Салахаттин Соро: «На Ближнем Востоке идет третья мировая война»

Салахаттин Соро: «На Ближнем Востоке идет третья мировая война»

Уважаемый Саллахаттин Соро! Прежде всего, интересно узнать, как Вы, представитель Национального конгресса Курдистана в Российской Федерации, оцениваете политическую обстановку в Ближневосточном регионе? В целом можно сказать, что на Ближнем Востоке идет третья мировая война, причем очень ожесточенная, в которой задействованы многие международные силы.

Необходимо особо отметить, что военные действия проходят на 80-90% территории, где проживают курды, то есть, на курдской земле.

Почему глава Иракского Курдистана Масуд Барзани, несмотря на предупреждения ведущих международных сил, все же провел референдум о независимости? Разве он не думал о последствиях данного решения?

Хорошо известно, как в начале XX века Англия, Франция и Россия подписали тайное соглашение, в котором были разграничены сферы интересов на Ближнем Востоке на период после Первой мировой войны, а позже оно было аннулировано Владимиром Лениным.

Вслед за этим в 1923 году был подписан   Лозаннский мирный договор, сменивший Севрский мирный договор 1920 года, подписанный Великобританией, Францией, Италией, Японией, Грецией, Румынией, Королевством сербов, хорватов и словенцев, с одной стороны, и Турцией — с другой. Договор установил новые границы Турции, юридически оформив распад Османской империи и закрепив территорию Турции в её современных границах.

Можно с уверенностью сказать, что теперь история вновь повторяется, только уже с другими игроками – Россией и США со своей коалицией, в которой насчитывается 76 государств. Они проводят на Ближнем Востоке новую политическую стратегию, и у них на этот счет имеются долгосрочные планы. Причем от желания курдов мало что зависит.

Что же касается курдов Южного Курдистана, в частности, Демократической партии Курдистана, ее лидера Масуда Барзани и его семьи, то они воспользовались возникшим в регионе хаосом и приняли сугубо личное решение о проведении референдума.

Изначально они не приобщили к этому процессу ни курдов региона, ни курдов всех частей Курдистана, ни другие международные организации. Более того, Масуд Барзани настоял на своем перед союзниками и в конечном итоге остался один, в результате чего референдум оказался неудачным.

В процессе референдума руководство Южного Курдистана допустило очень серьезные политические ошибки. Когда в 2003 году США и ее союзники свергли Саддама, мы можем сказать, что фактически с 2004 года они сдали Ирак курдам.

Президентом Ирака был назначен Джаляль Талабани, министром иностранных дел – Хошияр Забари, министром обороны стал Бабакир Забари, а курдский регион в обширном составе, охватывая Киркук, Махмур и Шенгал, де-факто перешел под контроль курдов.

Однако за прошедшие четырнадцать лет руководство региона проводило такую политику, что в результате курды -сораны примкнули к Ирану, а бадины — к Турции. Анкара там построила десятки военных баз. Что же касается нефти и газа, то и здесь руководство Южного Курдистана допустило непоправимую стратегическую ошибку.

Они на 60 лет передали в пользование свои энергоресурсы Турции, проигнорировав США и Россию. Они допустили, чтобы Анкара окрепла и диктовала свои условия Европе, которая также нуждается в экспорте нефти и газа.

В такой ситуации они оказались политически неподкованными, национальные вопросы отбросили на задний план, не смогли создать достойную армию, дипломатию не продвинули, и с таким «багажом» объявили о референдуме.

В данный момент на Ближнем Востоке США и Израиль не признают иранские шиитские движения, уничтожая их в Сирии, Ираке и Ливии, а Саудовская Аравия меняет парадигму своих действий.

Курды должны хорошо знать все эти тонкости, разбираться во всех нюансах, чтобы не потерять еще больше. США намерены после Мосула использовать премьер-министра Ирака Хайдера аль-Абади против Ирана как игрока, и саудиты их поддерживают. Если бы курды это предвидели, они поддержали бы аль -Абади и сейчас были гораздо сильнее, а референдум не закончился бы крахом.

Когда США, Англия, Германия, Россия, арабские государства отговаривали от проведения референдума, то это вовсе не означало, что они не признают права курдов. К сожалению, Джаляль Талабани, ушел из жизни, наш лидер Абдулла Оджалан заточен в Имрали, судьба курдов всецело находилась в руках Масуда Барзани.

И он должен был наиболее рационально и ответственно взвешивать все «за» и «против». Он должен был сначала посоветоваться с курдскими политическими партиями и движениями, а потом принимать ответственные и судьбоносные решения.

Уверяю, что в этом случае курды гораздо больше выиграли, и не было бы такого ажиотажа вокруг этого референдума.

А теперь ни внутренние силы курдских движений, партии, ни США, ни Европа, ни Россия не восприняли всерьез этот референдум. Все это было провокацией со стороны Турции.

Сейчас все идет к тому, чтобы в Сирии народы жили в мире и братстве, а референдум оказал курдам медвежью услугу. Видимо, кое-кто не заинтересован, чтобы курды дружно жили с арабами, ассирийцами, армянами и другими народами. Поэтому так и случилось.

Нынешнее руководство Южного Курдистана должно держать ответ за свои поступки. Не хочу это назвать каким-то предательством. Вовсе нет. Никакого предательства. Это ошибки, допущенные в силу своей недальновидности.

Что, по вашему мнению, стало причиной бегства «доблестных» пешмерга из Киркука и других городов? Как будут развиваться события дальше?

Если немного развить тему референдума, то должен сказать, что к этому процессу ДПК и ПСК не были подготовлены ни политически, ни в военном отношении, ни дипломатией.

Когда на политической стезе они потерпели неудачу, нужно было задействовать армию. Но тут мы увидели, что и армия недееспособна, она не сумела вновь открыть путь политическим действиям, в результате чего территории, подконтрольные Курдистану — Шенгал, Киркук и Махмур, без боя были сданы.

И, наконец, не оказалось никаких дипломатических рычагов, чтобы повлиять на мировое общественное мнение, которое могло бы выразить свое недовольство по поводу несправедливого отношения к курдам. Ничего этого не случилось, что и стало следствием того, что они оставили все и ушли.

Хочу отметить одно событие: на следующий день, когда Киркук был сдан, курды освободили Ракку. То есть, две совершенно противоположные картины, где с одной стороны партизаны РПК освобождают Ракку от бандитов ИГИЛ, а, с другой стороны, пешмерга ДПК и ПСК бесславно сдают курдские города. И это, к сожалению, действительность курдов XXI века.

В Западном Курдистане, а точнее, в Сирийском Курдистане, курдские Отряды народной самообороны при поддержке международной коалиции успешно ведут боевые действия против террористов «Исламского государства» по освобождению Ракки и ряда других населенных пунктов.

Какие будут дальнейшие шаги курдских повстанцев?

В Сирии, в частности, в войне против ИГИЛ, в освобождении народов Рожавы вырисовывается совершенно новая модель борьбы, модель демократического народа. Это проект, выдвинутый руководством РПК на принципе демократической модернизации.

Его носителями становятся курды, движимые идеями своего лидера Абдуллы Оджалана. Тут мы видим, что идеология движения Рожавы значительно превосходит идеологии сирийского режима, потому что пропагандирует мир, братство и равноправие.

Примером тому стали города Манбидж, Табка, а теперь уже и Ракка, Шадади районы Дейра эз-Зора. В них живут курды, арабы, ассирийцы и строят свое будущее в мире и взаимопонимании. Это и подразумевается под новой моделью.

Она должна была исходить из Киркука, но там мы увидели, что арабские националисты Ирака встали против небольших курдских родоплеменных сил. Кто в этом одержит верх? Естественно, тот, кто сильней. В нашем случае это государственные силы.

С точностью до наоборот в Ракке против ИГИЛ выступают народные демократические силы, которые намного превосходят их в военной силе, а также и в политике, и в культуре. Поэтому модель, о которой мы тут говорим, на ближайшее будущее станет ярким примером для всей Сирии.

Как известно, турецкие военные вторглись в Идлиб. Разумеется, Анкара на этом не остановится. Какую цель она преследует?

Главная цель турок в Сирии — обеспечить проигрыш парадигмы действий нашего руководства, интересов курдского народа во всех его четырех частях. Их задача оставить курдов ни с чем, в частности, не допустить к объединению кантонов Африн и Кобани, не допустить курдов к Средиземному морю, не дать им никаких прав.

Словом, присутствие турок в Сирии – это провокация, несущая с собой разложение самой Сирии. Начиная с наступления террористов, на поверхность всплывают все новые доказательства того, что турки играют основную роль в разрушении и падении Сирии.

Цель – смена режима, возрождение нео-османской империи в регионе. Предпринимая реальные шаги к достижению своих целей, турки переправляли в Сирию тысячи фур, набитых оружием, и десятки тысяч боевиков. Оттуда они опять перебрались в Турцию, а потом в Европу, Россию и другие страны.

Турция хочет в Сирии извлечь свои интересы, подобно тому, как в XX веке провокационным путем они присоединили к себе Хату. А теперь то же самое хотят сделать с Джараблусом и Идлибом. Курды не должны поддаваться этой провокации и преградить им путь. Россия также не должна закрывать глаза на их грязные проделки и придерживаться твердой позиции.

В октябре весь курдский народ и прогрессивные международные силы осудили международный заговор, осуществленный в 1998 году против национального лидера курдского народа Абдуллы Оджалана.

Прошло девятнадцать лет, но раны не заживают, тем более, сейчас, когда лидер находится в полной изоляции, и о нем ничего не известно.

Все действия по отношению к нашему лидеру – результат международной политики, и это мы видим в событиях на Ближнем Востоке.

