Кадры разрушений в Гарзане: кости рассыпаны по кладбищу

Кадры разрушений в Гарзане: кости рассыпаны по кладбищу

Кадры разрушений в Гарзане: кости рассыпаны по кладбищу

Кладбище Гарзан, расположенное между деревнями Олека-Джор и Олека-Джер в Битлисе, стало местом последнего упокоения 267 человек. В период с 8 по 17 декабря 2017 года здесь было уничтожено множество надгробий. Турецкие военные вошли на кладбище и вскрыли все могилы, пользуясь экскаваторами. Извлеченные человеческие кости укладывали в ящики.

После этого вандализм не прекратился. Были разрушены мечеть и другие здания, расположенные на территории кладбища. Когда об инциденте стало известно, семьям погибших, чьи могилы были уничтожены, сообщили, что останки были перевезены в Стамбул.

После этого в Гарзане построили военный пост на возвышенности над кладбищем, запретив доступ в эту местность на семь лет. Даже сегодня для посещения этого района требуется проверка личности. Прошло восемь лет и на сегодняшний день всё, что осталось от кладбища, – это груды грязи и битых камней. Сохранился только участок стены по периметру.

На фотографиях, которые мы сделали в этом районе, можно видеть остатки вскрытых могил. Они выглядят, как кочки хаотично рассыпанной земли. Из-за давнего запрета на посещения здесь не было проведено надлежащего расследования. Местные жители утверждают, что человеческие кости всё ещё остались в этой зоне, и призывают к тщательному расследованию и к тому, чтобы оскверненное кладбище не оставалось в заброшенном состоянии.

Восемь лет на кладбище не было доступа

За последние восемь лет останки только 24 из 267 усопших, вывезенных с кладбища и перевезенных в Стамбул, были возвращены их семьям. После того, как кости вывезли из Гарзана, некоторые семьи предоставили образцы ДНК для идентификации. Им пришлось ждать результатов в течение многих лет. За это время после экспертизы, проведенной Институтом судебной медицины, выяснилось, что останки были захоронены на кладбище Килиос, под тропинкой, разделяющей кладбищенские участки. Семьи, которым удалось найти место захоронения своих близких благодаря анализу ДНК, назвали ситуацию варварской. Местонахождение останков тех погибших, чья ДНК не совпала, до сих пор неизвестно.

Родственники продолжают бороться. Тем временем на кладбище, ранее закрытом для всех, сделали фотоснимки. Въезд на территорию был разрешен только после проверки личности, а бывшее место упокоения, у которого проходит дорога, было обнаружено в разрушенном и разоренном состоянии.

Жители деревни: возможно, там всё ещё можно найти человеческие кости

Кладбище стало неузнаваемым. Здесь остались обломки камней и рассыпанная земля. Очертания могил изменились, и их уже невозможно идентифицировать. От мечети и здания академии, когда-то находившихся на территории этого места упокоения, не осталось ничего. Единственным свидетельством того, что прежде здесь были могилы, служит полуразрушенная кладбищенская стена, которая едва сохранилась.

Из-за запрета все эти годы в Гарзане не проводилось никаких расследований, и со временем разрушения усиливались. Сельские жители, проживающие в этом районе, призывают провести детальное обследование кладбища. Некоторые пастухи утверждают, что находили человеческие кости неподалеку от закрытой зоны.

Жители с негодованием говорят, что оставлять кладбище в таком состоянии и препятствовать посещениям неэтично и противоречит любым принципам гуманности. Они призывают правозащитников и политиков приехать в Гарзан, чтобы увидеть всё своими глазами. Подчеркивая, что останки могут быть обнаружены при надлежащем расследовании, люди говорят: «В этих могилах всё ещё живет дух, и преступление против памяти, которое мы видели, не должно быть забыто».

Попытка стереть коллективную память

Семра Чаглар Гекалп, депутат из Битлиса и политик от Партии народного равенства и демократии (ПНРД), рассказала нам об этой проблеме, добавив, что ПНРД подала в парламент ходатайство о проведении расследования в Гарзане. Подчеркнув, что целью уничтожения могил было стирание коллективной памяти, она охарактеризовала инцидент как «систематическое отрицание народной памяти и права на скорбь, а также попытку попрать человеческое достоинство».

По словам депутата, вандализм на кладбище Гарзан не был уникальным инцидентом. Она сказала: «Это продолжение давней политики стирания памяти, направленной против курдского народа. Тот факт, что могилы Шейха Саида, Саида Рызы и Саида Курди сокрыты от наших глаз и нам неизвестны места их упокоения, а также вопиющий случай в Гарзане объясняются одним и тем же менталитетом».

Никакого расследования не проводилось

Семра Гекалп затронула и вопрос о военных ограничениях в регионе, заявив, что в течение последних десяти лет правда о кладбище намеренно скрывалась, когда ряд мест закрывали для посещений в таких районах, как Шейх-Кума.

Она отметила, что 1 мая представители ПНРД побывали на кладбище с делегацией, и рассказала об увиденном: «Всё так сильно изменилось, что мы едва смогли узнать это место. Теперь вид у кладбища абсолютно другой. Память была намеренно стерта. Даже небольшая мечеть на территории была снесена».

Политик добавила, что с 2017 года в этом районе не проводилось никаких расследований, делегациям не разрешался въезд в «зоны военной безопасности», а деревни, окружающие кладбище, вынуждены жить в постоянной блокаде.

Она заявила, что расследование нарушений прав человека в Гарзане послужит «жестом доброй воли» в борьбе с ошибками прошлого, которая необходима для установления справедливости в Турции. Депутат сказала: «Путь к справедливости и миру в обществе начинается с уважения к мертвым и примирения с прошлым».

Источник

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях