Израиль, не принявший новый план урегулирования в Сирии, согласованный руководителями США, России и Иордании и усиливающий здесь позиции его главного противника в регионе — Ирана, может попытаться сыграть в свою игру. Для этого у Тель-Авива достаточно и военных сил, и лоббистов в США. Об этом «Росбалту» заявил специалист по Ближнему Востоку Михаил Магид.
На усиление позиций сирийского президента Башара Асада и его союзников — Ирана и финансируемой им проиранской шиитской группировки «Хизбалла» на юге Сирии — «Израиль может отреагировать ударами своих ВВС по асадовско-иранским силам в Сирии и Ливане», считает специалист. Он отмечает, что 360 израильских самолетов F-15 и F-16 «способны превратить в пепел все иранские и асадовские колонны и базы на Юге Сирии».
«Если войска шиитов на земле будут уничтожены, то антиасадовские повстанцы смогут перейти в наступление», — говорит Магид. Он напоминает, что «такая тактика уже отрабатывалась во время наступления антиасадовских сил под Кунейтрой, где их прикрывала израильская авиация, наносившая удары по тяжелой технике Асада».
В то же время специалист сомневается, что «Израиль рискнет проводить такие акции в более крупных масштабах без согласования с США».
«В настоящий момент позиция американского президента Дональда Трампа состоит в том, чтобы сдать Сирию Москве и Тегерану, оставив за Америкой два курдских кантона на севере Сирии (Кобани и Джезира), и там же пару районов за Турцией. Возможно, один-два района останется в руках антиасадовской оппозиции, прежде всего Танф на Юге, где американцы и британцы создали свою военную базу», — отмечает эксперт.
По некоторым данным, считает Магид, Россия размещает свои войска на Юге Сирии, что станет дополнительной хоть и не стопроцентной защитой для Асада. По его мнению, «Израиль может позволить себе многое, а российские войска прикрывают лишь малую часть сил Асада и проиранских шиитов».
Впрочем, уверен специалист, «главная сила Израиля — не ВВС, а влияние произральского лобби в США, не говоря о том, что семья Трампа близка к семье израильского премьера Нетаньяху, в особенности зять Трампа, Джаред Кушнер и дочь американского президента Иванка (Яэль)». В то же время эксперт признает, что «мы не знаем, способен ли Израиль влиять на Трампа сейчас».
По мнению Магида, «главное это то, что время сейчас работает на Владимира Путина и иранцев, которые с каждым часом становятся сильнее в Сирии. Возможная переброска российских войск на Юг Сирии — часть этого процесса. Надо отдать должное игре Кремля — пока она выглядит довольно результативной».
Тем не менее, полагает эксперт, «главный куш в этой игре достанется Ирану».