Абдулла Оджалан противопоставил альтернативную модель капиталистическому пути развития. Это демократическая модель. Чтобы не дать хода этой модели, они заточили нашего лидера в Имрали.

Однако через девятнадцать лет сегодня на Ближнем Востоке, вместе с учениками и последователями Абдуллы Оджалана, против ИГИЛ воюют именно те силы, которые в свое время изолировали его.

Это говорит о том, что изолирование нашего лидера потеряла свою актуальность. Тем не менее, есть и те силы, которые придают большое значение этой изоляции. Например, турки, которые по-прежнему пытаются затушевать влияние нашего лидера. Но курдский народ никогда не смирится с этой изоляцией, и Абдулла Оджалан с еще большим рвением сопротивляется, твердо стоит на своих позициях, идеях и тем самым вдохновляет свой народ.

И теперь основной ответственностью, которую взяло на себя курдское движение, является освобождение нашего лидера, чего бы нам это не стоило. Поэтому Турция пытается изолировать Абдуллу Оджалана так, чтобы к нему не было никакого подхода, тем самым подтверждая свою немощность против идей и планов нашего лидера.

Какова нынешняя ситуация в Турецком Курдистане и почему Эрдоган продолжает ужесточать курдскую проблему?

Ситуация в Северном Курдистане сейчас находится на уровне времен сопротивления Дерсима. Последние четыре года политика Эрдогана – это политика захвата, массовых репрессий и уничтожения. Он пытается заморозить все жизненно важные артерии населения: религию, культуру, экономику.

Курдистан район за районом, гора за горой, город за городом аннексируется, захватывается. Закрываются все организации, СМИ, учебные заведения, управы… Курдистан находится в военном положении. И об этом мы должны постоянно говорить.

Опять-таки, Турецкое государство терпит поражение от парадигмы действий Абдуллы Оджалана, этим заявляет о своей слабости, и конец его не перешагнет рубеж 2023 года.

Результаты референдума 16 апреля – яркий пример падения кемализма. Поэтому, подобно раненному зверю, Эрдоган не гнушается ничем, учиняя новые зверства против курдского народа, и не только в Северном Курдистане, но и во всех его частях, даже в Европе; везде, где есть курды.

Он делает все возможное и невозможное, чтобы окончательно стереть с лица земли курдов, их историю и все, что с ними связано.

В связи с этим у нас только два выхода: либо сдаться, либо сопротивляться.

Почему Россия так вяло относится к решению курдской проблемы?

Хотим мы того или нет, но Россия на Ближнем Востоке представляет глобальную и основную силу. Во-первых, чтобы осуществить свои, двухсотлетней давности, интересы и выйти к Средиземному морю, Россия вынуждена наладить отношения с курдами.

Во-вторых, в России живет около 400 тысяч граждан курдской национальности, и на протяжении двухсот лет она, так или иначе, занимается курдским вопросом. Однако мы знаем, что история преподносит нам не очень приятные воспоминания о роли России по отношению к курдам.

С другой стороны, Россия является одной из первых, кто признал статус курдов. Поэтому она должна оказать поддержку курдам на Ближнем Востоке.

Для России, к сожалению, курды не являются стратегическими партнерами. Но в достижении своих целей курды для нее являются значительным фактором.

Политика России по отношению к курдам скрытная, в отличие от США. Своими действиями на Ближнем Востоке Россия никак не обнадеживает курдов.

Безусловно, без решения курдской проблемы на Ближнем Востоке не будет мира. Как видят ее решение курдские политические партии и общественные организации?

Война на Ближнем Востоке будет идти еще долго. Непременно столкнутся шииты с суннитами. Вполне возможна война между турками и курдами, между арабами и Ираном… Это все реальные риски. Даже не исключены столкновения между США и Россией.

Поэтому курды должны быть начеку и делать свои выводы. А чтобы делать выводы, необходимо всем курдам прийти к созданию Национального конгресса. Национальный конгресс – это решение курдских проблем во всех четырех частях Курдистана. Курды должны иметь единый орган и единого руководителя. Вопрос не в личностях.

Абдулла Оджалан находится в тюрьме. Он сам писал Масуду Барзани, что не будет против, если того назовут лидером всех курдов. Тут нет никаких вопросов. Однако если ты не можешь десять турецких баз выселить за пределы Курдистана, то, как ты сможешь защищать его границы?.. Как ты сможешь создать единое независимое государство?

Поэтому, прежде всего, курды должны прекратить враждовать между собой и налаживать братские отношения с другими народами, живущими с ними по соседству. Курды должны избегать всяких войн между ними и другими народами, дабы вновь не стать жертвой чьих-либо интриг и провокаций. Об этом история неоднократно нам напоминала. Здесь курды должны очень осторожно и умно сыграть свою роль.

Беседу вел Ишхан МИРОЕВ

Короткая ссылка:: https://kurdish.ru/UirfM

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях