В выходные в Джорджтаунском университете США прошел первый международный саммит «Беспилотники в мире».
Саммит организовали «Гильдия юристов университета», «Институт политических исследований», женская правозащитная и антивоенная организация Code Pink и журнал The Nation. Присутствовали делегации из Йемена и Пакистана, специалисты по применению БПЛА на границе с Мексикой. Основные темы: военное применение дронов, юридические аспекты использования БПЛА, применение беспилотников в США и распространение беспилотных машин по всему миру. За день до этого активисты из Code Pink устроили громкие демонстрации у Белого Дома, требуя прекратить использование «дронов-убийц».
Любопытно, что распространение дронов сильно беспокоит как правозащитников, так и их антагонистов — государственных служащих и военных. Первые говорят о правах человека и убеждают, что использование американцами ударных дронов создало прецедент и открыло ящик Пандоры, а вторые раздражены растущей конкуренцией и не хотят терять лидерство на растущем рынке и монополию на применение ударных БПЛА.
По данным американских разведывательных служб, к зиме 2012 года уже 76 стран мира использовали беспилотники. Китай мониторит с их помощью наркодилеров в Бирме и спорные острова, Турция следит за курдами на севере Ирака, Боливия ищет поля коки в Андах, Иран поставляет свои БПЛА в Сирию. Но удары с БПЛА наносят только США, Великобритания и Израиль. И им не хотелось бы, чтобы кто-то обладал таким же оружием.
Питер Сингер (Peter W. Singer), директор Центра безопасности и разведки XXI века из Brookings Institution, говорит сегодня уже о 87 странах, обладающих БПЛА, и утверждает, что 26 из них либо купили, либо близки к созданию собственных дронов на подобие MQ-1 Predator, способных наносить ракетные удары. Сколько именно стран обладают реальными ударными дронами, трудно сказать из-за секретности национальных программ, но, по мнению американских военных, до 15 стран (включая Иран, Китай и Россию) активно пытаются создать свой ударный дрон.
Помимо базового MQ-1 Predator большой популярностью на рынке сегодняшнего дня пользуется израильский IAI Heron. С 2001 по 2011 годы 41% всех дронов в международной торговле, по данным Stockholm International Peace Research Institute, были поставлены Израилем. Израиль продает свои БПЛА как минимум в 24 страны в мире, включая и США. Около 80% продукции компании Israel Aerospace Industries идет на экспорт. В этом году Frost&Sullivan опубликовала отчет об израильских БПЛА. С 2005 по 2012 гг. Израиль продал 49 иностранным покупателям дронов на сумму в 4,6 миллиардов долларов, а США — только на сумму от 2 до 3 миллиардов.
Но все же американцев больше всего беспокоят не конкуренты из Израиля, а беспилотники Китая, которые в ближайшем будущем ожидаются на рынке и могут быть проданы странам, не самым дружественным по отношению к США. На 2011 год, по данным министерства обороны Тайваня, только у ВВС Китая было 280 дронов. За эти годы, безусловно, количество китайских дронов лишь увеличилось. Как отмечает один из представителей компании FireEye, занимающейся кибербезопасностью, за последние два года китайские хакеры как минимум двадцать раз пытались атаковать американские компании, имеющие отношение к разработке БПЛА. Всего до 50 стран сегодня разрабатывают около 900 моделей БПЛА. Флот военных БПЛА США составляет около 7 500 машин, и из них — около 5 350 малых БПЛА RQ-11 Raven (на 2012 год).
Рынок военных дронов характеризуют несколько набирающих силу тенденций. Первая — это разработка БПЛА, которые могли бы оперировать не только в зонах без или со слабой ПВО, но и над территориями с современной противовоздушной обороной. Именно создание таких дронов является одной из главнейших задач для США. Вторая тенденция — работа над созданием боеприпасов малого размера для беспилотников. Сегодня в мире в силовых структурах разных стран работают около 20 000 дронов и только около 400 могут нести вооружения. Если удастся разработать мощные боеприпасы малого размера, то станет возможным, во-первых, вооружать значительно больший флот беспилотников, во-вторых, увеличить количество ракет на борту одного дрона, в-третьих, затруднить работу ПВО по малым целям. Третья глобальная тенденция — миниатюризация самих дронов.
Все это говорит о том, что ударные дроны станут более доступными, получат более широкое распространение, будут применяться все чаще и не только государственными ВВС, но и любыми другими организациями, в том числе — криминальными и террористическими, имеющими средства и навыки. Если на сегодня дронами уже убито около 5 000 человек в мире, то с широким распространением технологии можно ожидать роста и этой статистики.
Недавно Teal Group Corp. опубликовала уже свой десятый отчет о мировом рынке БПЛА. К 2023 году объем рынка увеличится с нынешних 5,2 миллиардов долларов до 11,6 миллиардов, а вложения в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы поднимутся с 1,9 до 4 миллиардов. США будут занимать 65% рынка НИОКР и 51% продаж. Впечатляют и вложения в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы над начинкой беспилотников. Речь идет в первую очередь о радарах, камерах датчиках, электронике и т.п. По прогнозам, в начинку в 2013 году вложено 2,3 миллиарда долларов, и эта сумма увеличится до 4,6 миллиардов к 2022 году. Ожидается, что в течение десяти лет в мире будет закуплено 22 010 мини-БПЛА, 2 259 малых тактических, 1 695 тактических, 828 средневысотных большой продолжительности полета, 436 морских, 105 высотных большой продолжительности полета и 87 ударных дронов.
В США растет и внутренний спрос на БПЛА. По данным организации «Фонд электронных рубежей», Бюро таможенной службы и пограничной охраны министерства внутренней безопасности США уже совершили более 500 вылетов БПЛА Predator (и не только в приграничных районах страны) в рамках оказания помощи различным силовым агентствам (полиции, ФБР, наркоконтролю и т.п.). Еще в апреле 2012 года «Фонд электронных рубежей» опубликовал список 60 государственных организаций, которые получили от Федерального управления по гражданской авиации США (FAA) разрешение на использование беспилотных летательных аппаратов. Также в прошлом году Конгресс США принял закон, обязующий FAA к сентябрю 2015 года внедрить повсеместную практику выдачи лицензий и создать работающую систему включения коммерческих БПЛА в воздушный трафик США. Речь даже идет о выдаче номерных знаков летающим дронам. Ожидается, что к 2020 году 15 000 дронов будут летать в воздушном пространстве США, а к 2030-му — все 30 000 машин.
Что касается ВВС США, то уже в 2010 году БПЛА составляли 41% от общего числа летательных аппаратов. По некоторым данным, в 2011 году обучение в ВВС прошли 300 операторов дронов и только 250 пилотов F-16, то есть с 2011 года ВВС США обучают больше операторов, чем пилотов F-16. Но на данный момент, согласно отчету Brookings Institution, в ВВС — чуть более 1 300 операторов БПЛА (8,5% от общего числа пилотов) и будет 1 750 к 2017 году.
В декабре 2012 года Джон Генри Хувен, сенатор от штата Северная Дакота, на специальном заседании в Сенате, посвященном растущей роли БПЛА в мире, заявил: «Наши военные используют БПЛА по всему миру. Мы лидируем в данной технологии. …Мы и впредь должны оставаться мировым лидером в авиационных технологиях — это важно для национальной безопасности, и это важно для создания новых рабочих мест. …Мы обязаны разработать технологию и системы для того, чтобы использовать БПЛА в воздушном пространстве нашей страны одновременно с коммерческой авиацией и авиацией общего назначения. Это жизненно важно для того, чтобы сохранить наше лидерство».
Илья Плеханов
inosmi.ru