О том, что сейчас происходит с ассирийцами и курдами-езидами на Ближнем Востоке и есть ли у них шанс на спокойное будущее, рассказали «АиФ-Юг» представители национальных общин Краснодара.
В эти дни, когда наши пилоты бомбят цели запрещенной в России организации «Исламское государство», у жителей Сирии и соседнего Ирака появилась надежда, о которой уже и не мечтали. Четыре года кровопролитной войны (сначала гражданской, а затем и с исламским халифатом) унесли слишком много жизней и заставили тысячи людей уйти из родных земель. Только ассирийцев (народа и так немногочисленного), по данным Олега Георгизова, председателя Национально-культурной автономии ассирийцев на Кубани «Хаядта», на Ближнем Востоке осталось порядка 200 тысяч, хотя перед войной их насчитывалось более миллиона человек. Схожая ситуация – у курдов-езидов (не путать с курдами-мусульманами), которых из-за их верования радикалы из ИГ не считают за людей.
Почему два коренных народа Ближнего Востока оказались совершенно беззащитны перед террористической угрозой, попытался выяснить «АиФ-Юг».
Христиан приютили в Ираке
Олег Георгизов недавно вернулся из иракского Эрбиля. Российская делегация, в составе которой он был, добиралась чуть ли не на перекладных. Путь был нелегкий, но, к счастью, безопасный. А миссия важная – россияне побывали на инаугурации нового патриарха ассирийской Церкви Востока и привезли ему благословение от патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Здесь надо сделать отступление и пояснить, что, несмотря на различия в храмовом убранстве, по сути своей обе церкви имеют очень много общего. Ассирийцы приняли христианство в I веке нашей эры от апостола Фомы, позже пережили церковный раскол, когда часть верующих перешла в католичество. Оставшиеся на своих устоях рисковали особенно, ведь мирный договор между британским королем Ричардом Львиное сердце и непобедимым арабским военачальником Салах-ад-Дином предусматривал защиту только для католических христиан. Приверженцам Цервки Востока пришлось спасаться, уходить в горы, где было безопаснее. Но они выстояли и с радостью приняли братьев из Русской православной церкви, которые пришли на Ближний Восток с миссионерскими целями.
«Однако православные священники были не единственными миссионерами в регионе. В какой-то момент на Ближний Восток хлынули представители самых разных религиозных направлений, и все они искали себе последователей. А в результате только раздирали на части христианское общество. Моя бабушка, например, была пресвитерианкой, а прадеды по отцовской линии – несториане, а отец уже был и там, и там, а я хожу в православный храм, — говорит Олег Георгизов. – Получается, что своим соглашением с Салах-ад-Дином крестоносцы нанесли большой вред позициям христианства на Ближнем Востоке, а затем это дело продолжили многочисленные миссионеры. В этом я вижу одну из причин нынешней ситуации, когда христианское общество настолько разобщено, что становится беззащитным».
Сегодня ассирийскую Церковь Востока приютили власти Ирака. Патриархия будет располагаться в Эрбиле, где и проходила инаугурация. Кстати, у нового главы Церкви очень хорошие отношения с Россией, в свое время он приезжал с визитом в Краснодарский Центр национальных культур.
Отчаяние курдов
Курды – тоже исконный народ плодородных земель между Тигром и Евфратом, где сегодня располагаются Сирия и Ирак. В свое время их, как и ассирийцев, «разобрали» по разным религиям. К примеру, военное объединение «пешмерга», которое упорно воюет против ИГ в Ираке, состоит из курдов-мусульман. Тем не менее езиды сумели до наших дней сохранить свою религиозную философию солнцепоклонников.
«Мы, курды, не понимаем, как религию можно навязывать силой! Человек принимает то, что ему близко по духу», — негодует заместитель председателя Курдской национально-культурной автономии Краснодарского края Араф Азмани, рассказывая о резне, которой курды-езиды подверглись в последние годы на Ближнем Востоке.
Эти люди отдавали свои жизни именно из-за религиозного «упрямства». Когда боевики ИГ заняли деревню Коджо, то сразу выдвинули условие: в течение трех дней все жители должны принять мусульманство. Курды наотрез отказались. Тогда в один день были убиты 700 мужчин, а более 400 женщин и детей забрали в рабство. Об их судьбах мало что известно.
«Весь мир смотрел на эту трагедию и ничего не предпринимал», — с горечью говорит Араф Азмани.
Особенная боль для курдов – то, что самое первое свое нападение террористический халифат предпринял на город Сариканьи, где многие тысячи лет назад находилась столица курдского государства Миттани.
«То, что делает сегодня ИГ, — это не новшество. Все это уже было в истории. Достаточно вспомнить арабского военачальника Халида ибн Валида, известного своей чрезвычайной жестокостью, — продолжает Араф Азмани. – В 639 году нашей эры он предпринял нашествие на Курдистан. Бои шли отчаянные, в одном из них убили его сына и 20 телохранителей вместе с ним. В качестве мести за это Халид ибн Валид истребил 75 тысяч курдов. Он повелел закапывать их в землю живьем, одного за другим, через каждые три метра…»
Ислам как ширма
Несмотря на то, что главенствующей религией на Ближнем Востоке является ислам, весь регион представляет собой «пестрое одеяло» из разных народов и религий. Долгое время им удавалось поддерживать паритет, и обстановка была более-менее стабильной. Но в XXI веке, когда пал режим Саддама Хуссейна, Ирак стал неуправляемой страной, и в его колыбели вызрела главная угроза региону – «Исламское государство».
И ассирийцы, и курды-езиды не имели никаких вооруженных сил, даже народного ополчения. По информации Олега Георгизова, примерно за два года до начала войны в Сирии курды-мусульмане предлагали соседям вооружаться – угроза, мол, витает в воздухе… Но ни те, ни другие слухам не поверили и приняли решение не ввязываться в конфликты, держать нейтралитет. А в итоге именно они, безоружные, оказались самой легкой добычей.
3 августа 2014 года – эта дата войдет в историю, как день страшной резни в иракском городе Синджар, населенном как ассирийцами, так и курдами. Нападения боевиков ничто не предвещало, защита города казалась надежной. Однако ночью в ассирийской общине стали распространяться слухи о том, что утром в Синджар войдут террористы. Те, кто поверил, успели уйти на рассвете, те, кто остался, были убиты. Часть беженцев не перенесла тяжелого пути в Северный Ирак.
Но курдам-езидам пришлось много хуже, потому что предупреждения до них не дошли. 10 тысяч человек были убиты сразу, еще пять тысяч угнали в рабство на территорию халифата.
Кстати, иракский Мосул, как говорит Араф Азмани, брали всего 800 джихадистов, и это против регулярной армии, насчитывавшей 40 тысяч человек! Военные бежали, оставив боевикам 2500 хаммеров, много разного вооружения, а также 500 миллионов долларов — общую сумма средств, хранившихся в городском банке.
Посмотрев на такую «доблесть», ассирийцы начали вооружаться. В деревнях Северного Ирака, куда ушли беженцы из Синджара и других населенных пунктов, появилось народное ополчение. Террористы туда соваться не спешат.
«Это обыкновенные грабители, цель которых обогатиться, а ислам – только прикрытие для таких действий, — поясняет Олег Георгизов. – Если они понимают, что могут нарваться на сопротивление, то предпочитают не связываться, ведь гораздо легче нападать на беззащитных женщин и детей».
Отдать детей — позор
В то время, когда беженцы с Ближнего Востока тысячами штурмуют страны Евросоюза, в России никакой проблемы мигрантов нет. И Олег Георгизов, и Араф Азмани подтверждают: ни ассирийцы, ни курды-езиды в нашу страну не приезжали и не едут. И дело не только в строгом миграционном законодательстве.
«Я обращался к Церкви Востока с предложением принять на Кубани детей, у которых в войне погибли родители, но мне отказали, — говорит Олег Георгизов. –Потому что это противоречит обычаям и духу ассирийской общины. Как бы тяжело ни было людям, сколько бы сирот ни осталось у них на руках, отдавать детей другим людям – настоящий позор. Это значит, что ты не в состоянии вырастить своих потомков».
Ассирийцы и живут кланами, и уезжать предпочитают кланами, а не поодиночке. И согласны терпеть при этом тяготы жизни в лагерях для беженцев, устроенных в соседних странах Ближнего Востока. Кстати, квоты на переезд в Европу там очень скромные, и тем, у кого нет достаточной суммы денег, чтобы заплатить подпольным перевозчикам, дороги в Старый Свет нет. Беднякам остается только годами ютится в палатках где-нибудь в лагерях Иордании при пятидесятиградусной жаре.