Обостряя ситуацию в проливах Босфор и Дарданеллы, Турция понесет большие потери, нежели Россия.
Действия Турции в черноморских проливах и демонстрация подводных лодок вблизи ракетного крейсера «Москва» очень похожи на поведение обиженного ребенка, у которого забрали любимую игрушку. Только здесь счет идет на миллионы долларов, которых лишается семья президента Эрдогана.
Сегодня поведение Анкары весьма соответствует известному выражению «не мытьем, так катаньем». Понимая, что подлый удар по самолету Су-24 дал обратный эффект, турецкий лидер решил подтвердить свое реноме в глазах соратников и поддерживаемых им террористов, показав «зубы» в проливах.
В соответствии с конвенцией Монтре от 1936 года в мирное время Турция имеет право регулировать потоки кораблей для обеспечения безопасности судоходства. Причинами для этого могут быть погодные условия, большое количество судов или военные учения.
Боевые корабли государств Черноморского бассейна, в том числе России, не ограничены конвенцией по тоннажу и времени нахождения в Черном море, а также могут беспрепятственно проходить через Босфор и Дарданеллы. Военные корабли других стран, включая США, ограничены по водоизмещению (не более 30 тысяч тонн) и могут находиться здесь до 21 суток.
В случае войны или ее угрозы Анкара имеет право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Если Турция нейтральна, то она имеет право запретить проход через проливы любым военным кораблям воюющих держав.
Препятствуя проходу гражданских российских судов под предлогом обеспечения безопасности судоходства, Турция конвенцию Монтре не нарушает. Ясно, что подобные ее действия являются болезненной реакцией на ответные меры РФ, принятые после уничтожения Су-24. Ранее Анкара не раз использовала проливы в качестве инструмента давления на Москву. Так было в период напряженных отношений СССР и США в 1970–1980-е. При этом корабли США беспрепятственно проходили в Черное море во времена кризиса с Грузией и событий на Украине.
При полном отказе Турции пропускать наши суда у России есть два варианта ответных действий: подчиниться и ждать разрешения или привлечь Военно-морской флот и действовать в противовес незаконному решению. Последнее равноценно объявлению войны Турции и НАТО (Турция — участница альянса). Но это весьма маловероятно. Мирный переход Крыма под российскую юрисдикцию — пример того, что открытое военное противостояние с РФ не входит в планы НАТО.
Сегодня все наши «заклятые» друзья понимают, что Россия собственные интересы защищает решительно и неуклонно. Ее поведение в Сирии и жесткие заявления с последующими, не менее жесткими практическими действиями лишь подтверждают это. «Предупреждаем, что все цели, представляющие для нас потенциальную опасность, будут уничтожаться», — заявил начальник Главного оперативного управления российского Генштаба генерал-лейтенан
Продолжение политики затягивания времени прохождения проливов российскими судами скажется на эффективности снабжения нашей группировки и сирийской правительственно
Подобная ситуация для российских гражданских судов чревата убытками. В этом случае РФ может собрать подтверждающие факты и обратиться с жалобами в ООН, Гаагский трибунал и Лондонский суд международного арбитража. В качестве оправдания Турция может заявить о необходимости выполнения правил безопасности. Результатом станет патовая ситуация, когда все будут понимать неправомочность действий Анкары, но каких-то санкций по отношению к ней не последует. Особенно при отсутствии такого желания, что наблюдается сегодня.
Турецкие политические и экономические потери в сравнении с потерями России будут неизмеримо большими. В политическом плане Анкара уже сегодня настраивает против себя крупных союзников по НАТО. Не осуждая открыто ее действия, в Вашингтоне и Брюсселе прекрасно понимают, что она может переступить «красную линию», за которой всем «мало не покажется». Призыв ряда стран не допускать обострения ситуации свидетельствует о неготовности НАТО отстаивать интересы Турции в настоящей войне с Россией. Это аксиома, которую подтвердили грузинский и украинский кризисы.
В экономическом плане ответные меры РФ уже действуют. При этом современная экономическая ситуация совсем не располагает к тому, чтобы кто-то компенсировал турецкие потери. Помимо уже озвученных ранее мер, глава Минэкономразвити
Что касается присутствия двух турецких субмарин, курсирующих рядом с ракетным крейсером «Москва» (он прикрывает нашу авиабазу в Латакии), то ничего экстраординарног
В целом же поведение турецкого руководства можно сравнить с поведением отчаявшегося игрока, все проигравшего, но не способного в это поверить.