Радикальная группировка «Исламское Государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) планирует теракты в трех провинциях Турции — в Анкаре, Стамбуле и Хатае.
Теракты, предположительно, могут быть совершены во время конференции «Женева-2»
Эти данные поступили по линии Главного управления безопасности Турции. Нападения, как считается, могут быть совершены с использованием смертников. Полиция в трех провинциях, а также в крупных городах других провинций, переведена на усиленный режим. ИГИЛ, связанная с «Аль-Каидой», действует сейчас в Сирии как против правительства так и против более умеренных оппозиционных сил.
С чем связана внезапная активизация террористов? Почему именно сейчас и именно в Турции? Есть ли связь между активизацией террористов и открывшейся в Швейцарии мирной конференцией по Сирии?
Своим мнением по поводу угроз со стороны ИГИЛ с «Голосом России» поделился президент Центра стратегических исследований мудрецов (BILGESAM), доктор политических наук Атилла Сандыклы:
«Организация «Исламское Государство Ирака и Леванта» установила в Сирии контроль над большими территориями и достигла определенных успехов в борьбе против Свободной сирийской армии (ССА). После этого Турция увеличила материальную помощь, оказываемую активистам ССА, и стала еще больше поддерживать ее на международной арене. Анкара всё чаще стала критиковать террористические организации, такие как «Аль-Каида» и «Исламское Государство Ирака и Леванта». В результате, в рядах террористических группировок стало расти недовольство политикой турецких властей, что в итоге может превратить Турцию в мишень террористических атак.
Наша страна и раньше подвергалась нападению со стороны террористов «Аль-Каиды», погибло много людей. Достаточно весомая причина опасаться терактов в настоящее время — начавшаяся конференция «Женева-2». И то, что теракты собираются провести именно в Турции, говорит о том, что речь идет именно о реакции боевиков «Аль-Каиды» и связанной с ней группировки «Исламское Государство Ирака и Леванта» на помощь Свободной сирийской армии со стороны Турции».
Иного мнения придерживается вице-президент Турецкого центра международных отношений и стратегического анализа (TURKSAM), отставной капитан первого ранга ВМС Турции, доктор политических наук, профессор Джелалеттин Явуз
«Очевидно, что кое-кто не заинтересован в политическом урегулировании сирийского кризиса и выступает против конференции «Женева-2». Кто это? Асад? Нет. Турция, которая выступает против режима Асада? Тоже нет. Ирак или Иран? Нет, поскольку их позиции с позицией Асада в целом совпадают. Арабские монархии Персидского залива, такие как Саудовская Аравия и Катар? Это возможно.
Каковы аргументы? Взглянем на оппозиционные силы в Сирии. Известно, что они состоят из различных группировок, среди которых как раз и можно найти ярых противников «Женевы-2». В их числе — «Исламское Государство Ирака и Леванта», связанное с «Аль-Каидой». Известно, что боевики радикальной сирийской оппозиции находятся под влиянием Саудовской Аравии и Катара. Раньше функционировал Сирийский национальный совет, созданный в Турции в сентябре 2011 года. Однако Саудовская Аравия и Катар отнеслись к этой структуре с недоверием. В результате в ноябре 2012 года в Катаре была сформирована новая структура – Национальная коалиция революционных и оппозиционных сил Сирии (НКРОС). Турции пришлось признать эту новую коалицию, которая фактически находится под влиянием арабских монархий Персидского залива.
Вспомним о событиях в городе Фаллудже, что в иракской провинции Анбар. Там велись ожесточенные бои между войсками центрального правительства Ирака и «Исламским Государством Ирака и Леванта». В конфликт оказались вовлеченными и саудовские племена, проживающие близ границы с Ираком. Они выразили недовольство политикой Багдада в отношении суннитских племен. По сути, Саудовская Аравия, пусть не прямо, но оказала поддержку боевикам «Исламского Государства Ирака и Леванта».
Теперь взглянем на состав конференции «Женева-2″. В ней одновременно участвуют и режим Асада, и Россия, и США. В условиях потепления между Ираном и Западом, которое наблюдается в последнее время, Саудовская Аравия чувствует себя не совсем уверенно. Сохранение влияния Ирана в регионе и непосредственно в Сирии противоречит ближневосточным амбициям саудовцев. Поэтому они активно выступили против участия Ирана в конференции в Монтрё. Однако отсутствие Ирана на конференции – не главная их задача. Они пытаются вообще сорвать ее, поскольку считают, что сегодня любая мирная инициатива в отношении сирийского кризиса противоречит их интересам на ближневосточном пространстве. И, боюсь, что угрозы проведения терактов в Турции – это только начало».
Амур Гаджиев
Голос России