Как было объявлено несколько недель назад, Международный валютный фонд и правительство Аргентины пришли к соглашению об экстренной финансовой помощи.
Во время публичного визита в столицу США аргентинский министр финансов Николас Духовне рассказал о некоторых деталях того, что было предметом переговоров между двумя сторонами.
Так, сумма кредита, который первоначально должен был составить чуть более 30 миллиардовдолларов, достиг показателя в 50 миллиардов долларов. К этой цифре следует добавить $ 5 650 млн, которые добавят другие международные финансовые учреждения.
Эти огромные цифры могут быть действительно опасными: ожидается, что такой кредит может ввергнуть банковскую систему Аргентины в шок.
По словам министра, целями соглашения являются снижение инфляции, достижение финансового баланса и «преодоление кризиса». На протяжении 36 месяцев действия соглашения этот кредит будет использоваться для увеличения резервов Центрального банка и укрепления средств бюджета.
В обмен на кредит правительство Аргентины под руководством Макри дало обязательство сократить бюджетный дефицит страны на 19,3 миллиард долларов, в период, начиная с этого года и до 2021. Как и следовало ожидать, министр финансов не может объяснить, каким образом будет достигнута эта цель, хотя логично предположить, что это произойдет благодаря внедрению политики строгой экономии – идеи, которую так усиленно продвигает сам МВФ.
В попытке нивелировать социальный протест против соглашения, а также для того, чтобы предотвратить социальные выступления – такие, как те, которые уже происходили в стране в недалеком прошлом против аналогичной политики – в документ было включено исключение, которое гласит, что правительство Макри «может увеличить социальные расходы, если оно сочтет это необходимым».
Что касается условий погашения кредита, у Аргентины будет три года кредитного отпуска – это период, когда будут действовать согласованные обязательства. Затем южноамериканской стране придется выплатить МВФ 50 миллиардов долларов за 8 квартальных платежей, а также процентную ставку, которая может варьироваться от 1,9% до 4,96%.
Хотя условия переговоров с другими финансовыми учреждениями не были оглашены, можно предположить, что они будут того же характера, что и уже объявленные, учитывая, что эти учреждения содействуют, как МВФ, строгой неолиберальной политике.
Таким образом Всемирный банк внесет $ 1,7 миллиарда, Межамериканский банк развития $ 2,5 миллиарда, а банк развития Латинской Америки добавит еще $ 1,4 миллиарда к общей сумме.
Первая реакция на эту новость в Аргентине стала поводом для новой волны социальных протестов со стороны различных трудовых секторов и пенсионеров, которые уже зафиксировали снижение своейпокупательной способности из-за девальвации песо по отношению к доллару на 25% в течение только одного месяца. Они также считают, что сделка с МВФ грозит тем, что начнется новый период сокращения зарплат, пенсий и социальных расходов.
Иными словами политика жесткой экономии для обеспечения большей ликвидности в долларах проводится в пользу большого спекулятивного финансового капитала, как иностранного, так и внутреннего.
Рассматривая эту социальную проблему, необходимо отметить, что у Аргентины не было каких-либо долгов или отношений с МВФ за последние десять лет, с тех пор как тогдашний президент Нестор Киршнер решил, по примеру правительства Венесуэлы Уго Чавеса, заплатить часть долга в 10 миллиардов долларов этому финансовому учреждению, которое связало всю страну, и таким образом разорвать обязательства признавать его «рекомендации и рецепты».
Хотя этот тип соглашения часто упоминается как финансовое «спасение» Аргентины, с точки зрения подавляющего большинства населения правильнее было бы его назвать «захватом». Убытки, конечно же, понесут люди.
С другой стороны, мы должны отметить, что в других широтах, в других странах, сопоставимых с Аргентиной по своему уровню развития, в последние месяцы отмечались признаки экономического кризиса. Лучшим примером может быть Турция, хотя кризис здесь выражается по-своему.
Экономический кризис – это вопрос, который нужно внимательно изучать, особенно, когда различные экономисты и аналитики предупреждают о возможном новом международном финансовом сценарии подобно тому, который привел к большому кризиса 2007 года, и от которого многие страны едва оправились .