На книжную полку
В городе Амад (Диярбакыр), в столице северной части Курдистана, издательством J&J на курдском языке была издана книга Азиз э Джаво (Мамояна) «Эздианство: где надо искать правду о нем?»Несмотря на то, что сам автор данную книгу назвал научно-журналистским расследованием, она скорее является серьёзным научным исследованием, охватившем исторические события, начиная с древних времён до начала XX века. Этот научный труд посвящен вопросам искажённых представлений о древней религии курдского народа эздианства и этноконфессионального общества, образованного вокруг него. И на этой основе автор отмечает пути восстановления исторической правды. В ходе исследования параллельно освещаются некоторые неизвестные страницы древней истории курдского народа и его соседей со времён Мидийского царства. Анализ, проведённый в данной работе, во многом базируется на результатах исследований лингвистическо-этимологического характера.
… В книге с точки зрения истории рассматриваются возможные основы, предпосылки и причины возникновения искажённых представлений о курдском народе, начиная со времён их предков – древних мидян — до настоящего времени…
Те реальные факты и события, а так же искаженные представления о предках курдов – древних мидян и древней религии дозороастрийской религии курдского народа – эздианстве, рассмотренные в данной работе, представляют большой научный интерес. И, как отмечает сам автор, они и легли в основу исследования данной темы в качестве основного материала.
На основе сопоставлений и анализа исторических сведений, фактов, событий и искаженных представлений о них, в рамках имеющихся реалий того времени и с точки зрения исторического развития человеческого общества, автором была сделана попытка распознать и раскрыть основные стороны и особенности этой религии, её вероучения.
Как отмечает автор, цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть основные причины возникновения неверных представлений об этой религии в контексте древней истории курдского народа, который является прямым потомком древней цивилизации, начиная со времен Мидийского царства до сегодняшних эздиан. Основой для исследований стали имеющиеся исторические сведения и выявленные основные особенности эздианства и его вероучения.
И на этой платформе исторических доказательств автором были раскрыты причины появления неверно истолкованных представлений о древней религии курдского народа, которые легли в основу толкований иностранных исследователей (и не только их) и религиоведов об этой древней, экзотической и таинственной религии.
В данном исследовании автором были рассмотрены уникальные сведения из книги армянского священнослужителя и теолога начала ХХ века С. В. Тер-Манвеляна «Езиды-Курманжъ». Эта книга, с точки зрения своего богатого и разнообразного содержания и научного подхода изучения материалов автором, а также метода анализа, фактически дополняла исходную материальную базу данной работы. И для анализа, и разного рода комментариев в книге Азиз э Джаво были приведены некоторые выдержки из этой книги, которые стали дополнительным материалом для научных исследований, определений и критического анализа искаженных представлений, сформированные на основе всякого рода мифов-былин-небылиц в древнем мире.
В данной работе автором было дано научно обоснованное толкование о возникновений этих мифов, былин и небылиц, и образование всяких вздорных искаженных представлений, сформированных на их основе…
Параллельно автором были проанализированы сведения древних источников, главным образом, «Историй» Геродота, и армянского первоисточника «История Армении» Мовсеса Хоренаци. В ходе расследования были рассмотрены также ценные сведения, мнения и научные выводы известных авторов, таких, как: Абовяна Х. А., Вильчевского О. Л., Дьяконова И. М., Марра Н. Я, Махмудова Н. Х., Ментешашвили А. М., Минорского В. Ф., Пушкина А. С., Ричарда Фрай, Экрема Джамиля Паши, Эндрю Коллинза и других.
Автор свои исследования считает лишь первым шагом на пути настоящего изучения этой древней религии и её вероучения, в контексте исторического развития общества и общественно-политических и религиозных процессов сегодняшнего времени.
Сделанные в данной книге автором шаги в области всестороннего и комплексного рассмотрения особенностей религии эздианства, создают основы для ее дальнейшего изучения. А от исследования этой религии, по словам христианского теолога начала ХХ века С. В. Тер-Манвеляна, «…на самом деле, многое зависит, главным образом [развитие] науки и освещение истории религии».
В данной книге, как пишет сам автор, исследования были проведены, как в контексте исторического развития общественных процессов, так и с точки зрения аспектов общественного, культурного и религиозного характера развития этого этноконфессионального общества и того вероучения, на основе которого строилось оно. В ходе исследований были приведены не только анализы общественного, исторического, но и лингвистико-этимологического характера, благодаря чему были раскрыты многие причины появления искаженных представлений об эздианстве.
И такого рода комплексные анализы безрезультатно не прошли…
На основе результатов комплексных анализов, исторических материалов и сведений из вышеприведённых источников, а также на основе вероучения эздианства, которые сохранились в народе: в его устном творчестве, обычаях, обрядах и повседневной жизни, автор заключает, что:
— эздиане, как и весь курдский народ, являются прямыми потомками древних мидян; они сохранили древнюю религию своих предков – эздианство;
— название эздианской религии происходит от имени Бога Эзди//Эзда (Êzdî//Ezda), которое, в свою очередь, является производным словом от словосочетания yê ez dayî — мой творец// создатель (буквально: тот, кто меня создал); она является дозороастрийской религией курдского народа;
— а слово Езид//Yezid происходит от имени одного из халифов мусульманского мира – Езида бен — Муавия (Yezid ben — Muewiya ben- Ebu — Sifyan beni — Omeya), которого эздиане называют султаном Эзидом. И это никакого отношения не имеет к древней религии курдского народа эздианству.
— в истории эздианской религии различаются два периода: до и после Шейха Ади. Эта религия после реформ, связанных с именем Шейха Ади, уже является эздианством в исламском облике (то, что называют езидизмом), а до этих реформ было девственное, святое название эздианство;
— несмотря ни на что, многие эздиане, покинувшие свою родину ещё около двухсот пятидесяти лет назад, сохранили многие особенности и элементы настоящей эздианской религии;
— факты фальсификации исторических сведений и грязных технологий не только встречаются в новой и новейшей истории человечества. Они были и в древней истории. Искажение истории курдов-эздиан и их предков древних мидян только один из этих эпизодов…
— все искажённые представления об эздианах и их религии свое начало берут со времён существования древней Мидийской Империи;
— все вымышленные сведения и искажённые представления о предках курдов-эздиан во многом сыграли свою негативную роль в возникновении вздорных слухов об их древней религии. И эти слухи не только сыграли роковую роль в жизни курдского народа, но и, к сожалению, легли в основу «исследований» многих авторитетных учёных и писателей мирового уровня.
Автор считает, что данная работа является ещё одним шагом на пути всестороннего изучения эздианства, одной из загадочных и экзотических религий древнего мира, которая, несмотря ни на что, сохранила многие свои особенности до наших дней. Дальнейшее изучение основ вероучения и мировоззрения, на которых держится эта религия и этноконфессиональное общество, образованное вокруг неё, во многом даст возможности понять те исторические процессы и изменения, которые произошли после, так называемых, реформ, связанные с именем Шейха Ади в XII веке нашей эры.
Как считает автор, для полного и всестороннего исследования всех особенностей этого вероучения и этнорелигиозного общества, построенного на его основе, надо еще подвергать комплексному анализу материалы и результаты тех исследований, которые накопились к сегодняшнему дню. Кроме этого, нужно еще провести комплексный и разноплановый анализ существующих мнений, высказываний, видений и точек зрений, а так же отдельные исследования, которые создают научную базу для дальнейших исследований в этом направлении. Автор так же считает важным проведение исследования теологического характера, что бы раскрыть все особенности этой религии.
По мнению автора, для комплексного изучения и реконструирования всех особенностей этой древней религии и её вероучения, которые её отличают от традиционных религий, нужно объединить силы теологов и специалистов в области истории религии широкого профиля. А также нужны будут знания образованных священнослужителей, которые, хотя бы частично различают основы этой древней религии, сохранившейся в оболочке ислама от чуждых ей элементов других религий. «Первым шагом в этом направлении мог бы быть в области разработки плановой тематики для научных дискуссий и на этой основе проведение научных симпозиумов и конференций по данной теме», — заключает автор.
Данная книга, несмотря на свой научный характер, благодаря стилю изложения материала, будет доступна для понимания и рядовым читателям.
Книга состоит из 284 страниц, имеет резюме на английском языке и сопровождается большим количеством иллюстраций.
Вазире Кашахи, , обозреватель «Курдистан сегодня»