«Отряды народной самообороны Западного Курдистана(ОНСЗК) могли бы стать нашей «курдско-сирийской дружиной». Только вот из «сирийскихдемократических сил» (СДС) им нужно бежать. Сейчас СДС – это сборище сил, что среди них забыли курды?!»
Прогуливаясь по улицам своего родного Алеппо, я решил поздравить случайных прохожих с окончанием операции по зачистке последнего оплота ИГИЛ в Сирии города Абу-Кемаля, а также поинтересоваться их мнением о будущем послевоенного устройства Сирийской Арабской Республики.
Первым моим собеседником стал не по годам взрослый мальчик Аля, который с гордостью в голосе поделился со мной информацией о том, что его отец служит в отряде генерала Сухейла и вместе с остальными бойцами дивизии «Силы Тигра» участвует во всех победоносных сражениях сирийской армии, поэтому он (Аля) одним из первых узнал об изгнании террористов из Абу-Кемаля, и вообще «опоздал я что-то с поздравлениями».
Касательно же будущего Сирии мой собеседник философски ответил: «главное, чтобы оружие было только у тех, кто защищает народ, а все бандиты оказались в тюрьме».
«Что же ты думаешь по поводу курдов?!» — поинтересовался я.
«А что тут думать?! — перебил меня Аля – мы же жили как-то раньше в мире, никто не воевал. Если люди хотят ходить в свои школы, то пускай ходят! Что в этом плохого?!» — резюмировал учащийся из Алеппо.
Заметив, что ее сын общается с неизвестным мужчиной, к нам подошла Миральда – мама Аля. Рассказав ей о том, что я журналист и заручившись согласием на публикацию фотографии несовершеннолетнего, я решил уточнить, что же жена сирийского офицера думает по поводу событий, которые происходят в стране.
Миральда оказалась гораздо менее разговорчивее, чем ее сын. Про супруга она вообще не сказала ни слова, оно и понятно, ведь война еще не закончилась и неизвестно зачем мне понадобилась такая информация. Однако на счет послевоенного устройства нашей Родины моя собеседница все же произнесла пару слов:
«Да для меня вообще нет разницы какой национальности люди… Правда, евреев и американцев конечно у нас все не любят. Курды пускай живут, как хотят, многие из них сражались против террористов – они молодцы. Только вот есть нюанс. Отряды народной самообороны – это конечно хорошо. Моя мать училась в Советском Союзе – там были дружинники. ОНСЗК могли бы стать нашей «курдско-сирийской дружиной». Только вот из «сирийскихдемократических сил» (СДС) им нужно бежать. Сейчас СДС – это сборище сил, что среди них забыли курды?!» — философски заметила Миральда и, взяв сына за руку, спешно пошла по своим делам.
Следующий человек весьма неохотно откликнулся на мою просьбу о блиц-интервью. По всей видимости, в Алеппо он приехал лишь на пару дней с востока Сирии, из провинции Дейр-эз-Зор.
На мои поздравления он ответил с ироничной улыбкой: «а вы что-то сделали для этой победы?!» Про послевоенное устройство, так и не назвавший своего имени собеседник, в двух словах сообщил, что до этого еще далеко: нужно американцев и турок сначала выгнать, а потом уже рассуждать про конституционные изменения и политическое устройство.
Односложно ответил он и про идею с курдской автономией: «ОНСЗК вместо того, чтобы охранять, захваченные американцами месторождения на востоке Сирии, лучше бы османцев из Идлиба вместе с террористами прогнали».
Попрощавшись с неразговорчивым человеком в военной форме, я отправился по своим делам на недавно открытый старый рынок Аль-Мадина.
Безразлично осматривая сувениры и кардамоновый кофе, который там продается втридорога, я встретил свою добрую знакомую Асму. Со своей матерью она с детства торгует на рынках платками и различными сувенирами.
Вспомнив наши былые довоенные посиделки в кафе и романтические прогулки по цитадели, я перешел к своей основной задаче и поинтересовался мнением бывшей возлюбленной о будущем нашей страны.
«Мы вновь начали работать и это уже хороший знак – с улыбкой произнесла Асма – что же касается курдов и их автономии, то мы выступаем за любые перемены, лишь бы войны не было. Всю жизнь наша семья торговала с партнерами из Манбиджа и Африна, легко находили общей язык… Если же у них сохранятся своя армия — отряды народной самообороны Западного Курдистана(ОНСЗК) и Женские отряды самообороны Западного Курдистана(ЖОСЗК) — ничего страшного в этом не будет. Ведь чем больше порядка в регионе, чем меньше там преступников – тем легче нам вести торговлю, тем меньше рисков, что груз будет похищен или отобран грабителями.
Как только я вышел с рынка, на улице зарядил сильнейший дождь и на этом мне пришлось срочно заканчивать свою прогулку по улицам родного города – в такой ливень все равно людей не встретишь – и садиться писать этот небольшой материал, в котором выводы, наверное, делать не стоит. Ведь слова простых людей донесут до Вас гораздо больше, чем пафосные речи журналиста.
Рияд Фарид Хиджаб (Сирия, Алеппо)
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции