Напомним, что с момента поражения ИГИЛ в Сирии и особенно после освобождения Ракки в октябре 2017 года турецкое государство стало угрожать и нападать на Демократическую Конфедерацию Северной Сирии. В связи с этим, 20 января 2018 года началась турецкое оккупационное вторжение в Африн, нарушившее международное право и суверенитет другой страны. Турецкая армия начала эту войну в сотрудничестве с джихадистскими группировками из рядов Свободной Сирийской Армии (ССА). Многие из них являются бывшими членами «Аль-Каиды». С начала марта все районы и центр города Африн подвергались массированным бомбардировкам и обстрелам со стороны турецкой армии. Особенно от этих нападений страдали мирные жители. 18 марта более 200 000 человек покинули центр города или были эвакуированы, чтобы избежать массового геноцида. С тех пор большинство беженцев остается в районе Шахбы без каких-либо гарантий безопасности и международной поддержки.
На этом новом этапе противостояние между международными державами и их интересами нарастает по всей Сирии.
После 78 дней сопротивления турецкой оккупации сотни тысяч людей из кантона Африн по-прежнему находятся в статусе беженцев или внутренне перемещенных лиц и живут в тяжелейших условиях. Турецкая армия и ее джихадистские союзники проводят политику этнической чистки, ассимиляции и колонизации, готовясь к тому, чтобы включить кантон Африн де-факто в территорию Турции. В то же время тысячи джихадистов были перевезены из восточной Гуты в Африн, чтобы изменить демографию района и установить исламско-турецкий порядок. Сопротивление сил Отрядов Народной Самообороны (ОНС) и Женских Отрядов Самообороны (ЖОС) присутствует во всех округах кантона Африн. Помимо этого, существует также сопротивление переселенцев из Африн в Шахбе и Шараве.
Турция распространяет свою агрессию и в сторону Тиль Рифата в Шахбе, Манбиджа и Шенгала. Более того, растет напряженность между двумя блоками Россия-Турция-Иран и ведущей международной коалицией США.
В Шахбе условия, в которых находятся люди, вынужденные бежать из Африна, по-прежнему очень тяжелые и небезопасные. Однако ведутся работы по строительству лагерей и организации доставки грузов. Есть также и организация доставки гуманитарной помощи. Всё это осуществляется силами демократических самоуправляемых советов Северной Сирии и организацией Красный Полумесяц Курдистана. Два лагеря для беженцев были построены в Шараве и Шахбе. По данным переписи администрации Африна и Шахбы число беженцев и внутренне перемещенных лиц следующее: 24 000 в Рифат, 40 000 в лагере Фафине (сейчас лагерь переименован в «Лагерь сопротивления»), в Ахрасе в районе Шахбы более 37 000 беженцев, 10 000 в районе Кафарнайе, свыше 30 000 в Шараве, более 25 000 в Нубур-Зехр в районе Алеппо, 100 000 человек приехали в центр Алеппо.
Люди из Африна, находящиеся в лагере беженцев Фафине (Шахба), обращаются к ООН: «Выполняйте свои обязанности и уважайте собственные законы и принципы! Защитите Африн от геноцида! Прекратите оккупацию Африна Турцией и джихадистскими группировками Свободной Армии Сирии (ССА)! Необходимо обеспечить безопасное возвращение жителей Африна домой!»
31 марта Красный Полумесяц Курдистана доставил в регион Шахба колонну гуманитарной помощи, состоящую из 26 грузовиков с продовольствием. 4 апреля прибыла еще одна автоколонна в составе 18 грузовиков с грузом, собранным в Южном Курдистане (Ирак). 5 конвоев с гуманитарной помощью достигли Тиль Рифата. Из Красного Полумесяца Курдистана: 25 марта прибыло 35 грузовиков, в том числе три медицинских груза; 26 грузовиков прибыли 31 марта и 18 грузовиков — 4 апреля; один конвой с гуманитарной помощью из Сирийского Красного Креста и Сирийского Красного Полумесяца приехал в Тиль Рифат 20 марта, а другой из Сирийского Красного Полумесяца и различных учреждений ООН — 25 марта. С помощью Красного Полумесяца Курдистана было построено 7 мобильных медицинских клиник для оказания медицинской помощи беженцам — 2 в районе Шарава (кантон Африн) и 5 в кантоне Шахба.
Согласно российско-турецкому соглашению о передаче Тиль Рифата Турции и союзным ей джихадистам, российские войска передислоцировались из района, однако этот район все еще находится под контролем Отрядов Народной Самообороны (ОНС) и Женских Отрядов Самообороны (ЖОС). Сирийский режим также присутствует в этом районе. Более того, после соглашения с Россией Турция вывела группировку Джейш аль-Ислам из Восточной Гуты в Джараблус. Также в Африне поселились боевики-джихадисты и их семьи из Восточной Гуты и Идлиба.
