности.
Вместо этого жалобы, утверждающие пытки, были, как утверждается,отклонены прокурором со ссылкой на «постановление о чрезвычайном положении (статья 9 декрета № 667)», который, как сообщается, освобождает государственных должностных лиц от уголовной ответственности за действия, совершаемые в условиях чрезвычайного положения.
«Право человека на свободу от пыток и другого жестокого обращения является абсолютным и не допускающим отступлений и продолжает применяться во всех ситуациях политической нестабильности или любых других чрезвычайных ситуаций», — сказал специальный докладчик. Ни одно обстоятельство, каким бы исключительным и обоснованным ни было, никогда не может оправдать пытки или любую форму безнаказанности за такое злоупотребление.
«Пытки — это не только известный неэффективный метод допроса, но он является самым фундаментальным нападением на человеческое достоинство и неизменно входит в число наиболее серьезных международных преступлений, включая военные преступления и преступления против человечности».
Мельцер отметил, что во время рабочего визита Турции в декабре 2016 года, вскоре после попытки государственного переворота, правительство продемонстрировало свою приверженность своей официальной политике «нулевой терпимости» в отношении пыток.
«Однако неспособность властей публично осудить пытки и жестокое обращение и обеспечить всеобщий запрет на такое злоупотребление в повседневной практике, похоже, создала атмосферу безнаказанности, самоуспокоенности и молчаливого согласия, которая серьезно подрывает этот запрет и, в конечном счете, верховенство закона », — сказал он.
Специальный докладчик также заявил, что он по-прежнему стремится к «прямому и конструктивному диалогу» с турецкими властями в целях полного осуществления запрета на пытки и жестокое обращение.
В докладе под названием «Замученный до смерти» , который обнародовали 21 ноября 2017 года следователи Стокгольмского центра свободы (SCF), имеет место случай с 42-летним учителем истории Гёкханом Ачыкколлу, который умер после того, как он провёл 13 дней пыток и жестокого обращения в полицейском участке в Стамбуле.
Пытки, жестокое, оскорбительное, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение с людьми, лишенными своих свобод в турецких центрах содержания под стражей и тюрьмах, стали нормой, а не исключением из-за усиленной националистической эйфории и религиозного фанатизма в стране в связи со спорной попыткой государственного переворота 15 июля 2016 года.
Стокгольмский центр свободы (SCF) сообщил об одном из своих исследований под названием «Подозрительные смертельные исходы и самоубийства в Турции», в котором говорится о том, что в Турции наблюдается увеличение числа подозрительных смертей, в основном в турецких тюрьмах и местах лишения свободы, где практикуются пытки и жестокое обращение. В большинстве случаев власти расценили их как самоубийства без какого-либо эффективного независимого расследования.
Стокгольмский центр свободы (SCF) собрал 107 случаев подозрительной смерти и самоубийств в Турции в списке по состоянию на 27 февраля 2018 года в формате базы данных с возможностью поиска.
Вместе с этим чиновники Эрдогана похищают оппозиционеров из-за рубежа и привозят в Турцию иллегальными путями, а затем подвергают пыткам и плохому обращению.
Турция пережила спорную попытку военного переворота 15 июля 2016 года, в результате которой погибли 249 человек. Сразу после путча правительство Партии справедливости и развития (ПСР) вместе с турецким самодержавным президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом возложило вину на движение Гюлена.
Гюлен, который вдохновил движение, решительно отрицал свою роль в неудавшемся перевороте и призывал к международному расследованию, но президент Эрдоган, назвал попытку переворота «подарком от Бога», — и правительство инициировало широкомасштабную чистку, направленную на очищение симпатизирующих движению изнутри государственных институтов, дегуманизацию личностей и помещению их под стражу.
По состоянию на 5 февраля 2017 года, 151 тысяч 967 гос служащих уволены, 132 тысяч 668 задержано. 64 тысяч 358 людей арестовано. 3 тысячи 3 школы, общежития и университетов закрыто. 5 тысяч 822 ученых потеряли основную работу, большинство из них покинули страну или брошены в тюрьму. 4 тысяч 463 судей и адвокатов отстранены от обязанностей. 189 объекта СМИ закрыто (без работы остались более 10 тысяч журналистов), 319 журналистов арестовано.