Курды, исповедующие езидизм, являются одним из самых древних народов в истории. На протяжении всего своего существования они постоянно подвергались массовым убийствам со стороны фанатически настроенных религиозных властей и обществ. Этот физический и духовный геноцид, который езиды называют «фарман» (трагедия), довел их практически до черты исчезновения. Сотни тысяч человек вынуждены были спасаться бегством в Армению, Россию и Европу. Несколько сотен тысяч езидов дожили до XXI века в основном в Валатешехе и Шенгале, а также в их окрестностях.
Но и в XXI веке курды-езиды подверглись геноциду. В августе 2007 года в результате нападения на деревни Сиба Шеххидир и Гирехезер с использованием машин, начиненных взрывчаткой, сотни езидов погибли и получили ранения. 3-го августа 2014 года варварское нападение на Эздихан совершили наемники ИГИЛ. Были убиты тысячи езидов, многие захвачены в рабство, в основном женщины и дети, сотни тысяч вынуждены были спасаться бегством, покидая родные земли и разбредаясь по всем четырем сторонам света. В результате геноцида, совершенного ИГИЛом, езиды были выброшены из истории. Несмотря на то, что этот геноцид был ожидаем, ни Иракское государство, ни руководство Южного Курдистана не предприняли меры по его предотвращению. А ведь курдский национальный лидер Абдулла Оджалан еще до нападений предупреждал из тюрьмы, что против езидов может быть совершен геноцид.
Из-за того, что у езидов не было самоуправления и сил самозащиты, 3 августа 2014 года игиловцы очень быстро захватили езидские деревни и достигли Шенгала. Силы полиции и военные, расположенные в Шенгале, не стали им противостоять и бросили на произвол судьбы сотни тысяч человек.
Как и во времена предыдущих геноцидов, женщины, дети и старики босые, без воды и еды, направились в горы Шенгала. В это самое трудное для езидов время собой пожертвовали двенадцать партизан Рабочей партии Курдистана (РПК). На помощь им пришли бойцы из Отрядов Народной Самообороны Западного Курдистана (ОНСЗК) и Женских Отрядов Самообороны Западного Курдистана (ЖОСЗК), открыв гуманитарный коридор.
Тем самым они спасли от массовых убийств тысячи беженцев. Езиды нашли пристанище в лагерях для беженцев в Западном Курдистане, Южном Курдистане и Северном Курдистане.
Часть курдского народа, около 15-20 тысяч женщин, детей и стариков, укрылись в горах Шенгала и остались жить там в палатках. Это упорство беженцев имело очень большое значение с исторической точки зрения. Оно стало началом борьбы курдов-езидов за свое существование. Силы самозащиты Шенгала, которые организовались в ССШ, и партизаны Народных сил самообороны Курдистана всю зиму вели бои, не допуская террористов в горы. Осенью 2015 года силы ССШ и бойцы НСС, с одной стороны, пешмерга, с другой стороны, освободили центр города Шенгал. Освобождение центральной части города должно было привести к созданию самоуправления и демократической структуризации езидов. Но снова показали себя силы, которые хотят установить свою власть над Шенгалом и Эздиханом. 3 марта 2017 года бандиты, которые трусливо сбежали из Западного Курдистана и назвали себя пешмерга Рож, напали на Шенгал. Одновременно с этими нападениями турецкие самолеты подвергли авиаударам Шенгал.
Из-за войны вокруг и внутри Шенгала не удалось спасти остальные езидские деревни. В результате всего этого силы «Хашд Шааби», которые воевали против ИГИЛ, дошли до границ Шенгала и заняли некоторые деревни. К политическим силам, которые хотят установить власть над Шенгалом, присоединилось правительство Ирака.
В то время, когда езиды после тяжелого геноцида пытаются устроить жизнь на основе самоуправления и самозащиты, над Эздиханом вновь нависла угроза в виде влияния извне. И еще раз стало ясно, что для езидов является неизбежным создание демократического самоуправления. Те, кто не смогли защитить курдов (езидов) от геноцида, раскрыли свои намерения по установлению контроля над Эздиханом.
Для нас, езидов, геноцид 3 августа 2014 года является точкой невозврата. Наш народ отныне не намерен вверять свою судьбу другим силам. С осени 2014 года Народный Совет езидов начал работу по установлению правопорядка и обеспечению народа в медицинском обслуживании и других жизненно важных потребностях. С этого момента наш народ сам решает свои проблемы.
Эздихан отвергает всяческое влияние на него. Мы предлагаем вниманию всех заинтересованных государств и курдскому сообществу проект демократического самоуправления, который для езидов является насущной необходимостью. Мы надеемся, что международное сообщество поддержит его и окажет всемерную поддержку созданию демократического самоуправления Эздихана.