Турецкая армия и джихадисты ССА продолжают грабить имущество, угрожать мирным жителям и похищать их. Согласно сообщениям, в городе Африн были похищены десятки девочек и женщин. В частности, командир боевиков «Хамза» патрулирует районы, где собраны молодые женщины, которые содержатся в некоторых домах на улице Вилаят в центре города. Здесь женщины подвергаются сексуальному насилию со стороны турецких солдат и боевиков ССА. Люди вынуждены бежать из своих домов и оставлять их боевикам ССА. В особенно трудном положении оказалась езидская община: людей принуждают принять ислам и подчиниться «религиозному кодексу». Курдский фотограф Дилшан Карачол был арестован Бригадой Султана Мурада (исламистская группировка, поддерживаемая Турцией) в Африне и был депортирован в район Азаз.
Турция пытается создать новое оккупационное правительство в Африне. Так называемый «Конгресс освобождения Африна» координирует свою администрацию из Антепа (Турция). В его состав входят 35 человек, находящихся под контролем турецкой армии, правительства, а также ССА. Хасан Шинди известен по сотрудничеству с НРОТ (Национальная Разведывательная Организация Турции) и участию в террористических атаках на Африн. Он один из представителей новой про-турецкой администрации. Он заявил, что Африн будет принадлежать турецкой провинции Антакья. Губернаторами и чиновниками там станут турецкие жандармы, как в Азаз, Джераблус и Маре. Боевики из ССА переквалифицируются в полицию (450 боевиков).
Движение за демократическое общество (ДДО) прокомментировало ситуацию с новым «конгрессом» Африна: «Совет Дилока (Антеп), состоящий из боевиков НРОТ и таких представителей, как Фуад Алико и Ибрагим Биро, стал причиной гибели 1500 человек в Африне, половина из которых мирные жители. Мы призываем Курдский национальный совет и партию „Единство“ показать свою позицию в данном вопросе».
В течение последней недели ОНС/ЖОС провели ряд действий против оккупационных сил: на холме Маме Гур (район Бильбиле, 30 марта), Дайр Саван (район Шера, 31 марта), в центре города Африн были произведены 2 атаки на оккупантов 1 апреля. В результате 5 турецких солдат и 37 боевиков ССА были ликвидированы, 1 танк уничтожен. 2 апреля турецкая армия провела операцию против сил ОНС/ЖОС в окрестностях Раджо и в районе между Бильбиль, Шера и Мабета, применяя также воздушные бомбардировки. ОНС/ЖОС не сообщают о потерях во время этой операции.
Турция перекрыла воды Ефрата, что отрезало Манбидж от водоснабжения. Даже за годы террора ИГИЛ в Манбидже такого еще не было: Турция сделала такое впервые. Более того, в городе проводятся постоянные обстрелы: в результате турецких атак погиб 1 американский и 1 британский солдат из Международной коалиции. Еще 2 взрывных устройства были обнаружены 1 апреля. Несмотря на заявление Рональда Трампа о выводе американских войск из Сирии в течение короткого периода времени, армия США наоборот увеличила свое присутствие в Манбидже и построила новые базы на окраинах. Кроме того, в город прибыли французские солдаты и спецназовцы.
Двое неизвестных преступников 2 апреля ехали на мотоциклах в Ракке и взорвали две бомбы. В результате пострадали 17 человек.
Турция стремится распространить свою агрессию и оккупационную войну также и на иракскую территорию. 1 апреля турецкие военные самолеты бомбили деревни Алия Раш, Баста, Марадо в районе Джаравы, Кхакорк, Лолан, Торта, Барт в районе Брадоста и селе Бокриска в Южном Курдистане (Иракский Курдистан). После того, как Народные силы самообороны Курдистана (НСС) и Союз свободных женщин «Стар» (ССЖ-Стар) вышли из Шенгаля (Синджар), Эрдоган начал угрожать иракским войскам, которые прибыли для обеспечения безопасности региона Шенгал совместно с подразделениями Отрядов сопротивления Шенгала (ССШ) и Женскими отрядами Шенгала (ЖОШ).
На 11-й день голодовки перед ООН в Женеве, предназначенной призвать к международному вмешательству в оккупацию Турцией кантона Африн, к активистам в этом протесте присоединились члены Партии «Демократический союз» (ПДС). Депутат Демократической Партии Народов (ДПН) Сирнак сказал: «В ООН знают, что Турция совершает военные преступления в Африне, но они ничего не делают».
Главное командование Сил защиты женщин «Бет Нахрин» и сирийский военный совет отметили 1 апреля праздник халдеев, сирийцев и ассирийцев Акиту и призвали поддержать борьбу за мир, равенство и демократию.
31 марта во время пасхальных празднеств в Германии (Ганновер, Гамбург, Франкфурт, Штутгарт) вспыхнули протесты против оккупации Турцией Африна. Прошли марши солидарности во многих европейских городах, таких как Берлин (Германия), Лорьян (Бретань), Париж и Монпелье (Франция), Стокгольм, Гетеборг (Швеция) и Лаврио (Греция), а также в Латинской Америке, например, в Уанчако (Перу). Во время марша в Лондоне (Великобритания) полиция арестовала нескольких протестующих, люди пытались освободить их. В Бильбао (Страна Басков) 2 апреля десятки женщин провели акцию протеста против оккупации Африна. Протестующие держали плакаты с надписями: «Африн = Газа! Прекратить геноцид на Ближнем Востоке!» и «Прекратите захватывать нашу землю и убивать природу!».
Началась новая кампания «Туристический бойкот против турецкой оккупации в Африне». Цель этой кампании заключается в том, чтобы оказать давление на Турцию в сфере экономики, потому что туристический сектор является важным источником дохода для Турции.
Делегация из Великобритании приехала в Рожаву 4 апреля в составе Ллойда Рассела-Мойла (парламентарий Лейбористской партии), Лорда Мориса Гласмана (парламентарий Лейбористской партии), Саймона Дуббинга (член крупнейшего профсоюза «Unite»), Райана Флэчера и Ибрагима Догуша («Курдский Прогресс»). Делегация прибыла для того, чтобы обсудить текущую ситуацию и ознакомиться с положением дел в Рожаве.
29 марта парламент Португалии одобрил заявление, осуждающее турецкое вторжение в Африн, назвав его «незаконным». 31 марта министр иностранных дел Турции осудил заявление парламента Португалии по поводу Африна и пытался заставить парламент Португалии забрать свои слова обратно.
После убийства 15 палестинцев в Газе Эрдоган и Нетаньяху поссорились, назвав друг друга «захватчиками чужой земли и террористами». Они оба имеют право так говорить, поскольку и Израиль, и Турция разделяют длящуюся десятилетиями политику репрессий и массовых убийств людей.
31 марта представители Движение за демократическое общество (ДДО) и Демократическая Федерация Северной Сирии встретились с президентом Франции Эммануэлем Макроном. В ходе встречи обсуждались вопросы поддержки Францией борьбы с ИГИЛ, поддержания прогресса, достигнутого в Сирии и находящегося под угрозой турецкой агрессии в Африне и на всей территории Северной Сирии. В своем официальном заявлении администрация президента Франции высоко оценила действия сил самообороны в борьбе с ИГИЛ на севере Сирии, осудила оккупацию Турцией кантона Африн и предложила посредничество между Турцией и силами самообороны для восстановления стабильности. По некоторым оценкам, президент Макрон принял это решение, чтобы иметь влияние во время решения конфликта в Сирии, заполнить вакуум, если американские войска все-таки покинут Сирию, а также обеспечить внутреннюю безопасность Франции и избежать новых терактов ИГИЛ.
27 марта в Ракке было объявлено о создании новой политической партии под названием «Партия будущего Сирии». В партии представлены разные народы, культуры и религии Сирии. Партия провозгласила своей основной целью содействие политическим решениям и созданию «Демократической, плюралистической и децентрализованной Сирии».
США, Великобритания, Германия, Франция и более двух десятков членов НАТО выслали российских дипломатов после отравления бывшего российского агента и его дочери в Великобритании 4 марта. В ответ Россия начала высылать десятки западных дипломатов. Это своего рода выражение стратегического глобального противостояния между блоками США/ЕС и Россией, которые также нашли свое отражение в войне Сирии и оказали большое влияние на создание турецко-российского альянса в войне в Африне.
4 апреля Россия, Турция и Иран встретились для обсуждения будущего Сирии. По этому поводу в очередной раз стали очевидны экономические связи между Россией и Турцией (новая атомная электростанция, зенитная система, газопровод и т. д.). Согласно соглашению Тиль Рифат, Турция и ее доверенные лица (джихадисты из исламистских группировок) могут получить контроль над соответствующей частью сирийской территории. Таким образом, Россия пытается балансировать между Ираном и Турцией, натравив их друг на друга в ближневосточной политике, усиливая свою гегемонию в регионе. Далее Россия стремится обострить противоречия внутри НАТО в связи с турецкой угрозой против Манбиджа и всего восточного региона Евфрата. Это обстоятельство также вызвало серьезные противоречия в политике безопасности США и стратегиях внутри правительства США, ЦРУ и Пентагона. В то время как президент США Трамп объявил, что американские войска очень скоро выведут из Сирии (и заморозил средства для СДС), командующие армией США подчеркнули необходимость продолжения борьбы с ИГИЛ и удержания позиций в Сирии для определения ее будущего и контроля над энергетическими ресурсами. Кроме того, Саудовская Аравия заявила, что будет готова экономически способствовать пребыванию армии США в Сирии и противодействовать иранскому влиянию на Ближнем Востоке.