Михаэль Пансер, кодовое имя Багер Нуджиян (ранее Хелил Виян), был немецким революционером, который вступил в Рабочую партию Курдистана (РПК) из-за твердой веры в возможность революции и свободы. Он начал политическую деятельность в раннем возрасте, приняв участие в антифашистской и революционной борьбе в Германии. Его встреча с курдским освободительным движением познакомила его с философией Абдуллы Оджалана. Увлеченный мыслитель и активист, Багер Нуджиян вскоре отправился в Курдистан, где решил стать борцом за свободу и соединить миры посредством борьбы. Он принимал участие в социальной и культурной революции в Рожаве, а также в освобождении общин на Ближнем Востоке, подвергшихся нападению ИГИЛ.
14 декабря 2018 года Багер Нуджиян погиб во время турецкого авиаудара по удерживаемым партизанами районам обороны Мидия в Курдистане.
Незадолго до своей смерти он написал письмо, посвященное восстанию сапатистов.
От свободных гор Курдистана до юго-востока Мексики: к революционной культуре глобальной борьбы за свободу
В эпоху неопределенности и хаоса вновь начинает проявляться дух революции, и наступает время, когда сила воображения может дать новую надежду борьбе.
Два времени революции живы, они представляют наше движение, нашу историю, которая продолжается. Одно время – это длинная линия борьбы за свободное общество, которая началась с Маркса, линия социалистической утопии, медленного, терпеливого роста, накопления опыта и роста сознания. Другое время – это время восстания, момент борьбы, разделенная секунда истории, в которой все возможно и которая предвосхищает грядущий мир – наш момент свободы и действий. Эти два времени образуют единство, две стороны нашей истории, нашего пути. Именно эти два полюса нашего движения: линия исторической социальности, наследие неолитической общности и пророчески-философского поиска истины с одной стороны и творческая сила событий, которая на мгновение глубоко потрясла господствующую реальность, совсем недавно в восстании 1968 года – восстании, которое еще не закончилось, но которое сияет как тайный огонь до сих пор и стало отправной точкой новой линии борьбы. Эта линия соединяет миры, времена, создает связи от Вьетнама до Мексики и Курдистана, потому что все мы – дети этого момента надежды.
Выделяются великие регионы разворачивающейся борьбы, которые определят наш век. Это основа их системы, которая сегодня как никогда угрожает общественной жизни, жизни на этой планете в целом. Она заключается в доминирующем мужском начале, позитивной идее рационального духа, подчинившего себе природу и формирующего этот мир по своей воле, то есть мужское понимание власти. Опустошение нашей планеты и ужас массового индустриального убийства фашизмом – мы болезненно переживаем, куда может привести господство патриархального разума, холодной рациональности белого человека, противостоящего «дикой природе», «примитивным обществам» и женскому началу. Мы знаем, что этот разум, который делит, анализирует, расщепляет на классы и иерархии, расщепляет живое разнообразие и превращает его в мертвые предметы и сырье, является не вершиной человеческого культурного творчества, а его концом, не прогрессивным обществом, а его распадом.
Это наша утопия свободного общества, которое является антагонистом господства национальных государств, капитализма и промышленной эксплуатации; против изоляции и господства денег – наш демократический конфедерализм, объединяющий коммуны. Против их бескультурья, ассимиляции и геноцида против эксплуатации, разрушения и отчуждения – наша культура жизни, духа коммуны, наша всемирная партия, наши сторонники.
Речь идет о развитии демократической культуры, которая наполнит эти мысли жизнью. Потому что свободное общество — это не абстрактная идея, а наш конкретный образ жизни, способ ежедневного соединения с борьбой и утопией. Наша культура – это смысл, жизнь, творчество, осознание, сопереживание и понимание; это поиск, процесс действия, паузы, критика, преодоления. Наша культура — это самоорганизация, самозащита, общая борьба, ежедневное созидание-отвержение и творчество, социальная активность вне эксплуатации и мертвого труда. Ведущая сопротивление культура сегодня должна найти свое начало в радикальном отказе от капиталистического модернизма в сознании и воле, чтобы приспособить к ней нашу жизнь – отказ-и-созидание в единстве. Человеческое существо для нас – это не отдельный индивид и уж точно не одинокий человек. Мы знаем, что человек – это общество, общественная жизнь, организованная вокруг женщины, совесть и равенство, чувства и мышление, общий труд и борьба, достойная жизнь. Мы – дети материнской линии, культуры Богини-Матери, которая есть природа, которая есть общество, которая есть жизнь, которая есть единство – рост, окончание и становления, глубина, опыт и мудрость, желание, которое не исчезает. Эта культура-миф, это знание, и она на тысячи лет старше той системы, с которой мы сталкиваемся сейчас. Она столь же утопична, как сила нашего воображения, и столь же реальна, как сопротивление исторических обществ, ведьм, рабов, пророков, общественных движений всех времен, столь же решительна, как борьба трудящихся, столь же динамична, как в 1968 году, столь же глубока и благородна, как повстанцы где-то на юге Мексики, движимые любовью и гневом, как партизаны в свободных горах; столь же робка и ясна в своем значении, как робкий поиск иного мира.
Это правда, что мы находимся в состоянии войны, но не война побеждает нас. Мы проигрываем в жизни, если нам не удается развить культуру сопротивления и жизни, построенной на самоопределении. Точно так же, как партизан – это не только сила защиты территории или просто жизни; это защитник общества, носитель культуры свободной жизни, ответственности и смысла, энергии творчества. Это также причина, которая сделала EZLN (Сапатистскую армию национального освобождения) символом поиска другой жизни и вдохновила искателей свободы на каждом континенте. В день Нового года участники сопротивления EZLN отмечают 25-ю годовщину своего восстания достоинства. Их борьба и наша борьба – это единая, неделимая часть глобальной революции, которая в этом смысле является культурной революцией: борьбой за иной образ жизни.
Пришло время для нового союза. Их капиталистической современности, новой культуры дипломатии нужно противопоставить Интернационал надежды, который делает возможным демократическую эпоху, демократическую современность.
Багер Нуджиян
Декабрь 2018 года,
Районы обороны Мидия, Южный Курдистан