3 августа — годовщина геноцида езидов в Шангале (араб. Синджар, Ирак), учиненного террористами так называемого «Исламского государства» (ИГ). Ровно год тому назад в ночь с 2 по 3 августа военизированные формирования иракских курдов «пешмарга» численностью в 8.000 бойцов [1] были выведены по непонятным причинам из Шангала, после чего в регион ворвались джихадисты, устроившие беспрецедентную резню мирного населения. Фотографии и видеорепортажи из Шангала облетели все ведущие телеканалы мира и повергли в шок все человечество. Убитыми оказались свыше 10.000 человек, до 5.000 женщин и детей угнаны в рабство и около 400.000 езидов стали беженцами. Впервые за всю свою историю езиды покинули территории, на которых проживали испокон веков. И сейчас международное сообщество во главе с США вынуждено перегруппировать свои силы для борьбы с монстром в лице ИГ, которого они вырастили за последние годы.
В данной статье мы не стремимся описывать детали совершения геноцида езидов, а лишь рассмотрим события, предшествующие ему, ведь массовые убийства езидов и уничтожение духовного и культурного наследия ассирийцев в Ираке стали апогеем многолетней политики Эрбиля и Багдада по отношению к этническим и религиозным деноминациям в стране.
Город Шангал расположен в северо-западной части провинции Найнава, в 136 км от Мосула. В древности был самым восточным форпостом Римской империи. Центр одноименного округа, площадь которого составляет 1420 кв.км. Является оплотом езидского мира.
В саддамовские времена в регионе была развита аграрная экономика. Шангал являлся одной из житниц Ирака. Помимо пшеницы здесь выращивался ячмень, рис и табак. В селениях Айн аль-Газаль и Хаяли, относящихся к Шангалу, имеются крупнейшие месторождения нефти, а в шангальских горах – месторождения природного газа и тяжелых минералов [2].
До нашествия террористов ИГ в регионе проживало более 400.000 езидов. Численность населения самого районного центра, по данным переписи 2007 г., составляла 90. 692 чел., из которых 75. 077 являлись езидами, а остальные 15. 115 были арабами и туркменами [3].
В период с 1977-1987 гг. регион подвергся политики арабизации, проводимой режимом Саддама Хусейна. Жителей нескольких езидских селений собирали в резервациях, именуемых «муджамаа» [4]. Если, по переписи 1977 г., численность населения в Шангале составляла 100.511 человек, то в 1987 г. – 20.711 чел. Даже по окончании данной политики езидов продолжали угнетать [5].
В октябре 1994 г. режимом Саддама Хусейна было принято решение № 9420 об уничтожении двух деревень езидов Гамеш Тапа и Казана и передачи их имущества арабам. 10 сентября 2000 года центральные власти приняли постановление о выдачи арабам разрешений на владения домами в районах Махмура и Шангала, независимо от их места рождения. Таким образом, Багдад проводил целенаправленную политику по изменению демографической ситуации на исторических территориях езидов. Апогеем же всего этого стало решение о снесении 1200 езидских домов в селении Синуне (регион Шангала), принятое комитетом безопасности 22 октября 2001 г.
После падения режима Саддама Хусейна в 2003 г. Ирак впал в пучину многолетнего противоборства между шиитами и суннитами. В стране наблюдался рост религиозного фанатизма, что поддерживалось центральными властями и курдами. Так, в новой Конституции Ирака, которая была создана с подачи США, в статье 2 ислам объявляется государственной религией [6]. В свою очередь, иракские курды пошли дальше, объявив нормы шариата единственным источником законодательства Курдистана [7]. Напомним, согласно шариату, езиды не входят в категорию «народ книги» (ахл аль-китаб), признанных исламом религий, и считаются народом без книги, который должен быть обращен в ислам или же быть уничтоженным.
На этом фоне первым тревожным сигналом для них стал теракт 2007 г. в Шангале, унесший жизни более 500 человек [8]. По данным езидов, данный теракт был совершен курдскими спецслужбами при посредничестве губернатора Мосула Хосро Горана. После этого, в регион были введены курдские силы безопасности, которые якобы пытались защитить езидов от угрозы терроризма, а в действительности проводили откровенно шовинистическую политику по отношению к местному населению. Этот момент стал ключевым в истории езидов и, по сути, началом их конца. А Шангал де-факто перешел под контроль курдских властей.
Справедливости ради, следует отметить, что езиды возлагали большие надежды на иракский Курдистан, рассматривая его в качестве освободителя, но в действительности все вышло с точностью до наоборот. Саддама Хусейна сменил Масуд Барзани, БААС сменилась на ДПК, лозунги «езиды – это арабы» сменились на «езиды – это чистые курды», а политику арабизации сменила политика курдизации, принявшая уродливые формы. По данным доклада американской организации в сфере прав человека «Institute for International Law and Human Rights», езиды, не признающие себя курдами, подвергались систематическому насилию, дискриминации и арестам со стороны спецслужб иракского Курдистана [9].
Езидские территории, квалифицирующиеся иракской Конституцией как «спорные», стали ареной непрекращающейся борьбы между Эрбилем и Багдадом. Пытаясь избавиться от нелояльных езидов, иракские курды в лице Демократической партии Курдистана (ДПК) вооружились политикой Саддама Хусейна, которую тот использовал против них. Как сообщает Wikileaks, глава езидов Мир Тахсин-бег еще в 2008 г. предупреждал западных дипломатов о том, что езидское сообщество исчезнет под давлением ДПК. Тахсин-бег заявлял, что представители ДПК насильно отбирают земли и имущество езидов в Шейхане (араб. Айн-Сифни) и передают их курдам [10]. Езидский лидер полагал, что ДПК намеренно увеличивает долю курдского населения в этих областях, чтобы выиграть любой будущий референдум в провинции Найнава. Но, по мнению Мира Тахсин-бега, данная политика «приведет к исчезновению езидов» [11].
Слова езидского лидера оказались пророческими. Шейхан, в котором с незапамятных времен проживало езидское большинство и где началось распространение езидского вероучения, на сегодняшний день превратился в мусульманский регион.
Несмотря на то, что представители ДПК контролировали все важные посты в Шангале, в регионе царил высокий уровень бедности, вынуждавший езидов переезжать в Мосул в поисках лучшей доли, где они становились легкой добычей радикальных исламистов. Аграрный сектор Шангала был уничтожен, экономика разрушена, а решение проблем затягивалось курдскими чиновниками из-за отсутствия политической воли. Всякий раз, когда езиды пытались отстаивать свои права, руководство Курдистана в лице Масуда Барзани апеллировало тем фактом, что езидские территории являются «спорными» и они не подпадают под курдскую юрисдикцию. Однако это не мешало курдским партиям участвовать в местных выборах, контролировать ключевые посты в силовых структурах и органах местного самоуправления [12].
Исламизация курдского общества, проводимая активно правящим кланом Барзани, стала настоящей угрозой для езидов и христиан. Весьма показательным примером данного тезиса стал 2011 г., характеризующийся массовыми погромами в иракском Курдистане магазинов и массажных салонов, принадлежащих езидам и ассирийцам [13]. Кроме того, их представителям не суждено также занимать высокие посты в государственных структурах, поскольку присяга осуществляется на Коране, что немыслимо для них [14].
Искусственно созданная нищета в местах компактного проживания езидов стала одной из причин резкого роста количества самоубийств среди представителей езидской молодежи Ирака. Любая инициатива езидских общественных деятелей по улучшению ситуации в данном направлении пресекалась в корне, а инициаторы подвергались гонениям. Так, в конце 2012 г. в Шангале была организована конференция, посвященная искоренению причин самоубийств среди езидов. По окончании конференции езидские правозащитники были задержаны курдской спецслужбой «Асаиш», а некоторые из них подверглись насилию [15].
Вместо того чтобы обеспечивать безопасность в Шангале курдские спецслужбы сосредотачивались на подавлении любой езидской активности. А между тем регион становился мишенью атак террористов, которые чувствовали себя здесь довольно комфортно, не встречая противодействия со стороны курдских и центральных властей. Как сообщает езидский новостной портал ÊzîdîPress, после череды убийств езидов в мае 2014 г. премьер-министр иракского Курдистана Нечирван Барзани обещал создать езидскую военизированную группировку для защиты региона от террористов [16] , но дальше обещаний дело не пошло.
За несколько часов до наступления террористов курдские пешмарга получили приказ об отступлении из Шангала без предварительной эвакуации населения. Рядовые бойцы из числа езидов изъявили желание защищать регион и отказались подчиняться приказу, за что были застрелены на месте [17]. Каково же было удивление местных жителей, предполагающих, что пешмарга защищают их, когда к ним ночью в дома ворвались джихадисты, убивая всех подряд? Вдобавок, к террористам примкнули местные арабы и курды, которые стали соучастниками геноцида своих соседей. Как заявлял лидер езидского движения Хайдар Шашо, именно местные мусульмане демонстрировали особую брутальность по отношению к езидам, сжигая их заживо в печах [18]. После наступления бойцов сопротивления в декабре 2014 г. и освобождения селений, расположенных на севере Шангала, многие из бывших соседей езидов беспрепятственно мигрировали в иракский Курдистан, где их никто не преследовал за совершенные преступления. Однако преследованию со стороны курдских властей продолжали подвергаться езиды. В конце марта 2015 г. курдские спецслужбы силовым путем разогнали митинг езидов, требующих освобождения пленных езидок, признания геноцида и автономии в составе Ирака [19]. По иракскому Курдистану прошли массовые аресты езидских активистов, включая командира езидского сопротивления в Шангале Хайдара Шашо, которому был поставлен ультиматум о подчинении курдским властям, хотя езидское ополчение официально были признано Багдадом частью иракской армии [20]. На территории самого курдского региона под запрет попал езидский флаг.
