Хатип Диджле, экс-депутат Турецкого меджлиса от Партии мира и демократии, вышедший на свободу 28 июня,
выступил перед журналистами в Амеде.
Выразив надежду на то, что Рамадан может стать реальной возможностью установления мира на Ближнем Востоке, Х. Диджле заявил:
— Я благодарю всех, кто сегодня, во второй день Рамадана, пришел сюда и находится с нами. Наша связь с родным народом и в дальнейшем останется неразрывной. Мы всегда превыше всего ставили честность, не обогащались и не шли ни на какие компромиссы.
С самого основания Турецкой Республики власти уничтожали курдских политиков — в отношении нашего народа осуществлялся геноцид. Все мы помним, что происходило с курдскими лидерами после восстания шейха Саида. Все это продолжалось и дальше, в 90-е годы: 17000 человек, погибших от рук неизвестных убийц, были общественными деятелями, уважаемыми и широко известными в курдском обществе.
Сегодня людей уничтожают различными способами. Если раньше предпочитали виселицу или пулю в голову, то теперь бросают в тюрьмы. Мы хотим, чтобы на Ближнем Востоке прекратились братоубийственные войны.
К миру призывают три великие религии, и мы можем добиться установления мира в Ближневосточном регионе с помощью наших собственных усилий. Существующие среди курдов разногласия должны быть урегулированы политическими методами. Необходимо как можно скорее, в ближайшее время созвать общенациональный конгресс. Наша историческая миссия – воссоединение, 800 лет назад осуществленное на Ближнем Востоке великим Салахаддином.
Отвечая на вопрос по поводу выборов 2011 года, когда было аннулировано избрание Х. Диджле депутатом, он заявил: «Это – несправедливость, совершенная по отношению к избирателям, и ПСР должна понести ответственность.”
Присутствующие в зале журналисты задали вопрос: «Когда к нам вернется Абдулла Оджалан?». Х. Диджле ответил: «Абдулла Оджалан является инициатором мирного процесса и может быть с нами на праздновании Навроза 2015 года. Я верю и надеюсь, что не ошибаюсь: наш национальный лидер хотел бы увидеть Турцию, где вышли на волю все узники тюрем, где те, кто вынужден был уйти в горы и с оружием в руках сражаться за свободу, получили возможность вернуться к мирной жизни и демократической политике, а конституция признает законные права курдского народа, — а затем приехать в Курдистан. Чем сплоченнее мы будем, чем больше и активнее будем работать, не жалея сил и не теряя надежды, тем скорее увидим среди нас нашего национального лидера. Архитектором мира