Американской разведке удалось, как пишет «Нью-Йорк таймс», получить документы, которые содержат сведения о внутренней структуре террористической группировки «Исламское государство», запрещённой в России. В них, правда, ничего не говорится о нахождении лидера ИГ Абу Бакра аль Багдади. Известно лишь, что он избегает электронных средств связи и периодически проводит собрания с региональными лидерами в своей штаб-квартире в сирийском городе Ракка.
Вместе с тем выяснилось, кто возглавляет военный совет ИГ. Это — бывший подполковник Абу Мутац, который при Саддаме Хусейне служил в военной разведке. Эти данные, подчёркивает газета со ссылкой на представителей Пентагона, облегчат ведение борьбы с ИГ.
Надо заметить, что ещё за 17 месяцев до того, как президент Обама пренебрежительно назвал ИГИЛ «командой второго состава», разведывательное управление министерства обороны США предупреждало его об усилении ИГ и о возможном создании «халифата», если исламистов не остановить. Но Белый дом не только не принял мер по ограничению деятельности ИГИЛ, а, наоборот, всячески его поддерживал.
В результате «Исламское государство» превратилось в монстра как по размерам, так и по кровожадности. Сегодня эта террористическая группировка контролирует более 50 процентов территории Сирии и около 80 процентов нефтяных и газовых месторождений страны.
Она активно действует в большинстве сирийских провинций. При этом боевики группировки не только ведут бои с правительственными войсками, но и вытесняют с контролируемых ими территорий отряды сирийской оппозиции, в том числе экстремистской коалиции «Джейш аль-Фатех». Этот альянс создан 23 марта нынешнего года при содействии США, которые продолжают обеспечивать её оружием и разведывательной информацией.
Под давлением «Исламского государства» и соперничающей с ним «Джейш аль-Фатех» правительственные войска вынуждены отступать. По сути, их последними оборонительными бастионами остались Хама, Хомс, Латакия и Дамаск. Правда, здесь проживает большая часть населения страны: от 50 до 60 процентов, ещё 20-25 процентов пребывает в районах, где правят «Исламское государство» и «Джейш аль-Фатех», и 5-10 процентов приходится на территории под контролем курдов.
Кстати, курды создали ополчение ОНСЗК-ОНСЖ (ОНСЗК — это мужские отряды, ОНСЖ — отряды курдских женщин-ополченцев), которое противостоит исламистам. Ополчение сформировано из курдов Западного Курдистана и пришедших к ним на помощь курдов Северного Курдистана. Все они проникают в Сирию как через населённый курдами город Кобани, находящийся близко к границе, так и через пустынные районы границы. Сейчас бои между курдским ополчением и боевиками ИГ продолжаются в основном около городов Кобани и Хасеке.
«Кобани для нас – как Сталинград», – заявил представитель Национального конгресса Курдистана Селахаттин Соро. По его словам, в боях с «Исламским государством» погибли уже свыше 3 тысяч ополченцев-курдов.
На иракской территории активных боевых действий между «Исламским государством» и отрядами Южного Курдистана, которые называются «пешмерга», сейчас нет. Но бойцы «пешмерга» активно помогают своим единоплеменникам. Причём присоединяются к ним и европейские добровольцы. Так, среди них — и известный британский актёр Майкл Энрайт, который для этого покинул Голливуд. 51-летний актёр, в частности, снялся в фильме «Пираты Карибского моря: сундук мертвеца».
В отношении властей Сирии и правительственных войск курдские лидеры держат нейтралитет, а в провинции Хасеке даже взаимодействуют. Но в целом на их отношениях сказывается груз прежнего недоверия и обид. Как считают независимые наблюдатели, причина – отсутствие у официального Дамаска чёткой концепции будущего курдских районов. Под влиянием иранских советников, предполагают эксперты, Дамаск сдержанно относится к просьбам курдов о предоставлении им широкой автономии. Это фактически лишает Дамаск боеспособного союзника – 20–25 тысяч курдских бойцов намерены сражаться с суннитскими фанатиками до конца.
Не всё безоблачно для сирийских властей и в южной провинции Эс-Сувейда, которая является компактным местом проживания друзов, небольшой этноконфессиональной группы (около 860 тыс. человек). Сами друзы используют в отношении себя арабское слово «мувахиддун», которое часто переводят как «единобожники». Друзы проживают также в Ливане и Израиле, где они представлены в парламенте. Друзские старейшины в Израиле добровольно согласились на воинскую обязанность для своей общины, и молодые друзы служат в боевых частях Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), в том числе в 299-м батальоне «Херев».
На днях друзы Израиля потребовали от США начать бомбардировки отрядов исламистов для предотвращения «катастрофы братьев в Сирии». Речь идёт о населённом пункте Хадер на восточных склонах Голанских высот, которому угрожают боевики ИГ. «Мы просим американское правительство начать атаковать ИГ в этой местности так же, как они делают это в других частях Сирии», – заявил глава друзской общины Израиля шейх Мауфак Тариф. «Надеюсь, что, если джихадисты нападут на Хадер, – сказал он, – ЦАХАЛ встанет на его защиту, несмотря на существующую опасность». Друзы, подчеркнул шейх, не станут спасаться бегством, а будут сражаться.
Виктор РУЧКИН