Несмотря на заявления лидера иракских курдов Масуда Барзани о наказании ответственных за отступление бойцов пешмарга, все виновные даже спустя год находятся на свободе и продолжают занимать свои посты.
Таким образом, геноцид езидов, осуществленный террористами ИГ, не стал чем-то неожиданным. ИГ фактически сделало то, на что публично не решались Багдад и Эрбиль, но реализовывали иными методами на протяжении длительного времени. Проживая на богатых природными ресурсами территориях, езиды были препятствием для арабов и курдов. Последние, в свою очередь, принесли их в жертву своим национальным интересам. Именно после захвата Шангала террористами и учиненного ими геноцида мировое сообщество начало оказывать материальную и военную помощь властям иракского Курдистана.
В то время как Запад всячески стремится отстоять однополые браки, на грани исчезновения находятся древнейшие культуры и народы Ближнего Востока. До них нет дела абсолютно никому, что в очередной раз демонстрирует фиктивность международного права, которым так любят апеллировать мировые державы в угоду своим национальным интересам. Но это уже тема для отдельного исследования.
Источник: ИА REGNUM, Рустам Рзгоян
Ссылки:
[1] Об этом говорится в интервью, который дал генерал курдской армии Касым Шашо агентству «Rudaw»: http://rudaw.net/arabic/onair/tv/episodes/episode/hevpeivin19092014
[2] Доклад министерства иностранных дел иракского Курдистана «об административных изменениях в Киркуке и на спорных территориях», стр. 42: http://perleman.org/files/articles/130 508 111 135.pdf
[3] Там же. В докладе говорится о курдах, хотя общеизвестно, что именно езиды составляют большинство на данных территориях. Это связано с тем, что в иракском Курдистане на самом высоком уровне отрицается идентичность езидов. Согласно нормативно-правовым актам Курдистана, этносами официально признаются курды, арабы, ассирийцы и армяне
[4] Д. Пирбари, Р. Рзгоян «К вопросу об идентичности езидов»: http://www.gumilev-center.ru/k-voprosu-ob-identichnosti-ezidov/. Статья также опубликована в Кавказском этнологическом сборнике Тбилисского государственного университета.
[5] Доклад министерства иностранных дел иракского Курдистана «об административных изменениях в Киркуке и на спорных территориях», стр. 42: http://perleman.org/files/articles/130 508 111 135.pdf
[6] Конституция Ирака: http://worldconstitutions.ru/?p=338
[7] Об этом говорится в стать 6 проекта Конституции иракского Курдистана
[8] «Теракты в отношении езидов — целенаправленная акция правительств Ирака и Курдистана: Всемирный союз езидов»: http://www.regnum.ru/news/873 425.html
[9] «Iraq’s Minorities and Other Vulnerable Groups: Legal Framework, Documentation and Human Rights»: http://lawandhumanrights.org/documents/MinorityHB_EN.pdf
[10] «KRG DIVIDED: SPECIAL ADVISOR KRAJESKI DISCUSSES CORRUPTION, MEDIA FREEDOM, AND MINORITY ISSUES WITH KURDISH AND YEZIDI LEADERS, PART I»: https://wikileaks.org/plusd/cables/08BAGHDAD3776_a.html
[11] Там же.
[12] Езидский командир Хайдар Шешо рассказал о ситуации в Шангале: http://ezidipress.com/ru/?p=2721
[13] Видео погромов магазинов и массажных салонов, принадлежащих езидам и христианам: https://www.youtube.com/watch?t=159&v=eQKoWlaPam8
[14] «Езиды Ирака: эта страна не является нашим домом»: http://ezidipress.com/ru/?p=3744
[15] «Iraq’s Minorities and Other Vulnerable Groups: Legal Framework, Documentation and Human Rights»: http://lawandhumanrights.org/documents/MinorityHB_EN.pdf
[16] «В Шангале будут размещены 600 солдат пешмарга»: http://ezidipress.com/ru/?p=935
[17] Amy L. Beam, Genocide: 10 Reasons Why Ezidis Refuse to Return to Shingal http://kurdistantribune.com/2014/genocide-10-reasons-why-ezidis-refuse-return-shingal/
[18] Пресс-конференция Хайдара Шашо в Ольденбурге: http://www.youtube.com/watch?v=9b05R9VxQ1o; http://www.youtube.com/watch?v=qWo6ns5BEeg;
http://www.youtube.com/watch?v=GLrWRdKdCCY;
http://www.youtube.com/watch?v=XuH01nyORRk
[19] В результате силового разгона митинга несколько десятков езидов получили ранения: http://ezidipress.com/ru/?p=3291
[20] Репортаж «Euronews»: «Ирак: «Исламское государство» отпустило на свободу 200 езидов»: http://www.youtube.com/watch?v=RlcVFCCwWrI
Подробности: http://regnum.ru/news/polit/1948259.html