Дорожная карта и основные принципы Демократического самоуправления (автономии) Эздихана:
Создание комиссии самоуправления под контролем ООН, где Ирак, РПК, ДПК, ПСК, ГОРАН, ПАДЕ и Демократическая Федерация Севера Сирии будут наблюдателями. Под контролем этой комиссии создание Высшего Совета Эздихана, в который будут входить представители женщин, молодежи, различных вероисповеданий и народных обществ, живущих в границах Эздихана. Этот орган будет работать как учредительный;
Создание сил самозащиты Эздихана на основе объединения ССШ и различных военных организаций езидов, которые будут подчиняться Высшему Совету Эздихана; создание управления силами правопорядка и полиции со стороны исполнительного совета внутренней безопасности Эздихана;
Создание исполнительного совета дипломатии, который будет строить отношения езидов с Ираком, с правительством Южного Курдистана, с другими государствами и международными организациями на основе взаимного уважения и суверенитета; создание исполнительного совета, который будет заниматься деятельностью по здравоохранению, образовательной системе, культуре, экономике и торговле;
Организация независимых СМИ на основе принципов и общественных ценностей Эздихана. Средства для них будут ежегодно выделяться на основе равноправного распределения бюджета Высшего Совета Эздихана;
Каждый город и населенный пункт должны управляться местными советами. Часть совета будет избираться на основе общих и равноправных выборов, другая часть будет состоять из представителей демократических структур Эздихана. Все решения, касающиеся конкретного населенного пункта, будут приниматься местным советом. Руководство работами в каждом городе и населенном пункте будет осуществляться исполнительным советом; руководство кварталами (округами, районами, окрестностями) будет осуществляться советами квартала, состоящими из представителей демократических организаций этих кварталов. Вся деятельность квартала будет осуществляться соответствующими коммунами, входящими в этот совет;
Каждая политическая организация имеет право организовываться свободно, и эти организации будут находиться под защитой исполнительных советов. Давление на различные политические организации будет считаться преступлением;
Будет обеспечена самобытная организованность женщин во всех сферах; решения, касающееся только женщин, будут приниматься со стороны этих организаций и женских советов;
Во всех советах и коммунах устанавливается квота женщин не меньше 40%. Молодежь будет представлена квотой не меньше 15%; в Высшем Совете Эздихана квота езидских религиозных деятелей будет не меньше 15%;
После того, как Высший Совет Эздихана сыграет роль учредительного совета, он будет обновлен в результате выборов, проведенных в рамках закона о выборах;
65% членов Высшего Совета Эздихана, городов и кварталов будут выбираться общими выборами, а 35% будут состоять из представителей организованных обществ, выбранных демократическими выборами; после того, как Высший Совет Эздихана сыграет учредительную роль, вопрос о том, как будут строиться отношения демократического самоуправления Эздихана с центральной властью Ирака и Южного Курдистана, будет определяться в результате переговоров комиссии самоуправления Эздихана с этими силами. Если в этих переговорах не будет достигнуто согласие, тогда вопрос о том, что Эздихан будет подчиняться центральной власти Ирака или же федерации Южного Курдистана, будет определяться путем референдума;
После того, как будут определены рамки отношений самоуправления Эздихана с этими правительствами, не касаясь демократического самоуправления Эздихана, принципы политической и общественной жизни Эздихана будут определены так, чтобы они не противоречили законам Ирака и Федерации Южного Курдистана;
Кроме пунктов, касающихся напрямую Эздихана, в отношении таких тем, как оборона, дипломатия, экономика и прочее, касающихся всего Ирака, будут действовать конституция и законы Ирака и Южного Курдистана. Но во всех внешних посольствах, где ведутся общие дипломатические работы, будут назначены атташе по культуре езидизма для того, чтобы представлять культуру и жизнь Эздихана; самоуправление Эздихана на основе принципов, указанных выше, будет признано конституцией Ирака и законами Южного Курдистана;
Езиды являются историческим достоянием человечества, поэтому самоуправление Эздихана должно быть гарантировано не только в рамках конституции Ирака, но и в рамках гарантии ООН. Комиссия самоуправления Эздихана под контролем ООН должна существовать до тех пор, пока не будет принято и реализовано демократическое самоуправление Эздихана;
В период институциализации самоуправления, кроме военных сил, находящихся в данное время в Эздихане, новые военные силы извне не должны вступать на землю Эздихана. После того, как в вышеуказанных рамках все стороны заявят о том, что признают демократическое самоуправление, все военные силы, не подконтрольные Высшему Совету Эздихана, должны покинуть территорию Эздихана.
Высший Совет Демократического самоуправления (автономии) Шенгала