Рухнул саддамовский режим, написали новую конституцию и создали новое правительство. На бумаге Конституция дала права всем народам, вселила им надежду. Если смотреть с этой стороны, то, кажется, сделан демократический шаг, который может разрешить многие проблемы. Однако политические, экономические, конфесиональные и национальные проблемы еще больше впали в кризис.
Одной из кризисных ситуаций стала географическая проблема спорных территорий. Как говорится в 140-й статье, до конца 2007 года должен был решиться вопрос о спорных территориях, провестись перепись населения региона и референ-дум. Но решения остались не выполнеными.
Демографические противоречия
Как мы уже отмечали, все, кто во времена Саддама стали беженцами, должны вернуться в свои дома и провести референдум. А по результатам референдума будет определяться будущее региона. Однако первая часть статьи противоречит решению проблем, и стала темой для дискуссии народа. Из истории мы знаем, что Киркук является частью Курдистана, и в нем проживают 2/3 курдов. Сегодня это признают все историки и политики. Но туркмены говорят, что с 1950 года это туркменский район, а арабы считают его своим и требуют, чтобы он примкнул к Багдаду.
Во время выборов 2005 года из 42 мест в парламенте курды заняли 26 и взяли на себя ответственность руководить Киркуком. После этих выборов работа Комиссии по статье 140-й ослабла. По словам курдского депутата из иракского парламента Шивана Давиди, Багдад стал умышленно преграждать путь к осуществлению 140-й статьи.
Выступили против 140-й статьи
После того, как до конца 2007 года они не завершились требования 140-й статьи, туркмены и арабы стали настаивать на том, чтобы отказаться от этой статьи за давностью срока.
Решение федерального судьи
В связи с этим между туркменами, арабами и курдами разгорелась горячая дискуссия. Тем не менее, Верховный Суд Ирака вынес решение, что статья 140-я по прежнему имеет свою силу.
Наступления ИГИЛ* и сопротивление курдов
В 2014 году бандиты ИГИЛ захватили Мосул, Шангал, Махмур и много других районов. Шангала и прилегающие к нему деревни, городки и многие другие районы были как раз спорными территориями. Бандиты добрались аж до Киркука и на сам город сбросили много бомб. С наступлением бандитов все действующие военные силы Ирака и других партий немедленно отступили. А некоторые силы пешмерга вместе с герилла НСС, наоборот, вмешались в сражение и не допустили, чтобы бандиты продвигались дальше. Они освободили от них такие районы, как Киркук, Хурмату, Ханакин, Махмур и Шангал. Все они попали под контроль курдов.
Эти события позволили многим беженцам, курдам и арабам, вернуться в свои дома. В 2014 году курды потребовали от правительства Хейдера Абади исполнения 140-й статьи и подписания бюджет. Но их просьба не была удовлетворена.
140-ю статью сняли с повестки
После нападения ИГИЛ, всё внимание переключилось на освобождение захваченных территорий, и поэтому о статье постепенно стали забывать, а потом и вовсе сняли с повестки.
Контроль над нефтью
Одним из основных спорных вопросов в регионе стала киркукская нефть. Киркук богат нефтью. Поэтому между центральным правительством Ирака и руководством Южного Курдистана завязалась тяжелая и неразрешимая полемика. С другой стороны, внешние силы также захотели вмешаться и взять всё это под свой контроль. С этой целью поднимаются национальный, культурный и политический вопросы.
После того как контроль над регионом перешёл к курдам, вопросы продажи нефти также взяли на себя курды. Согласно информации, которой чиновники курдистанского региона поделились с общественностью, с 2015 года было продано нефти на 800 миллионов долларов ежемесячно.
Руководство Багдада в этом увидело большую проблему. В результате длительных встреч в 2016 году оба правительства достигли определённого консенсуса, а именно, чтобы проданную нефть поделить между собой поровну.
До 2017 года из всей киркукской нефти, которую сбывали через компанию «Северная нефть», две части принадлежали курдистанскому региону, а три части – Багдаду. До событий 16-го октября Хавлер и Багдад экспортировали 300 тыс. баррелей нефти ежедневно, а Ирак в целом экспортировал до 3,7 миллионов баррелей ежедневно.
Вроде как договорились, но противоречия по-прежнему оставались. Все же Ирак не желал, чтобы этот нефтяной регион оставался под контролем курдов. Но из-за многочисленности курдов они не рисковали создавать себе лишние проблемы. А руководство Курдистана хотело во что бы то ни стало присоединить Киркук к себе. Поэтому кризис в регионе оставался не разрешенным.
Расчеты внешних сил
С одной стороны, внутренние проблемы усугубляются, а с другой стороны, внешние силы пользуются случаем и хотят извлечь из этого свою выгоду. Турция, Иран и Америка применяют к региону всякого рода методы.
Попытки Турции
В то время когда курды вели ожесточённые бои против ИГИЛ за освобождение Шангала и Киркука, турки предпринимали попытки сломить волю курдов и осуществить свою османскую мечту. Сначала президент Турции Эрдоган и его чиновники всё больше говорили о соглашении Мисаки-Милли (Возрождение нации) и утверждали, что эти территории принадлежат Турции. В связи с этим выдвинули на повестку дня туркменский вопрос и стали подготавливать у себя бандформирования. Во многих источниках есть подтверждение тому, что они активно помогают ИГИЛ. Не поэтому ли, захватив Мосул и разгромив всё на своём пути, бандиты ИГИЛ не тронули только турецкое консульство, а их сослуживцев тайком передали турецкому государству. Турция, в свою очередь, в районе Башика, что на северо-востоке Мосула, открыла свою базу и готовила там бандитов. Эти самые бандиты потом напали на Шангал и Киркук. В одном из столкновений был обнаружен труп бандита, на форме которого красовался турецкий флаг. И, наконец, депутат парламента Ирака Шиван Давиди заявил, что в Киркуке турки готовят военный отряд из пятисот боевиков.
Против курдского референдума 25 сентября 2017 года турки вместе с Ираком и Ираном строили большие козни. Турция также пытается взять под свою контроль нефть региона. В этой связи она хочет ускорить строительство нефтепровода Киркук — Джайхана. По имеющейся информации, до 16 октября через эту линию ежедневно в Турцию поступало 150 тысяч баррелей нефти, а оттуда она распределялась по другим государствам. Когда Киркук перешёл под контроль курдов, они немедленно встретились с руководством Эрбиля.
Иран и шиитская линия
После распада ПАСВ Иран стал одним из основных игроков в Ираке в плане продвижения шиитской линии, используя при этом спорные территории. Этими намерениями под прикрытием Хашди Шахби он организовал много групп и разместил их в районах Хурмату, Ханакин и Киркук. С другой стороны, наладил отношения с иракским правительством. Таким образом, для контроля над нефтью Иран использовал много методов. Так, в событиях 16 октября в Киркуке основную роль играли Хашди Шахби. После некоторых дискуссии между Ираном и Ираком прошли встречи по поводу нефти. А также проиранские силы приняли участие в выборах в парламент Ирака.
Референдум 25-го сентября и нападения 16-го октября
Несмотря на дискуссии и кризисы, руководство Эрбиля принимает решение провести референдум и присоединить к себе спорные территории. Это решение стало причиной еще большего кризиса. Изначально же воспротивились Турция, Иран, Ирак и е другие. На курдистанский регион был возложено эмбарго, турки вместе с Ираком расположили на границе военные силы.
Америка, которая пыталась урезонить в регионе силы, которые вышли из-под ее контроля, также была против референдума. Однако референдум состоялся, и большинство было «за». Но никто результаты его не признал, и Ирак пригрозил ввести свои войска. 16 октября 2017 года они выполнили свои угрозы и вместе с Хашди Шахби взяли Киркук и Хурмату под свой контроль.
По некоторым данным, референдум был одним из планов Америки и Израиля. Тем самым, они хотели контролировать курдов и заодно предупредить силы Турции, Ирака и Ирана. Иными словами, хотят сбалансировать в свою пользу нескончаемые споры. Как известно, Америка хочет использовать этот регион в борьбе против Ирана.
Если кто и пострадал, так это население региона
Как бы то ни было, но политические и экономические амбиции наносят невосполнимый ущерб народу региона. Если и есть что терять, то только им. Во время бесчинств бандитов ИГИЛ потеряны сотни тысячи жизней. Та же картина наблюдалась и 16 октября, причем подавляющее большинство из погибших были курдами, многие стали беженцами. Их дома были разграблены и сожжены.
А после 16 октября наступил кризис. Значительно прибавилось число бандитов в Хурмату, Киркуке и близлежащих деревнях, они стали бомбить население, где, естественно, не обошлось без множества убитых мирных жителей. Руководство же Ирака не смогло обеспечить безопасность населения, и людям пришлось бежать. В апреле правительство призналось в своей беспомощности и решило эвакуировать район Хавтахар, что на юге Киркука. А этот район также в основном населён курдами.
Из последних сводок становится понятно: пока будут доминировать планы и расчеты внешних сил и против них ничего не будет предпринято со стороны руководства Багдада и Хавлера, кризис в регионе будет всё более усугубляться.
- — запрещенная на территории РФ террористическая организация