Придется опустить перевод тех, частей интервью, где член Исполнительного Комитета Ассоциации обществ Курдистана Дуран Калкан дает оценку положению курдского лидера Абдуллы Оджалана, отсутствию информации о его судьбе, об акциях, проводимых курдскими патриотическими организациями и движениями в поддержку лидера.О положении прокурдской Демократической партии народов, депутаты и сторонники которой подвергаются преследованию. О расправе со стороны турецких властей, о фашистской политике, проводимой правящим в Турции тандемом ПСР-ПНД (Партия справедливости и развития Эрдогана и Партия националистического движения Бахчели). О продолжающихся разрушениях экологии Дерсима и затоплении Хасанкейфа. О работе над проведением курдского общенационального конгресса, который должен будет сформировать общекурдский наднациональный орган, представляющий интересы всех частей Курдистана и станет голосом курдов мира.
Возможно, кто-то считает, что Абдулла Оджалан не заслуживает нашего времени и внимания, чтобы внести лепту в его защиту. Что его нахождение в тюрьме — это его личная проблема, а не проблема национального характера. Что тяжелое положение курдов в Северном Курдистане — это тоже их проблема и остальных курдов не касается, так же как и положение курдов в Западном Курдистане. И при этом все продолжают твердить: «Где единство? Почему нет единства?» Взаимная помощь и поддержка являются залогом единства, а не ничем не подкрепленные лозунги, или еще хуже — распространение дезинформации, заброшенной в сеть как раз противниками курдского единства и Курдистана.
Важно взять на заметку, что под Курдистаном подразумевается территория площадью в 550 000 квадратных километров. Под официальным Южным Курдистаном – только 40 000 квадратных километров из фактических 80 000 квадратных километров (половина этой части нашей Родины объявлена спорной территорией, судьба которой должна быть решена в соответствии со ст. 140 Конституции Ирака).
Нельзя забывать, что, несмотря на то, что курды и Курдистан оказались поделенными между несколькими государствами и отброшены в своем развитии на многие годы назад, курдская проблема является единой, комплексной проблемой, и поэтому решать ее надо тоже сообща.
Для курда, не важно, какого он вероисповедания или политического предпочтения. Дифференцированное отношение окружающих, наподобие, «южные хорошие, северные плохие», «западные и южные хорошие, восточные и северные плохие», «сораны хорошие, курманджи плохие», «курманджи хорошие, гораны плохие», «езиды хорошие, мусульмане плохие», «алевиты хорошие, езиды плохие» и так далее, может и должно вызывать чувство личного оскорбления и желание сделать так, чтобы впредь никто не смел так относиться к 45-миллионному (может, больше) курдскому народу.
Итак, приведем перевод части интервью одного из руководителей РПК Дурана Калкана: «Запрещая культуру, язык, применяя гнет и насилие, уничтожая природу и условия для жизни, они (турецкие власти, — прим. пер.) хотят довести до конца физический и культурный геноцид.
Действия ПСР-НРП в Курдистане есть не что иное, как геноцид. Геноцид является преступлением против человечества. Фашистский режим ПСР-НРП на глазах у всех совершает самое тяжкое преступление против человечества. Те, кто его совершают, завтра предстанут перед судом и ответят за это. Никто не должен становиться соучастником этого преступления».
Дуран Калкан, обратив внимание на протесты, начавшиеся только после совершения турецкими властями массового истребления курдов в Джизре, Силопи, Ширнахе, Суре и других городах в 2015-2016 гг., заявил: «После того, как все разрушено и сожжено, простое осуждение уже не имеет никакого смысла, также как и не имеет какого-либо отношения к демократичности и свободолюбию. Все те, кто просто наблюдают за происходящим, становятся соучастниками преступления фашистов ПСР-НРП.
Очень важно, чтобы Демократическая партия народов подняла народы на борьбу против фашизма.
Мы хотим представить миру такую курдскую демократию, которая стала бы для всех образцом. Что касается Национального конгресса, то мы убеждены в следующем: мы хотим продемонстрировать силу своей демократической воли, способной стать для всех примером, поэтому считаем, что очень важно провести Национальный конгресс.
Мы позиционируем себя как демократическое движение и, беря за основу демократическое самоуправление, продолжим борьбу за демократический конфедерализм.
(Для того, чтобы понять что подразумевается под самоуправлением и конфедерализмом, необходимо почитать последние труды курдского лидера Абдуллы Оджалана. Одним из примеров претворения в жизнь модели демократического самоуправления являются кантоны Западного Курдистана и Федерации Северной Сирии: Африн, Шахба, Кобани, Гре-Спи, Камышло и Хасаке, в будущем возможно к ним присоединятся кантон Ракка, Идлиб и Северный Дейра эз-Зор, чуть больше, чуть меньше, это зависит от военно-политической ситуации. Речь пока не идет о демократическом конфедерализме, поскольку для этого необходимо объединение всех регионов (кантонов, провинций, парезгахов и останов), ныне расположенных на территории разных государств. Эта тема раскрыта в V томе собрания сочинений Абдуллы Оджалана.
