Высокопоставленный работник турецкой разведывательной службы Айдин Гюнель, арестованный Народными силами самообороны (НСС) в Южном Курдистане в августе 217 года, рассказал корреспонденту ИА «ФратНьюс» о встрече руководителей турецкой разведки Мехмета Левента Тюркюджу и Юсуфа Серкана Паксоя с Низаметтином Тасом в 2017 году.
По словам Гюнеля, имели место две подобные встречи в провинции Салахаддин в Южном Курдистане. Встречам оказали содействие представители спецслужбы «Парастин», которая подчиняется Демократической партии Курдистана (ДПК). Низаметтин Тас предложил проект создания партии, которую спецслужбы Турции могли бы использовать против РПК. Этот проект был одобрен турецкой разведкой.
Айдин Гюнель рассказал также о совместных усилиях турецких спецслужб и людей, которые ушли из РПК и начали работать против курдского освободительного движения. Низаметтин Тас возглавляет группу тех, кто хочет построить альтернативную по отношению к курдскому Движению за свободу организацию в Северном Курдистане. Встречи Таса с представителями руководства Турецкого разведывательного управления (ТРУ) были проведены в главном офисе «Парастин» в провинции Салахаддин.
«Низаметтин Тас, кодовое имя Ботан, заявил, что он хотел встретиться с нами, — сообщил Айдин Гюнель. — Встречный запрос был передан разведывательной организации ДПК «Парастин», которая, в свою очередь, передала информацию заместителю руководителя ТРУ через консульство в Эрбиле. Мы тогда поехали в Эрбиль с руководителем Оперативного бюро ТРУ Мехметом Левентом Тюркюджу, чтобы встретиться с Низаметтином Тасом в офисе «Парастин». Салих Барзани из «Парастин», представитель ТРУ Эрбиль Сельчук Сенель и переводчик также присутствовали на той встрече».
Айдин Гюнель сообщил, что Тас во время встречи говорил о своих взглядах на события в регионе и добавил, что они хотели бы создать в Северном Курдистане партию, которая была бы альтернативой РПК, для чего им нужна поддержка турецких спецслужб. Низаметтин Тас сказал, что покончил с РПК в 2004 году и что организация, которую они основали вместе с соратниками, не достигла целей, добавив, что они напрасно тратили время “ни для чего”, при том, что они являлись объектом наблюдения ДПК в течение тринадцати лет.
Низаметтин Тас сказал представителям турецкой разведки: “Мы хотим создать новую партию в Турции, и вы проводили встречи с руководством ДПК в течение долгого времени, где также обсуждался этот вопрос. Цель сторон состояла бы в том, чтобы сломать влияние РПК в регионе. Есть кланы и семьи деревенских охранников, которые поддерживают нас. Некоторые кадры с периода основания РПК идут с нами. Мы организуем нашу работу в Турции, мы сосредоточимся на студентах университетов, и у нас будут СМИ, телевидение, и так далее”.
Тас заявил, что они пошлют своих представителей в Турцию после основания новой партии, и попросил помощь турецких спецслужб в решении «юридических вопросов» в отношении людей, которых они пошлют в эту страну, и также помощи в защите этих людей. Он сообщил, что ДПК окажет этим людям финансовую поддержку.
На встрече, проводившейся в марте 2017 года, Низаметтин Тас сказал, что в его работе имели место некоторые проблемы, и добавил, что партийный устав был уже подготовлен.
По словам Айдина Гюнеля, администраторы ТРУ представили отчет своим руководителям после возвращения в Анкару и подчеркнули, что проект, предложенный Низаметтином Тасом, находится на начальной стадии. Они сообщили руководству свое мнение, согласно которому необходимо продолжать изучение данного вопроса. Что же касается списка людей, о защите которых просил Низаметтин Тас, то это будет учитываться, и контакты будут продолжаться.
Вторая встреча была проведена в июне 2017 года, и снова через «Парастин». Руководитель бюро координации ТРУ Юсуф Серкан Паксой присутствовал на ней. После возвращению в Анкару Паксой сказал, что Низаметтин Тас не сообщил ему ничего нового и только добавил, что устав для их предполагаемой партии готов и что они будут подавать свое заявление (о регистрации) после Эйд аль-Фитр. Гюнель сказал, что они участвовали во встречах с целью организации новой партии, но встречи были прекращены, когда он и его коллега были захвачены бойцами РПК в августе 2017 года. За это время состоялись только две встречи. Гюнель добавил, что он не знает, был ли в этом деле какой-либо прогресс после его ареста. Однако, судя по заявлениям Гюнеля, похоже, что проект развалился после захвата членов турецкой спецслужбы, которые имели дело с Низаметтином Тасом.
Айдин добавил, что турецкая разведслужба всегда прикладывала усилия к тому, чтобы создать альтернативу РПК в Северном Курдистане.
Еще один захваченный РПК сотрудник турецкой разведки, Эрхан Пекджеттин, говорил о тех же событиях. Он сказал, что знал о встрече: “Руководитель Серкан заявил, что мы должны следовать за новой партией, которая будет скоро основана. Он говорил с руководителем Левентом о 300 000 долларов для новой партии, они рассматривали эту сумму в качестве затрат на ее основание”.
Айдин Гюнель и Эрхан Пекджеттин были захвачены в ходе специальной операции НСС в августе 2017 года в Южном Курдистане в районе Сулеймании, где они занимались подготовкой нападений на руководителей РПК. В ближайшие месяцы будет опубликован видеорепортаж об этой операции НСС.
Гюнель и Пекджеттин также дали важную информацию о парижской резне 9 января 2013 года. Они признались, что убийство Сакине Джансиз, Фидэн Доган и Лейлы Шайлемез было организовано Турецким разведывательным управлением.