«Я не исключаю, что турки рады присутствию боевиков «Исламского государства» в районах, где живут курды», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД лидер Сирийского Курдистана, сопредседатель Национального координационного комитета сирийской оппозиции Салих Муслим Мухаммад. Так собеседник объясняет то, что Турция начала одновременную атаку на ИГ и курдских ополченцев, удерживающих север Сирии и Ирака.
Турция призвала к экстренной встрече Североатлантического совета – руководящего органа НАТО. Анкара сослалась на 4-ю статью учредительного документа альянса, Вашингтонского договора, которая призывает к экстренной встрече, когда «независимость и безопасность любого государства-члена находятся под угрозой».
Более того, Турция и США договорились о создании так называемой буферной зоны на севере Сирии, свободной от боевиков «Исламского государства». «Цель – создать свободную от ИГ зону и обеспечить больше безопасности и стабильности на протяжении границы Турции с Сирией», – заявил источник агентства France Presse.
Напомним, в пятницу ВВС Турции нанесли удары одновременно по позициям ИГ в Сирии и по курдским повстанцам в Ираке. Истребители взлетели с базы в провинции Диярбакыр. В ответ на это Рабочая партия Курдистана (военно-политическая группировка, базирующаяся на юго-востоке Турции и в Иракском Курдистане) заявила на своем сайте, что перемирие с Анкарой «утратило смысл». Протесты против атаки на позиции РПК переросли в беспорядки в нескольких турецких городах.
Как отмечают наблюдатели, Соединенные Штаты поддержали Турцию в ситуации, когда сирийские и иракские курды являются одними из главных сдерживающих сил в борьбе с террористами «Исламского государства».
Напомним, курдский вопрос вновь напомнил о себе после двух террористических актов, которые произошли в Турции. 26 июля в провинции Диярбакыр в результате взрыва заминированного автомобиля погибли двое военнослужащих турецкой армии. Эта провинция с одноименным городом является неофициальным центром Турецкого Курдистана.
По данным турецкой полиции и спецслужб, теракт был организован «Рабочей партией Курдистана». По данным некоторых СМИ, РПК взяла на себя ответственность за этот теракт.
Ранее, 20 июля, прогремел взрыв в южном городе Суруч, находящемся на границе с Сирией. В результате теракта погибли 32 человека. Жертвами теракта в основном оказались молодые курдские добровольцы, которые собирались поехать воевать против ИГ и защищать курдский город Кобани на севере Сирии. Курды в свою очередь обвиняют турецкие спецслужбы в том, что те стоят за терактом в городе Суруч. Возникло мнение, согласно которому Турция использует трагические инциденты, дабы решить свои старые проблемы с курдами (которые в свою очередь усилились после недавних выборов в парламент страны), а заодно и оккупировать часть севера Сирии. Во всяком случае, в курдском сообществе полагают, что реально бороться против боевиков «Исламского государства» Анкара не намерена.
В минувшие выходные по всей стране прошли массовые акции протеста после того, как полиция начала аресты предполагаемых террористов.
Турецкая полиция и спецслужбы арестовали около 800 человек по подозрению в связях с ИГ и «Курдской рабочей партией». Лозунги протестующих все те же: турецкое правительство под предлогом борьбы с ИГ расправляется с нелояльными ему курдами. Более того, как передает курдское информационное агентство Rudaw, многотысячные акции протеста против действий Турции состоялись в Париже и в других европейских городах.
Отметим, что канцлер Германии Ангела Меркель, «выразив солидарность и поддержку» борьбе Турции с терроризмом, указала Анкаре на необходимость диалога с курдским населением. Еще более определенно высказался сосед Турции Иран. Глава «Высшего совета по целесообразности», экс-президент исламской республики Али Рафсанджани заявил, что авиудары против РПК не принесут стабильности региону. Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган в ходе телефонного разговора по инициативе турецкой стороны подчеркнули, что для успешной борьбы с терроризмом необходима консолидация усилий всех заинтересованных государств.
О ситуации в одном из самых взрывоопасных регионов мира газета ВЗГЛЯД переговорила с лидером Сирийского Курдистана, председателем прокурдской сирийской партии «Демократический союз», сопредседателем Национального координационного комитета сирийской оппозиции Салихом Муслимом.
ВЗГЛЯД: Господин Муслим, утверждается, что Турция начала двойную военную операцию: с одной стороны – против «Исламского государства», с другой – против «Рабочей партии Курдистана». С чем связано такое решение турецких властей?
Салих Муслим Мухаммад: Речь идет о совершенно разных вещах. Первое – это соглашение о перемирии между Турцией и Рабочей партией Курдистана (РПК), которое действует с 2013 года. И сейчас Турция нарушила это перемирие, атаковав курдов, как в Турции, так и за ее пределами.
Второе – это «Исламское государство» (ИГ). Всем в регионе хорошо известны связи Турции и ИГ. Как вы знаете, курды нанесли серьезный удар по боевикам ИГ в Сирийском Курдистане, в окрестностях города Кобани. Я не исключаю того, что турки рады присутствию боевиков «Исламского государства» на севере Сирии, в районе, где живут курды. И их действия сегодня связаны с тем, что ИГ во многих районах Сирии потерпело поражение от курдских добровольцев.
Турецкие власти делают все, чтобы изменить демографическое положение на севере Сирии, на границе с Турцией. Турецкие планы направлены на то, чтобы курды, населяющие этот регион, уехали оттуда. Турция не должна вмешиваться во внутренние дела Сирии и в то, что происходит в Сирийском Курдистане. Это другая страна. Мы сами договоримся с арабами и придем к общему согласию без турок.
Итак, Турция имитирует свою борьбу с ИГ и пытается показать всему миру, что она борется против этой террористической группировки. На самом деле, это не имеет никакого отношения к действительности. Турция никак не борется против ИГ. Одновременно с этим Анкара пытается связать две вышеперечисленные мною вещи – курдов и ИГ – в одну историю. Это очень опасная игра со стороны турецких властей. Как вы знаете, они уже созвали экстренный саммит НАТО.
ВЗГЛЯД: Все же курдская сторона, а именно РПК, со своей стороны объявила об окончании перемирия с Турцией, действующего с 2013 года.
С.М.: Перемирие было нарушено Турцией. В 2013 году было согласовано большое количество вопросов перемирия между турецкой стороной и РПК. Более того, была даже организована встреча представителей турецкой власти и лидера Рабочей партии Курдистана Абдуллы Оджалана в тюрьме для согласования всех пунктов перемирия. Если Турция вернется к пунктам этого перемирия и будет продолжать его соблюдать и прекратит атаки на курдские населенные пункты, то мир восторжествует. Другого выхода нет. Но курды никогда не заявляли, что они выходят из соглашения о перемирии и что они начнут атаковать позиции турецких властей. Еще раз, перемирие было нарушено турецкой стороной.
ВЗГЛЯД: Премьер-министр Иракского Курдистана Нечирван Барзани призвал РПК «уменьшить противостояние с Турцией и возобновить мирный процесс». Можно ли говорить, что иракские курды не поддерживают действия турецких курдов?
С.М: Я слышал это заявление. Я думаю, есть необходимость порекомендовать турецкой стороне прекратить атаки по позициям курдов. Турция атакует курдов, а не наоборот. Я не знаю, может быть, та информация, которой он (Нечирван Барзани) владеет, неправильна. Курды не атакуют Турцию.
ВЗГЛЯД: А курды Турции, Ирака, Сирии едины в противодействии насилию против курдского населения?
С.М: Курды едины – может быть, большинство курдов едины. Они видят и прекрасно понимают, что происходит в регионе. Может быть, разные политические партии имеют разные цели и контакты. И в связи с этим их взгляды на разные вопросы несколько отличаются друг от друга. Но я уверен, что все курдские политические силы едины в том, что атаки против курдов, где бы они ни происходили, незаконны.
ВЗГЛЯД: Кто, по вашему мнению, стоит за недавними терактами на юго-востоке Турции?
С.М: Человек, который совершил теракт в Суруче, был членом ИГ, турком по национальности. Дело в том, что этого террориста турецкая полиция и спецслужбы арестовывали несколько раз и каждый раз его отпускали на свободу. Поэтому связь между ним и турецкими спецслужбами сейчас расследуется. Более того, он находился в связи с тем, кто совершил теракт в Диярбакыре.
В прошлом их обоих арестовывала турецкая полиция. Те, кто организовали теракт в Диярбакыре, не имеют отношения к РПК или к курдской партии «Демократическая партия народов». РПК и другие официальные курдские силы не взяли на себя ответственность за теракт 25 июля. Это была какая-то малоизвестная нам молодая организация, которая находится внутри Турции. Она не имеет отношения к официальным курдским партиям. По крайней мере, они не взяли на себя ответственность за эту атаку.
ВЗГЛЯД: Можно ли говорить, что сегодняшние трудности, назовем их так, между правительством Эрдогана и курдами связаны с усилением курдов на этих выборах, после победы на парламентских выборах прокурдской «Демократической партии народов»?
С.М: Дело в том, что сегодняшние турецкие власти мечтают о восстановлении Турции в качестве новой Османской Империи с Реджепом Эрдоганом в качестве султана. И эти мечты канули в Лету после последних выборов. Теперь партия Эрдогана не сможет единолично править Турцией без коалиции с другими политическими силами. И поражение ИГ в Сирийском Курдистане также усилило курдов. Эти достижения курдов и разозлили турецкое правительство.
Источник: ВЗГЛЯД