Главное правило ближневосточной политики: какова бы ни была ситуация, она всегда может стать еще хуже. Так можно ли что-то противопоставить военным и политическим успехам ИГ?
Когда-нибудь историки начнут вовсю обсуждать причины хаоса, охватившего сейчас большую часть Ближнего Востока. Они будут спрашивать, в какой степени это было неизбежное следствие глубоких недостатков, присущих многим обществам и политическим системам региона, а в какой степени следствие того, что другие страны за пределами региона предпочли сделать (или не сделать).
Нам же предстоит разбираться с реальными событиями и последствиями нынешних беспорядков в регионе. По каким бы причинам ни случились эти события на Ближнем Востоке, они уже случились, и это крайне неприятная ситуация.
Ставки в ней огромны. Сотни тысяч людей погибли, миллионы остались без крыши над головой. Цены на нефть снизились, но они не останутся на таком уровне, если в Саудовской Аравии начнутся теракты или нестабильность. Угроза для региона велика, и она растет, что угрожает людям во всем мире, так как экстремисты возвращаются домой, а другие, которые никогда еще не покидали родину, вдохновлены ими на ужасные поступки. И хотя Ближний Восток сталкивается со множеством угроз своей стабильности, ни одна не является такой огромной, опасной и актуальной, как «Исламское государство».
Те, кто не согласен называть «Исламское государство» государством, правы. Во многих отношениях ИГ представляет собой гибрид: отчасти это движение, отчасти онлайн-сеть, а отчасти организация. География тоже не играет здесь ключевой роли. Однако ИГИЛ контролирует определенную территорию, заявляет о наличии приблизительно 20 тыс. бойцов и подпитывается религиозной идеологией, имеет свою программу.
В конечном счете не так уж важно, как его называть – ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта»), ИГИШ («Исламское государство Ирака и Шама») или просто «Исламское государство». Гораздо важнее, как действовать в его отношении. Причем стратегия должна быть реалистичной. Уничтожить ИГ в обозримом будущем невозможно, но ослабить его – вполне.
Прежде всего необходимо сократить потоки денег в ИГИЛ. Снижение цен на нефть поможет этому, да и банки невозможно грабить до бесконечности. Но вымогательство продолжается, как и финансовая поддержка от частных лиц. Правительства и финансовые институты должны перекрыть такие потоки.
Еще важнее ограничить поток новобранцев. Другие государства могут сильнее усложнить выезд людей в Ирак и Сирию; например, пригодился бы общеевропейский список подлежащих контролю лиц. Но важнее всего, чтобы Турция решила перестать быть каналом такого трафика и проводила в жизнь резолюцию Совета Безопасности ООН №2178, которая призывает к усилению сотрудничества в борьбе с терроризмом.
Еще одним компонентом стратегии должно быть противостояние пропаганде ИГ. Это означает предание гласности страданий тех, кто живет при этом режиме. Это также означает, что нужно убедить мусульманских религиозных лидеров и ученых показать, что действия ИГ нелегитимны с точки зрения ислама.
Конечно, нужно бросить вызов ИГИЛ непосредственно в Ираке и Сирии. Есть свидетельства, что в Ираке его распространение приторможено; но растущая роль Ирана и поддерживаемого им шиитского ополчения практически гарантирует, что многие иракские сунниты будут сочувствовать ИГ или даже поддерживать ИГ, какими бы ни были их опасения на его счет. Вот почему другим странам нужно уделять больше внимания военной и политической поддержке курдских сил и суннитских племен.
Сирия – это гораздо более сложный случай, учитывая идущую там гражданскую войну и конкуренцию внешних сил за влияние в стране. Атаки с воздуха на силы ИГ необходимы, но недостаточны. Так как ИГ привязано к территории, нужны наземные операции, чтобы добиться прогресса; в конце концов, только сухопутные войска могут взять и удержать территорию.
Лучше всего было бы создать многонациональные силы, состоящие из солдат соседних стран, в частности Иордании. Соединенные Штаты и другие страны НАТО могли бы оказать помощь, но борьбу должны вести в основном другие сунниты региона. То, что происходит на Ближнем Востоке, – это столкновение внутри цивилизации. Дать возможность ИГ представить это как конфликт между цивилизациями, а себя как истинного защитника ислама – было бы серьезной стратегической ошибкой.
Умеренные сирийские оппозиционные силы и местные курды могут быть частью такой суннитской силы, но они не в состоянии заменить ее полностью. Если же такие силы не удастся сформировать, можно усилить воздушные атаки, чтобы хотя бы приостановить успехи ИГ и выиграть время для разработки альтернативных стратегий. Тогда ИГ будет в меньшей степени проблемой, которую нужно решать, и в большей степени ситуацией, которой нужно управлять.
Дипломатия не может сыграть значительную роль на этом этапе. Здесь невозможно навязать какое-то решение, учитывая разногласия между странами, у которых есть интересы в Сирии, а также силы ИГ и сирийского правительства. Что дипломатия может, так это ограничить, если не положить конец борьбе между сирийским правительством и его собственным народом, как ООН пытается сделать в Алеппо.
Возможно, самая большая опасность в 2015 году – расширение регионального кризиса до Саудовской Аравии и Иордании. Крайне важна разведывательная и военная поддержка обеих стран, как и дополнительная помощь Иордании с обустройством массового потока беженцев. В это время беспрецедентных потрясений на Ближнем Востоке по-прежнему действует одно из фундаментальных правил игры в регионе: какой бы плохой ни была ситуация, она всегда может стать еще хуже.
Ричард Хаас, президент Совета по международным отношениям