Дискуссии о референдуме были вынесены на повестку дня в Южном Курдистане подобно пропаганде. Так было сделано, чтобы повлиять на некоторые круги и использовать эту пропаганду против них.
Кто принимал решение о проведении этого референдума? Отсутствуют как система, которая должна проводить референдум, так и демократические процедуры! Решение принято определенным руководством, но кто уполномочивает это руководство? В состоянии ли оно управлять системой, которая наделяет его полномочиями? Ничего из перечисленного нет.
Одобрено ли это курдским обществом? Одобрено ли политиками всех четырех частей Курдистана? Создан ли Национальный конгресс? Кто принимает решение относительно референдума?
Ответ: «Я буду делать», похож на узкую пропаганду. Право на свободу и независимость курдского народа обсуждению не подлежит. И решение по ним принимается не на референдумах. Это право является неотъемлемым правом курдского народа, и оно даже не может быть подвергнуто сомнению.
Этот народ обязательно обретет свою независимость, свою свободу. Он обретет необходимые знания, самоорганизуется, будет бороться любой ценой, даже если придется воевать еще сотни лет, но рано или поздно он победит! Вот каким движением является РПК. Вот лидером чего является Абдулла Оджалан.
Мы — движение, борющееся за свободу и независимость. Это основа нашего появления, сорок лет борьбы привели нас к сегодняшнему положению. Некоторые хотят разделить на части это огромное движение, бьющееся за свободу и независимость. Подобное отношение к нам является неправильным».
Итак, подчеркнем несколько важных моментов из интервью Дурана Калкана:
1) Дискуссии о проведении референдума превращены в инструмент борьбы против других партий (и это — критика). Обратите внимание: «дискуссии», а не сам референдум;
2) При принятии решения о проведении такого значимого для всего курдского народа события, необходимо заручиться поддержкой как можно большего количества курдов. Обсуждение этого вопроса с различными курдскими политическими партиями, в первую очередь, Южного Курдистана, потом, других частей Курдистана было бы не лишним, а нужным. Это событие общенационального значения;
3) Не нужно связывать стремление курдов к своей независимости с результатами референдума. Свобода и независимость – это неотъемлемое право курдов (подобно праву на жизнь, оно не выносится на голосование). Вопрос на историческую тему: США обрели свою независимость от Великобритании в результате референдума? Или, может быть, Индия и другие британские колонии проводили референдумы? Может, Израиль проводил референдум? Или Турция, Сирия, Иран и Ирак?
4) Курды обретут свою независимость любой ценой. Она достигается борьбой. И курды будут добиваться ее столько, сколько понадобится.
Если у кого-то, а больше всего присутствие Дурана Калкана в рядах РПК задевает Турцию, ведь она не может и не хочет позволить, чтобы этот человек стал героем для представителей некурдской национальности в Турции, например, для турок или же самих лазов. Ведь с укреплением курдов и лазов Анкара может лишиться не только границ с арабским миром, но и с Кавказом. Лазы являются северными соседями Курдистана и живут на территориях между Курдистаном и Черным морем, поворачивается язык очернять имя курдского героя, героя курдского народа, посвятившего всю свою жизнь Курдистану и прожившему его большую часть в горах Курдистана, воспитывая настоящих патриотов, которые показали свою отвагу и бесстрашие в боях при Шенгале, Махмуре, Кобани, Джизире, Суре, Ширнахе, Дерсиме, Киркуке и других городах Курдистана, и при этом Дуран Калкан по национальности не курд, он – лаз, один из самых преданных курдскому лидеру Абдулле Оджалану сподвижников, не бросивший и не предавший его в тяжелые годы для РПК и всего курдского национально — освободительного движения (2003-2004 гг.), то это говорит о наличии большой проблемы.
Не обращая внимание на тонкости информационной войны, человек преднамеренно или не намеренно становится на сторону антигероя. Представьте себе ситуацию, когда Эрдоган со всей его свитой с утра до вечера поливают обвинениями и обвиняют в терроризме Бахоза Эрдала, Дурана Калкана и других руководителей РПК. Когда то же самое делают «СМИ и патриоты», заявляющие о своей верности и любви к своему народу и Курдистану, на чьей стороне они оказываются? В такой ситуации все эмоции и неприязнь к идеям братства, социализму, гуманизму, равенству, демократии, правам женщин и прочим доктринам оставляются в стороне, а «своих» защищают.
Настоящие «курдские» СМИ не будут очернять Дурана Калкана, а наоборот, будут разоблачать миф распространяемый режимом противника.
На «той» стороне (на стороне турецкого и ему подобных режимов) не должно остаться ни одного курда, вот тогда вопрос об обретение независимости Курдистана будет решен гораздо легче.
Амед Алан, эксперт по Курдистану