Россия, Турция и ее бандитские группировки, Иран, сирийский режим, Хизбулла и бандиты Исламского государства (ИГ/ИГИЛ) сейчас сконцентрировались на площади 190 квадратных километров района Баба и каждый из них хочет захватить этот город и пожертвовать всеми жителями ради своих планов. Неужели мы станем свидетелями альянса между вчерашними врагами и сегодняшними друзьями? Неужели они действительно способны встать против ИГ?
Все они хотят, чтобы Баб перешел под их контроль. Ради этого они месяцами ведут подготовку, но так как никто из них не может достигнуть желаемой цели, то они разворачивают свои планы сражений на 180 градусов.
История Баба уходит вглубь веков, во времена Хиси, Митани и арамийцев. Раньше этот город носил название «Тима», что на курдском означает «жажда», потому что эта территория была пустынной и безводной. В своей книге «Муджам аль-Булдан» Йакут Хамви сказал о нем, что это «обширная земля, в которой человек исчезает», но потом изменил название на «Баб Базаа». Тем более, что главные ворота города назывались Базаа.
Баб находится в тридцати километрах от границ Турции. Ему принадлежат 157 деревень, 124 из которых являются курдскими. Таким образом, во всей области проживают 140 тысяч жителей: курды, арабы, туркмены, армяне и черкесы.
В 2014 году бандиты ИГ захватили этот город и присвоили ему статус экономической столицы. Все, что прибывало из Турции в этот город, распределялось потом по всем областям Сирии и Ирака. В то же время город Манбидж они превратили в некий центр подготовки боевиков.
Но когда 12 августа 2016 года Силы демократической Сирии (СДС) освободили Манбидж от ИГ, Турция не на шутку запаниковала и стала препятствовать объединению кантонов Кобани и Африна, и спустя 22 дня, 24 августа 2016 года, за несколько часов она захватывает Джараблус. С согласия России Турция расширяет свою зону влияния вплоть до окрестностей Баба. Она немедленно перебрасывает свое войско из Алеппо в сторону Баба. Отныне все ее планы тесно связаны с Бабом, и любой провал означал бы ее поражение в Сирии.
Турецкая армия вместе со своими бандитами два месяца назад окружили Баб, но дальше этого не смогли продвинуться ни на метр.
Как мы отметили выше, взятие Баба для Турции равнозначно захвату Сирии. Но проблема заключается в том, что Турция не должна допустить силы СДС в Африн и помешать федерализации северной Сирии. Третья причина, о которой до сих пор умалчивалось, является то, что Баб является вершиной треугольника, на которую Турция хочет забраться. То есть, если Турция возьмет Баб, то ей откроются дороги в Ракку, Манбидж и Ханасир. Причем, с взятием Ханасира Алеппо вновь попадает в руки Турции.
Эрдоган рассчитывал, что ему с легкостью удастся взять Баб. Но, видимо, не ожидал, что встретится с сопротивлением Отрядов народной самообороны Западного Курдистана (ОНСЗК) в Африне и Шахбе. Вот тут интересы двух союзников (ИГ — Турция) разошлись, так как это противоречит планам Турции.
Ситуацией немедленно воспользовался режим Сирии. Когда 30 декабря 2016 года Турция и Россия объявили о прекращении огня, а следом встретились в Астане, сирийская армия, при поддержке Ирана и России, взяла курс на Баб и сейчас находится в трех километрах от него.
Сирийский режим также рассчитывает на взятие Баба и дальнейшее продвижение в сторону северной Сирии. С другой стороны, он хочет обеспечить гарантированную защиту Алеппо. Таким образом, разрушает мечты турецких бандитов о возвращении в Алеппо и обеспечивает безопасность Идлиба.
Сейчас в Бабе на территории 190 квадратных километров, кроме ИГ, находятся еще две силы: Турция, со своими бандитами, и сирийский режим, со своими союзниками. И теперь Россия старается, чтобы между ними не произошли какие-либо столкновения. Как это ей удастся – непонятно?
Но вопрос в том, кто войдет в Баб? Сирийский режим или Турция? Или они совместно выступят против ИГ? Станет ли Баб полем битвы между сирийским режимом и турецкими бандитами и их союзниками, которые встретились 23 января в Астане? Возможно, мир скоро узнает об этом.
Вазир КАШАХИ, политический обозреватель «Курдистан сегодня»