Причина неудач Южного Курдистана — слабость руководства

Причина неудач Южного Курдистана — слабость руководства

Интервью с Абдул Рахман Аль-Халифом, правозащитником, членом Национального конгресса Курдистана. 16 октября 2017 года Ирак стал свидетелем вывода войск пешмерга и ввода ополчений «Хашди аш-Шааби» во многие районы, находящиеся под контролем правительства Южного Курдистана. С чем это связано?

Если разворошить старые раны, то первое разделение Курдистана произошло после битвы при Джалдиране в 1514 году, и Курдистан был разделен на две части: Сефевидский и Османский Курдистан. Второе разделение состоялось после конференции в Лозанне в 1923 году, когда Оттоманская часть была разделена между Турцией, Ираком и Сирией. Турецкое государство готовит заговоры один за другим не только с целью оккупации Северного Курдистана, но и делает все возможное для борьбы с курдами во всех четырех частях Курдистана. И все курдские провалы и неудачи, которые произошли в Южном Курдистане, в основном являются частью этого злонамеренного заговора, в дополнение ко второму фактору, заключающемуся в слабости руководства Южного Курдистана, а также политической наивности и коррупции в администрации. Но это связано и с ситуацией в Шенгале, и захватом Африна, и тем, что происходит на севере Курдистана, потому что Турция была и продолжает рассматривать курдские освободительные движения как единый пакет.

Что касается вывода пешмерга из курдских территорий за пределы районов Южного Курдистана, которые занимают более половины территорий Южного Курдистан, то это не только временная потеря земли. Это одна из самых больших ошибок и неудач курдов за длительный период времени, в дополнение к потере уверенности в текущем курдском руководстве, оказавшем негативное влияние на психологию курдской личности.

Верно, что эти районы называются областями конфликтов в соответствии с действующей конституцией Ирака, но я ожидаю, что процесс осуществления статьи 140 в конституции Ирака, которую в то время утвердила иракская сторона, будет более сложным, и эти области не будут легко вырваны из лона Курдистана. Как известно, в последние годы часто вводился запрет данной статьи. Курдская позиция была сильной в Ираке, пришлось бы обсуждать ее легитимность, но теперь инициатива в этом вопросе в руках федерального правительства.

Масуд Барзани недавно признал, что был дан приказ пешмерга выйти из Киркука без сражений. На ваш взгляд, каковы причины, побудившие Барзани принять это решение? Кто стоит за ним и в чем его причины?

Чиновники Южного Курдистана постоянно барахтаются в противоречивых высказываниях, иногда говорят о наличии предательства в Киркуке их партнера Патриотического союза Курдистана, а потом говорят, что во избежание кровопролития и жертв было приказано вывести войска пешмерга. Если государственная измена произошла в Киркуке, то почему из других областей были выведены войска пешмерга? Если Барзани, как главнокомандующий войсками пешмерга, дал приказ вывести войска, о каких других предательствах можно еще говорить?

Я предполагаю, что причины вывода войск пешмерга связаны с предыдущим соглашением, достигнутым с правительством Ирака после событий 2014 года, суть которого в том, что после устранения боевиков террористической организации «Исламское государство» должны быть выведены силы пешмерга. Курдское руководство отрицало его существование, хотя соглашение было подписано в присутствии американцев.

Правительство Южного Курдистана добывает нефть в этих областях с 2014 года, не давая ни доли прибыли федеральному правительству, что побудило правительство сократить свои ассигнования из общего бюджета Ирака. Но также правительство Южного Курдистана не выплачивало зарплату сотрудникам. Куда идут нефтяные деньги и кому это выгодно?

Этим вопросом задаются курдские и арабские граждане Ирака. В настоящее время идет непрерывный оборот импорта в регионе в целом, и импорта нефти, в частности. Прозрачность незначительна. Только некоторые влиятельные власти знают об этих импортах, что вызвало нарушение атмосферы доверия между курдскими партиями в регионе и негативно отразилось на сплочении курдов. Хотя центральное правительство стремится провести расследование в этом отношении. Есть также некоторые другие вопросы, которые интересуют граждан страны, и один из них связан с договором о строительстве нефтепровода, подписанном с турецкими властями. О содержании и пунктах контракта не известно ни в регионе, ни в центральном правительстве. Все это оправдывалось экономической независимость региона.

После того, как правительство Ирака взяло под свой контроль все финансовые ресурсы региона Курдистан, Нечирван Барзани сказал, что они передадут все финансовые ресурсы иракскому правительству при условии, что они обеспечат долю в 17% бюджета, но Багдад обсуждает сокращение этого процента. Как это повлияет на экономический кризис в регионе, и какими будут экономические тенденции в регионе?

Это решение является частью последствий референдума и говорит о слабости курдской позиции в иракском соглашении. Как гласит один из афоризмов иракцев: они сдались после уничтожения Басры. Я предполагаю, что регион столкнется с экономической катастрофой, а, с другой стороны, рабочие Южного Курдистана будут жить хорошо в случае реализации обещаний иракского правительства обеспечить их зарплатами, в которых им было отказано после нашей предполагаемой экономической независимости, поскольку они получали только четверть своей заработной платы.

Каковы результаты референдума в регионе Курдистана, и какие стороны стоят за этим?

Ни для кого не секрет, что результаты референдума были трагическими для многих жителей Курдистана, потери составили 51% земли в дополнение к потерям в экономической и психологической области иракских курдов. В вопросе, какие стороны стоят за этим, я думаю, это враги курдов, непримиримость курдского руководства и отсутствие парламента Южного Курдистана, который был закрыт Демократической партией Курдистана уже более двух лет назад. Я, как правозащитник, уверен, что если бы выборы проходили под надзором парламента и был утвержден закон о референдуме, то мир, и особенно свободный мир, не смог легко избавиться от курдов. Закрытие парламента ослабило позиции курдов на международном уровне и привело к потере уверенности в будущем государства Курдистан.

Публично Турция выступала против референдума, и в данном контексте согласилась с Ираном и иракским правительством, но теперь мы видим, что Нечирван Барзани и Демократическая партия Курдистана хотят вернуться в лоно Турции. О чем это говорит, и является ли это ответом Южного Курдистана и курдов в целом?

Есть вещи, окутанные тайной. К примеру, мы видим, что Эрдоган публично выступал против референдума, и теплые отношения между Махсудом Барзани и Эрдоганом не оставляет никаких сомнений в деликатности этого вопроса. Я думаю, что Эрдоган загнал Барзани в тупик, и Барзани без каких-либо консультаций с ним решил провести референдум, несмотря на возражения Америки и Европы. Есть такое народное выражение: скажи мне, кто получил выгоду, и я тебе скажу, кто за этим стоит. Есть стороны, которые выиграли от неудач и потерь курдов, и, в частности, потери контроля над Киркуком, который является предметом вожделений Турецкого государства, но это не ставит под сомнение ответственности Турции за реализацию референдума. Настойчивость Нечирвана Барзани в продолжении отношений с Турцией из-за общих семейных интересов с ними достигла стадии, когда от них невозможно отказаться, несмотря на потери и убытки.

Махсуд Барзани ушел с поста президента Южного Курдистана и передал все полномочия своему племяннику Нечирвану Барзани. Изменится ли политика региона по отношению к региональным вопросам, особенно к Рожаве, или она останется неизменной?

Распределение полномочий президента Южного Курдистана и предоставление значительной части полномочий Нечирвану Барзани, не меняют сущности политики региона, особенно отношений с Турцией по указанным выше причинам. В отношениях между политическими партиями в регионе могут быть какие-то позитивные изменения, поскольку Нечирван более открыт и реалистичен, чем его предшественник Махсуд Барзани.

– Что требуется от политиков и народа региона Южного Курдистана, чтобы выйти из нынешнего кризиса, и в чем важность проведения курдского Национального конгресса для решения курдской проблемы в четырех частях Курдистана?

Политики Курдистана и лица, принимающие решения, должны признать свои ошибки и принести свои извинения народу, и оставить власть, дав возможность другим личностям и патриотам возродить регион. Я считаю, что курдский Национальный конгресс должен стать основным источником лидерства и реализации всех решений. Если будет проведен специальный курдский Национальный конгресс в регионе, несомненно, будут решены проблемы, как в Южном Курдистане, так и в других частях Курдистана.

Мадиа Ханан/Яхья Аль-Хабиб, корреспанденты агентства «Курдистан сегодня»

Короткая ссылка:: https://kurdish.ru/E8NMC

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях