Курдский национальный лидер Абдулла Оджалан неоднократно подчеркивал, что вооруженная борьба и силовой метод не являются основными способами решения курдской проблемы.
Абдулла Оджалан отмечал, что курдский народ был вынужден прибегнуть к вооруженной борьбе из-за отказа колониальных стран решить существующие проблемы демократическим путем и проведения ими политики непризнания и репрессий в отношении курдов.
Тем не менее, несмотря на давление, запреты и искусственно создаваемые препоны, курдские патриоты всегда стремились использовать возможности легальной политики — в частности, с 90-х годов прошлого века РПК предпринимала серьезные усилия для расширения существующих политических возможностей у курдского национально-освободительного движения.
Ответом Анкары стали репрессии в отношении популярных курдских политиков: депутаты от Партии демократии и труда Лейла Зана, Орхан Доган, Селим Садак и Хатип Диджла были брошены в тюрьму. Рамзи Картал, Зубейр Айдар, Низаметин Тогуч и Ал Егит, также избранные от ПДТ в Турецкий меджлис, вынуждены были эмигрировать в Западную Европу.
Несмотря на все вышеупомянутые трудности, сегодня мы видим, что результатом проведения легально курдской политики стало то, что представители курдских демократических кругов руководят работой почти ста городских мэрий. Десятки депутатов, представляя интересы своих избирателей-курдов, участвуют в политической деятельности на всей территории страны.
Все это неоспоримо доказывает, что основным методом борьбы курдского народа и РПК является именно демократическая политика. Даже в годы резкого ужесточения вооруженного противостояния представители курдского национально-освободительного движения продолжали искать возможности диалога с Турецким государством.
Первая попытка решения курдской проблемы мирным, демократическим путем с помощью диалога была предпринята 17 марта 1993 года, когда президентом Турецкой республики был Тургут Озал. Посредником между конфликтующими сторонами выступил лидер ПСК, нынешний президент Ирака Джаляль Талабани.
Несмотря на то, что обстоятельства способствовали усилению военных действий, курдский национальный лидер Абдулла Оджалан избрал политический путь решения курдской проблемы с помощью диалога сторон. Был объявлен односторонний мораторий на проведение военных операций.
Однако круги, заинтересованные в эскалации вооруженного конфликта, организовали убийство Тургута Озала. Диалог сторон, едва начавшись, был насильственно прерван.
Следующая попытка установления контакта с курдским национальным лидером Абдуллой Оджаланом была предпринята Наджметином Эрбаканом, занимавшим пост премьер-министра Турции. Представители Турецкого государства провели ряд встреч с руководителями РПК, причем Анкара настаивала на установлении перемирия. 1 июля 1998 года, в Международный день мира, в передаче телеканал «МЕД — ТВ» объявило об установлении моратория на проведение военных операций. Однако Н. Эрбакан также был отстранен от власти.
В 1999 году, в период бандитского захвата Абдуллы Оджалана премьер-министром Турции Бюлентом Эджевитом также были предприняты определенные шаги для развития диалога. Несмотря на крайне сложную, взрывоопасную ситуацию не только в Турции, но и во всем Ближневосточном регионе, курдский национальный лидер Абдулла Оджалан вновь принял решение согласиться с предложением Бюлента Эджевита и принял решение о выводе вооруженных формирований РПК за пределы Турецкой республики, однако вновь повторилась та же ситуация, что и 6 лет назад: премьер-министр Бюлент Эджевит заболел и скоропостижно скончался.
Как уже отмечалось, руководители Турецкой республики, стремившиеся к завершению конфликта и решению курдской проблемы политическим путем, были лишены возможности реализовать принятое ими решение.
В период нахождения у власти ПСР РПК объявила перемирие, продолжавшееся семь лет. Однако, несмотря на все усилия курдского национально-освободительного движения, выразившиеся, в частности, в беспрецедентно длительном сроке одностороннего моратория на проведение вооруженных операций, Анкара не предприняла ответных шагов в виде конкретных проектов и решений.
Установленное курдскими патриотами перемирие использовалось турецкими властями как возможность обмануть и отвлечь курдский народ от политической борьбы.
К 2006 году относится новая попытка проведения переговоров между РПК и ПСР, начавшихся в 2008 году в Осло и продолжавшихся три года переговоры между делегациями РПК и ПСР. Тем не менее, и этот период не привел к выработке позитивного решения. 2011 год был отмечен наиболее резким за последние годы усилением конфликта.
Откликаясь на призыв своего национального лидера, в апреле 2013 года РПК вновь объявила односторонний мораторий на проведение военных операций. 21 марта 2013 года, во время празднования Науроза, в Амеде, в присутствии миллионов людей, было зачитано обращение Абдуллы Оджалана: курдский национальный лидер заявил о начале нового этапа политической борьбы.
Вооруженные силы РПК вновь были выведены с территории Северного Курдистана и передислоцированы в Южный. Следует особо подчеркнуть, что история не знает столь масштабных односторонних действий и решений, направленных на установление мира. Фактически все мирные инициативы выдвигались и проводились лишь одной стороной, РПК, не встречая отклика у Анкары.
ПСР не оценила данного ей исторического шанса и доброй воли руководителей курдского национально-освободительного движения и стремилась использовать мирные инициативы РПК для победы на выборах. Продолжающиеся до настоящего времени диалог между курдским национальным лидером Абдуллой Оджаланом и представителем Турецкого государства так и не обрел статус переговоров. Из-за позиции ПСР ситуация зашла в тупик, приобретя критический и крайне опасный характер.
Включение РПК в список террористических организаций
Именно в тот период, когда РПК прилагала усилия для решения курдской проблемы мирным, демократическим путем, участвовала в диалоге с представителями Турецкого государства, в одностороннем порядке объявляла мораторий на проведение военных действий, Европейский союз признал РПК террористической организацией.
Это необоснованное и противоречащее здравому смыслу решение было принято вопреки тому, что РПК никогда не предпринимала никаких действий и актов насилия в отношении третьих стран, ограничиваясь защитой родного курдского народа от проводимой турецкими властями политики насилия, репрессий и геноцида.
Несмотря на то, что именно Европейский союз, ассоциированным членом которого является Турция, должен был предпринять усилия для решения курдской проблемы, Брюссель включил РПК в список террористических организаций и запретил проведение политической деятельности. Это несправедливое решение вызвало возмущение всего курдского народа, потребовавшего от ЕС исполнить свой долг и взять на себя решение национальных проблем Турецкого государства мирным, демократическим путем.
Однако ЕС не реагирует ни на репрессии и акты насилия Турецкого государства в отношении курдского народа, ни на многочисленные нарушения принятых в международном сообществе и Турцией правовых норм, ни на пытки и убийства курдских патриотов, ни на надругательства над телами погибших. Все это подтверждает пресловутую «двойную» политику и беспринципность Запада по отношению к курдской проблеме.
Сейчас уже ни у кого не возникает сомнения, что обвинение РПК в сепаратизме является несправедливым и надуманным, поскольку практически с момента своего образования РПК выдвигала лозунг «Единой демократической Родины», Отчизны курдов и турок. Вынужденная с оружием в руках защищать родной народ, Рабочая партия Курдистана всегда старалась соблюдать международные нормы и неоднократно освобождала взятых в плен турецких солдат.
Идеология РПК, основанная на идеях братства народов и демократизации Ближневосточного региона, позволила не допустить возникновения межнациональной розни и антитурецких настроений.
Продолжение следует