У историка всегда вызывает любопытство, что одного из американских дипломатов, который принимал активное участие в создании организации Североатлантического договора (НАТО), звали Ахиллесом. Как глава управления Государственного департамента по делам Западной Европы после Второй Мировой Войны и в конечном итоге вице-депутат Североатлантического Совета США Теодор Ахиллес сыграл ведущую роль в разработке договора, который был призван для удержания экспансии Советского Союза и его вторжения на Западную Европу. С присоединением 11 европейских стран к США в качестве членов-основателей в 1949 году Североатлантический Союз быстро расширился, а к 1952 году стал включать в себя две другие страны — Грецию и Турцию. Сегодня организация насчитывает 28 членов.
Трудно было даже представить себе, что любой член организации предаст остальную часть Североатлантического Союза. До сих пор у НАТО нет официального механизма для исключения страны-участницы с «плохим статусом». Нет даже механизма для определения «плохого статуса». «Тем не менее, спустя почти три десятилетия после распада Советского Союза, члены НАТО по-прежнему дают друг другу ту же торжественную клятву, известную как статья 5, которую они дали в 1949 году: что нападение на любое государство из союза будет рассматриваться как нападение на все государства сразу и вызовет немедленную и всеобщую реакцию других участников. На протяжении почти семи десятилетий эта комбинация факторов была потенциальной «ахиллесовой пятой» НАТО: в один прекрасный день ее члены будут призваны защищать действия члена-изгоя, который больше не разделяет ценности Североатлантического Союза, но поведение которого ставит под угрозу его «союзников», создавая при этом сценарий кошмара для мирового порядка.
И вот, по прошествии 67 лет этот день настал: Турция, которая на протяжении полувека была верным союзником НАТО на Ближнем Востоке, доказывая, что нация с мусульманским большинством может быть, как светской, так и демократической, отдалилась так далеко от своих союзников, что демонстративно поддерживает Исламское государство в Сирии в его войне против Запада. Этот факт уже широко известен. С тех пор как «исламистский силач» Реджеп Тайип Эрдоган пришел к власти в 2003 году, Турция заняла жестко авторитарную позицию, объединяя исламских террористов всех мастей. Это касается даже в том числе и эскалации войны с 25 миллионным ИГИЛ против курдов, а также холодной войны, ставшей «горячей» с Россией, чей самолет Турция сгоряча сбила в ноябре. После всех этих бомб, взрывающихся в городах и с врагами на границах, турецкие лидеры возвращаются «домой на насест» и требуют безоговорочной поддержки НАТО, а премьер-министр Ахмет Давутоглу заявил в субботу, как он ожидает, что «наш союзник США поддержит Турцию без всяких условий и отговорок».
Но уже слишком поздно. НАТО не должна вступаться за Турцию. Вместо этого альянс должен немедленно начать разбирательство, чтобы выяснить, правдив ли длинный и постоянно растущий список турецких преступлений против Запада, включая его поддержку исламских террористов. И если они это сделают, если докажут эти преступления то, безусловно, высший директивный орган НАТО должен будет официально выгнать Турцию из НАТО за воинственность и постоянную агрессию, которая тащит за собой международное сообщество к Третьей Мировой войне.
Необходимость в таких мерах давно назрела. Как я утверждал пять лет назад, «Эрдоган — исламист до глубины души, который когда-то заявил, что «мечети —это наши казармы, купола — наши шлемы, минареты наши штыки и верные наши солдаты». Кажется, Эрдоган считает себя исламским лидером всего мусульманского мира после арабской весны. «Он провел последние 13 лет в дотошном разрушении всех частей турецкого общества, которые были светским и демократическим, реконструируя страну в гибрид путинистской автократии и иранской теократии», — как когда-то писала Кэролайн Глик из Центра политики безопасности. Прошлой осенью он пошел так далеко, что похвалил исполнительные полномочия, когда-то предоставленные Адольфу Гитлеру.
Под руководством Эрдогана, Турция — наш союзник по НАТО — арестовала больше журналистов, чем Китай, посадила в тюрьму тысячи студентов за «свободу слова» и заменила светские школы исламскими медресе. Турция выставила напоказ свою поддержку Хамаса и братьев-мусульман, обвинив давнего союзника Израиль в «преступлениях против человечности», нарушила запрет на поставки оружия в Газу, купила систему ПВО (и почти ракеты) у китайцев, что является нарушением в НАТО, и отказала Америке в использовании собственной авиабазы для нанесения ударов во время иракской войны, а затем и против исламских террористов в Сирии. Когда западные союзники сражались, чтобы помочь отразить экспансию боевиков Исламского государства в городе Кобане в Западной Сирии два года назад, турецкие танки спокойно стояли прямо на границе.
Курдов, как и турков, иногда видят сквозь призму того, кем они были раньше, и не воспринимают то, кем они являются сейчас. В 1997 году Турция убедила США включить Рабочую Партию Курдистана (РПК) в список запрещённых организаций, а сейчас Эрдоган утверждает, что сирийские курды виновны в связях с РПК. Но на самом деле Отряды Народной Самообороны (ОНС) так тесно сотрудничали с США против исламских террористов, что «Washington Post» недавно назвала ОНС «прокси-силами США». Курды в Сирии, Ираке или Турции — это, судя по всему, самые быстрые и самые отважные бойцы на всей планете в войне против Исламского государства в Ираке и Сирии. Более того, группа представляет собой мощную альтернативу апокалиптическому мировоззрению исламских джихадистов, претворяя в жизнь то, что было описано как «гендерное равенство, уважение к секуляризму и меньшинствам, а также современная, умеренная и экуменическая концепция ислама, которая, мягко говоря, редко представлена в регионе».
Турецкое правительство пыталось возложить вину за недавние взрывы в Анкаре на ОНС, пытаясь склонить США к противостоянию курдам. Раздраженный Эрдоган заявил о лояльности Запада, обвинил США в создании «моря крови» в регионе за их поддержку курдов и выдвинул ультиматум: он заявил, что пришло время Америке сделать выбор между Турцией и курдами.
Не могу не согласиться: пришло время для США выбрать курдов вместо эрдогановской Турции.
Критики утверждают, что курды не желают вести борьбу с ИГИЛ за пределами своих границ, но США это даст массу возможностей. В обмен на борьбу с ИГИЛ по всему региону Международная коалиция может предложить курдам собственное государство. Курдское государство станет важнейшим региональным союзником США и сыграет важнейшую роль в заполнении возникшего на Ближнем Востоке вакуума власти. С помощью США, курдское государство также может помочь в размещении сирийских беженцев, которые перегрузили иммиграционные структуры в Турции и Европе. В долгосрочном плане оно станет ценным региональным партнером в деле стабилизации региона и станет ярким примером успешной демократии. Другими словами, Курдистан мог бы сыграть ту роль, которую раньше играла Турция.
Говорят, что разница между Ахиллесом и почти Ахиллесом — это разница между жизнью и смертью. НАТО может обойтись без Ахиллесовой пяты: пришло время навсегда выгнать Турцию.
Перевод материала Стэнли Вайса (глобальный исполнительный директор горнодобывающей промышленности и основатель Вашингтонских руководителей бизнеса по национальной безопасности, пишет о внутренних и международных вопросах в течение трех десятилетий).
Источник: huffingtonpost.com