Сирия может превратиться в поле боя между Израилем и Ираном

Сирия может превратиться в поле боя между Израилем и Ираном

Последние события вокруг Сирии заставляют говорить об усилении израильского натиска на режим Асада и его союзников — про-иранские шиитские милиции.2 декабря Израиль нанес ракетные удары по позициям войск Асада. По некоторым данным, целью атаки были склады, где находилось оружие, предназначавшееся для союзной Асаду шиитской милиции Хезболла. В ночь на 5 декабря израильские ВВС нанесли удары по иранским базам и др. объектам в пригородах Дамаска. В связи с участившимися налетами на территорию Сирии и жесткими заявлениями израильских политиков, растет вероятность войны между Израилем с одной стороны и большой шиитской коалицией (Иран, режим Асада, про-иранские шиитские милиции в Сирии, прежде всего Хезболла) с другой. Полем битвы могут стать Ливан и Сирия. Израильский военный эксперт, в прошлом участник войны с Хезболлой в 2006 г, Игаль Левин, пишет об этом следующее:

«Усиление позиций Ирана в Сирии не может не беспокоить Израиль. Формирование так называемого «шиитского полумесяца», территории, подконтрольной про-иранским шиитским вооруженным организациям от Ирака до Ливана, воспринимается Тель-Авивом как прямая угроза государству. Разрушенная войной Сирия уже стала базой для тренировки Хезболлы – вооруженной шиитской организации, поддерживаемой Ираном и контролирующей почти половину территории Ливана, преимущественно юг страны, на границе с Израилем. Хезболла, не в последнюю очередь благодаря участию в сирийской гражданской войне и поддержке Ирана имеет серьезный военный потенциал, располагая до 100 тыс. ракет различного типа и дальности действия, около 40 тыс. бойцов, разделенных на регулярные части (до 20 тыс.) и резерв (до 20 тыс.) Хезболла не признает государства Израиль, ставя перед собой задачу его уничтожение… Располагая широкой сетью подземных туннелей, складов и позиций на границе с Израилем, Хезболла несет постоянную угрозу для безопасности израильтян. Это в свою очередь заставляет руководство страны быть готовым в любой момент принять решительные военные меры по предотвращению действий Хезболлы. Одной из таких мер могут стать превентивные удары по Ливану и Сирии с последующей военной оккупацией части территорий этих стран… Целью возможной операции Израиля в Сирии и Ливане станет создание буферной зоны между территорией, на которой проживают израильские граждане и позициями противника. Второстепенными целями станут ослабление про-иранских шиитских организаций, а также обкатка на практике новых военных решений и израильской военной техники.»

Станет ли похожа будущая война на неудачную для Израиля войну 2006 г? Тогда север Израиля оказался под обстрелом со стороны Хезболлы. Обстрел велся из Ливана. Приблизительно 2 млн израильтян вынуждены были прятаться в бомбоубежищах, а экономика Израиля оказалась частично парализована. Израиль наносил воздушные удары по позициям Хезболлы, однако уничтожить все точки, откуда запускались ракеты, лишь ударами с воздуха оказалось невозможно. В действие вступили пехота, бронетехника, десантники. Им удалось вытеснить боевиков с ряда позиций. Однако, в боях с шиитской герильей изральская армия потеряла около 100 военных убитыми и несколько десятков единиц бронетехники, а затем была вынуждена откатиться с территории Ливана, которая осталась под контролем Хезболлы.

Думается, однако, что повторения прежнего сценария не будет. И на то есть целый ряд причин.

Ракетный потенциал Хезболлы увеличился примерно в 10 раз, кроме того, выросло качество ее ракетных систем. Теперь под обстрелом будет вся территория Израиля. К тому же, учитывая, что теперь нет границ между Ираном, Ираком, Сирией и Ливаном, количество ракет, которые могут оказаться в руках Хезбаллы, практически неограниченно. Так же, Хезболла несопоставимо сильнее, чем 11 лет назад. Она закалилась в горниле войны в Сирии и способна выставить до 40 тыс бойцов — в 5 раза больше, чем в 2006 г.

Кроме того, израильские войска, если они вторгнуться в Ливан и\или в Сирию, встретятся не только с Хезболлой. Им будет противостоять соединенная мощь всех шиитских ополчений, включая афганских, иракских и йеменских боевиков, а так же кадровые соединения иранской и сирийской армий. Хезболла сегодня — часть огромной шиитской сети, системы милиций, контролируемых Тегераном. Людские ресурсы этой сети очень велики — только в иракской шиитской милиции Хашд аш-Шааби сражается порядка 100 тыс, а ее мобилизационные резервы по разным оценкам составляют от 800 тыс до 3 млн. Причем, речь идет о закаленных в сражениях бойцах, которые несколько лет противостояли ИГИЛ. Сказанное не означается, что все иракские и афганские боевики-шииты намерены сражаться в Сирии и Ливане. Но многие из них уже находятся там.

С другой стороны, не стоит недооценивать Израиль. Там не могли не размышлять над всеми указанными проблемами. И несомненно предложат ряд вариантов их решения. Прежде всего, Израиль обладает большим качественным перевесом в системах оружия, которые превосходят все, чем располагают его противники. Израильская система ПРО является одной из лучших в мире. Израильская авиация обладает наилучшими образцами оружия, включая ультра-современные американские боевые самолеты F-35 и является самой мощной в регионе. Израильские военные несомненно извлекли выводы из неудач предыдущей войны.

И главное: не стоит забывать про сирийскую вооруженную оппозицию. На севере Аль-Каида (другие ее названия — Нусра, Хайат Тахрир аш-Шам) имеет 20 тыс бойцов и одну из лучших армий в регионе, Ахрар аш-Шам — до 25 тыс. В других регионах — в районе Хомса, в пригородах Дамаска и на юге дислоцированы еще десятки тысяч боевиков из разных бригад, в большинстве случаев не связанных с двумя северными армиями. Вероятно, общая численность анти-асадовских боевиков колеблется в пределах 50-80 тыс.

Сейчас благодаря поддержке Ирана, про-иранских формирований и РФ Асад получил серьезный перевес над ними. Но если Израиль станет наносить массированные удары по шиитской коалиции, уничтожая ее тяжелую технику и коммуникации, сирийская оппозиция может перейти в наступление. Вряд ли они будут заключать официальные союзы с Израилем. Тем не менее, у Израиля есть так же партнер, с помощью которого можно скоординировать собственную операцию с действиями оппозиции. Это Саудовская Аравия.

Проблема Израиля в том, что он в силу ряда причин не готов нести тяжелые потери в сражениях. Здесь его слабое место. Но сирийской оппозиции к потерям не привыкать. Учитывая то обстоятельство, что на оппозицию имеет сильное влияние Саудовская Аравия, непримиримо настроенная по отношению к Ирану, дело может обернуться фактически совместной операцией Израиля и анти-асадовских сил против шиитской коалиции.

Мы не беремся предсказывать последствия реализации такого сценария. Можно лишь утверждать, что они превзойдут масштабы войны 2006 г.

 

Михаил Магид, востоковед

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях