Неолитическая эпоха и курды

Неолитическая эпоха и курды

 

Своими корнями курдское общество уходит в историческое прошлое. Анализ неолитического общества и живших в ту эпоху прототипов курдского народа сыграет ключевую роль в освещении истории.

Нетрудно заметить, что и для современного курдского общества характерны особенности общества эпохи неолита.

Согласно предположениям археологии, этимологии и этнологии первые признаки развития неолитического общества отмечались приблизительно с 12 тысячилетия до н.э. на внутренней и внешней линиях Тавро-Загросской горной системы, на плоскогорье, в непосредственной близости от водных источников. Разнообразие и тесное сосуществование земледелия и скотоводства стало возможным благодаря приобщению человека к пахотной культуре и одомашниванию диких животных. Режим осадков на данной территории приближался по интенсивности к режиму регулярных поливов.

Здесь отмечалось обилие всех злаковых культур, разнообразие диких животных, как мелких, так и средних. Более того, являясь зоной пересечения трех материков на протяжении длительного ледникового периода, данный регион стал наиболее надежным объектом выбора человека, сформировавшегося как вид в Восточной Африке. Основополагающую роль гарантии нормального развития играл благоприятный климат. Есть свидетельства, что данный регион некогда был регионом развития и палеолита, и мезолита. Яркими следами жизнедеятельности народа являются, в частности, и орудия труда, и наскальные изображения эпохи мезолита.
Очевидно, что неолитическое общество сформировалось у подножий Тавро-Загросской горной системы после последнего ледникового периода, примерно в 11 тысячелетии до н.э., и стало своеобразной реакцией человека на жесткие условия засухи.

Результаты археологических раскопок, проводившихся в районах Чеме Халлан в Батмане, Чеме Котэ Бер в Эргани и многих курганах Урфы, свидетельствуют о том, что первые оседлые поселения появились здесь уже в 11 тысячелетии до н.э. Историки придерживаются единого мнения о том, что все величайшие исторические революции свершились именно благодаря переходу к оседлому образу жизни. Действительно, кочевые группы палеолита, численность которых не превышала 2 0—30 человек и которым не удалось оставить сколько-нибудь заметных следов в истории, не смогли сыграть серьезной роли в формировании исторических процессов. Производительность этих групп и их культура находились на низком уровне, и они не были способны каким-нибудь образом ускорить ход истории.

Переход к оседлому обществу, иначе именуемый революцией в области земледелия и животноводства, стал наиболее плодотворным периодом в плане максимального ускорения истории. Эту роль оседлое общество сыграло именно благодаря прекращению монотонного существования, длившегося на протяжении сотен тысяч лет. Это стало отправной точкой для серьезного скачка в развитии истории. К 6 тысячелетию до н.э. в регионе уже широко распространилась неолитическая культура. В связи с тем, что первые удачные образцы неолита были открыты археологами именно в районе поселения Тель-Халаф, сам период стали называть Телъ-Халафской культурой. Утвердившись на широком пространстве от Восточного Средиземноморья до Загроса, чаще именуемом Верхней Мессопотамией, вплоть до 4 тысячелетия до н.э. эта культура играла господствующую роль и была оригинальной в масштабе всего мира. История свидетельствует о том, что подобный прогресс в области технологии и знаний, длившийся и имение двух тысячелетий, начал распространяться в Европе лишь с XV I в. И достиг уровня, сопоставимого с оригиналом1. Становится ясно, что все фундаментальные шаги человечества и все его изобретения, создавшие цивилизацию, шншмлись благодаря утвердившейся в данном регионе культуре. Этот период можно также назвать первым золотым периодом истории.

С точки зрения протяженности и содержательности неолитическая эпоха является фундаментальной эпохой формирования духовного мира и мышления человечества.Ранние идеологические формы мышления, духовный подъем, накопление знаний и управление, социальное самопознание и приобщение с понятию о Боге достигли серьезного развития именно в этот период. Основные свои особенности идеологическая надстройка в истории человечества обрела именно в условиях неолита. Это равнозначно первым шагам и первым словам младенца, постигающего жизнь. Плодами упоминаемой эпохи являются такие серьезные материальные достижения, как создание домотканной одежды, освоение техники помола при помощи ручной мельницы и выпечки мебд, приготовление и хранение пищи в глиняных горшочках, строительство жилища из рубленого камня и кирпича.

Большинство ныне существующих растений и животных были впервые разведены именно в эпоху неолита. Топор ни обтесанного камня и малахита, мотыга, соха, колесо и повозка также были изобретены в эту эпоху. Неолит является не только эпохой роста, но и детства и подросткового периода человечества. В недрах неолита кроется источник неких фундаментальных религиозных и мифологических понятий.

Общество восприняло неолитический прогресс, способствовавший его отрыву от животного мира, как нечто исключительное и чудесное. Религия и мифы стали отражением этого грандиозного шага в истории человечества. Подобно тому как философское и научное объяснение фактов и явлений есть недоступная для форма мышления, так и для человека эпохи неолитиа характерно развитие только мифологического и религиозного мышления. Неолитическое общество было почвой для формирования религиозных верований и мифов. В предшествующих общественных формах такого рода идеологических воззрений не было. В донеолитический период можно было постигнуть разве что ограниченный круг понятий священного характера. Революция в земледелии и скотоводстве максимально способствовала развитию религиозных верований и мифов, послужив для них материальной базой.

Неолитическое общество достигло также развития политической мысли в зародышевой форме. Общество, включавшее в себя несколько родов, столкнулось с проблемой управления. Наиболее опытные и развитые представители рода вполне естественно становились лидерами. На этой же почве формировался институт шаманов и колдунов, происходила дифференциация политического и морального лидерства. Поскольку революционный переворот в области земледелия и скотоводства по преимуществу происходил вокруг женщины, на протяжении длительного периода господствовали особенности матриархального общества. Культ материнства стал продуктом этого периода. Роль мужчины в обществе была очень слабой и обезличенной, а женщина-мать играла определяющую и самобытную роль.

Моральный аспект этой ситуации стал основой культа богини, который, в свою очередь, является обобщенным выражением особенностей женщины, осуществившей победную неолитическую революцию. Отражение великих перемен в сфере мышления способствовало началу эпохи величия женщины. Творчество, знакомство с растениями и постижение навыков их выращивания, одомашнивание диких животных, производство глиняной утвари, ткачество, строительство жилья, воспитание детей, обработка земли при помощи мотыги и культивирование плодовых деревьев осуществлялись при непосредственном участии женщины. Богиня черпала свои силы в недрах этого матриархального общества. Наилучшее подтверждение статуса женщины в неолитическом обществе — сохранившиеся скульптурные изображения женщин. Актуализация роли мужчины происходила гораздо позднее, когда землю стали обрабатывать с помощью сохи, а охота, как и при кочевом обществе, имела достаточно серьезное значение. Культ мужчины в основе своей сформировался в 4 тысячелетии до н.э., а с развитием классового общества в Шумере преимущество полностью перешло к нему. Определяющую роль сыграло развитие производительной техники. В частности, актуализация роли мужчины в обществе была продиктована потребностью грубой силе при обращении с сохой и топором, а также вынужденной отдаленностью мужчины от домашнего очага.

Культура неолитического общества, оставившая неизгладимый след в истории нашла свое оригинальное выражение в этом регионе. От Восточного Средиземноморья до горной гряды Загрос, от пустынных регионов Северной Аравии до Анатолийского Тавра, в частности подножия гор, откуда берут начало и Тигр с Евфратом, и Зап, а также равнинная часть, находящаяся между ними, являются главными центрами формирования данного типа общества.

Свое историческое название — Плодородный (Золотой) Полумесяц регион получил именно в силу этих особенностей. В течение чуть ли не 10 тысячелетий человечество воспитывалось благодаря творческой роли региона. В каком- то смысле все это время данный регион руководил всем мировым сообществом. Доказано, что этот регион стал исходной точкой трех обширных культурных волн. Находки раннего неолита с опозданием чуть ли не в два тысячелетия дошли до центральных регионов Европы и Азии, а в 7 тысячелетии до н.э. дошли до Северной Африки. Эту истину подтверждает поразительное сходство орудий труда неолитического периода, найденных в этих регионах, с нео-литическими орудиями труда, обнаруженными в регионе Плодородного (Золотого) Полумесяца.

Вероятнее всего, распространение осуществлялось не с помощью физических сил, а в культурной форме. Что касается культуры Тель-Халаф, то с опозданием примерно в тысячу — две тысячи лет она распрастранилась на всем пространстве от Атлантического до Тихого океана. Третье крупное распространение связано с Шумерской цивилизацией, которая примерно во 2—1 тысячелетиях до н.э. смогла распространить свое влияние в этих регионах. Качественное сходство в культурных достижениях, обнаруженное благодаря археологическим раскопкам, подтверждает эту истину.

Культурное распространение не ограничивается одной лишь техникой материального производства. Доказано, что индоевропейская языковая группа формировлась в верховьях Тигра и Евфрата, где происходили великие революционные перемены. Эта важнейшая историческая традиция, которую также можно назвать арийской культурно-языковой группой, с 11 тысячелетия до н.э. начала формироваться в этом основном источнике, что подтверждается сопоставлением кронологических, этимологических и этнологических достижений. Многие слоеды оставшиеся от тех времен и поныне использующиеся в ряде курдских диалектов, свидетельствуют о том, что источник сформировался в этот период и в этом месте. Арийский язык и культура в основе своей являются плодом революции в сфере земледелия и скотоводства. Все участки распространения этой революции — это зоны распространения языков арийского происхождения. Исключение составляют носители языков семитской группы, имеющие кочевое происхождение, и носители языков финно-угорского и монгольского происхождения, формировавшихся в зоне ледникового охвата. Этническую базу первой языковой группы составили кочевники пустыни, а второй — жители ледниковых зон, опять-таки в большинстве своем кочевники. Находящаяся между ними арийская группа — центр наиболее распространенной творческой культуры.

Индоевропейская культурно-языковая традиция распространялась не на равнинные регионы Европы и России, не на юг, т.е. на Средний Восток, как это утверждалось, а напротив, как однозначно доказано, имело место распространение от Плодородной Долины в вышеуказанные регионы. Вследствие длительного распространения и утверждения на обширной территории индоевропейская культурно-языковая традиция оказалась раздробленной и разделенной на сотни местных диалектов, что должно восприниматься как естественный процесс. Но неоспоримо то, что корень и эпицентр революционного прогресса находятся именно в Верхнем Междуречье, а процесс формирования традиции начался примерно в 12 тысячелетии до н.э. Правильное осознание истории непосредственно связано со способами возникновения и распространения тех или иных исторических фактов и явлений. Неправильное осознание линии зарождения и развития истории как матери всех наук неизбежно станет причиной многочисленных серьезных методологических ошибок и неверного толкования ее содержания.

Таким образом, анализ неолитического общества имеет серьезное значение для истории не только курдского народа, но и для всего человечества. Верно, что родоначальниками письменной истории, т.е. истории как таковой, были шумеры. Сами шумеры получили все, что они имели, в верховьях междуречья Тигра и Евфрата. Вся производственная техника, все важнейшие понятия надстройки сформировались в этом регионе и перешли к шумерам. У науки достаточно доказательств неоспоримости этой истины. Что касается последовательного распространения шумеров из Верхней Месопотамии в Нижнюю, то этот исторический факт подтверждается документально. Стало быть, истинный источник истории, не имеющий своей письменной базы, — междуречье Тигра, Евфрата и Зап вместе с притоками, эпицентр неолитической революции. Этот регион плоскогорий и долин, находящийся на стыке горных и равнинных участков, будучи ареалом распространения дикой флоры и фауны, представлял собой наиболее благоприятную для земледелия и одомашнивания животных зону. Секрет этих равнин, долин и горных цепей заключается в их исторической созидательности.

Первое известное истории название этого региона и этнонима его народа (имущества) дали шумеры. Такой вывод можно сделать из письменных источников. Творцами неолита были не какие-то пришлые общества, а региональные группы, испокон веков являвшиеся создателями оседлой культуры в данном регионе. Эта культура обладает оригинальными особенностями. Все исторические данные свидетельствуют о том, что в 20 тысячелетии до н.э., в эпоху неолита палеолита, в 15— 11 тысячелетиях до н.э., охвативших всю эпоху метеолита, и в течение 11—3 тысячелетий до н.э., от неолита, последовавшего вслед за мезолитом, вплоть до Шумера, в этом регионе оседлая культура и родовое сообщество находились в процессе постоянного развития. Дальнейший путь развития от шумеров до наших дней можно проследить по более поздним историческим письменам. Тут мы столкнемся с истиной о том, что предки современных курдов во все эти времена были настоящими творцами культуры и языка региона. Все сообщества, жившие в данном регионе в дошумерский период, возможно назвать протокурдами.

Все исторические документы свидетельствуют о том, что сообщества, живущие в этом районе, во времена безжалостных нашествий извне спасались в лесах и горах. Даже ассирийские императоры, снискавшие дурную славу жестоких разорителей, во многих наскальных надписях и табличках, исполненных собственноручно, признавались, что неоднократные походы в этот регион не увенчались успехом. Это обстоятельство касается всех захватчиков, что подверждается документально. Характерным для силовой практики доисторических времен было то, что немногочисленные сообщества практически не отличались друг от друга, в большинстве своем они переходили к оседлому образу жизни, не были склонны к экспансии и не подвергались серьезной агрессии, способной вытеснить их с насиженных мест. То, что регион способствовал постоянному развитию и созиданию, благоприятствует сохранению оседлой культуры и великих революционных преобразований народа. Вполне очевидно что культурно-этническое сообщество, постоянно развивающееся и пребывающее в состоянии революционных преобразований, на этой почве обретет новые силы и пустит мощные корни. Это постоянство подтверждается археологическими данными. Диалектные различия характерны для всех языковых групп. У многих наблюдаются даже более глубокие диалектные различия в сравнении с курдскими диалектами. Достижением курдского народа и его языка можно считать сохранение близости диалектов на протяжении столь длительного периода и наперекор всем агрессивным выпадам.

Абдулла Оджалан

 

 

 

Короткая ссылка:: https://kurdish.ru/zYl7x

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях