Дорогие читатели, мы представляем вашему вниманию интервью с сопредседателем Партии свободной жизни Курдистана (ПСЖК) Эмиром Керими, которое освещает ключевые вопросы, касающиеся борьбы курдского народа, политической ситуации в регионе и стратегии Партии свободной жизни Курдистана в поисках мира и справедливости.
— Уважаемый г-н Керими, в последние годы мы наблюдаем ухудшение ситуации в ближневосточном регионе, в частности, в связи с обострением отношений между Ираном и Израилем, вылившимся в двенадцатидневную войну с участием США. Как вы оцениваете этот конфликт?
— Это столкновение – не просто конфронтация между Ираном и его внешними противниками – Израилем и США, это прежде всего война за гегемонию и влияние в регионе. Иран, с момента Исламской революции 1979 года и становления идеологическим государством, активно работает над расширением своего влияния, вплоть до берегов Средиземного моря. С помощью своих идеологических единомышленников и сторонников из числа шиитов он стремится создать систему военных и политических альянсов, которая охватывала весь Ближний Восток.
Причина образовавшихся противоречий кроется в региональной политике Ирана, которая идет в разрез с позицией международных акторов, которые сто лет назад, по итогам Первой мировой войны разделили регион, создав множество национальных государств. Все эти государства были признаны и включены в систему международных отношений. Курды были оставлены за её пределами.
— Вы упомянули, что разделы, произошедшие после Первой мировой войны, оставили курдов без земли. Как вы оцениваете исторический контекст этих разделов, включая соглашение Сайкса-Пико и Лозаннский «мирный» договор?
— Эти договоренности сыграли трагическую роль в судьбе курдского народа. Соглашение Сайкса-Пико заложило основу для разделения курдов, а Лозаннский договор закрепило бесправное положение курдов, приведя к тому, что территория Курдистана фактически оказалась в составе четырех государств: Турции, Сирии, Ирака и Ирана. Курды стали самыми бесправными гражданами четырех стран и на протяжении ста лет подвергались ассимиляции, угнетению, насилию и физическому уничтожению. Курдская идентичность и культура оказались под угрозой исчезновения.
С глобализацией капиталистической системы прежние национальные государства и закрытые режимы стали не только помехой для свободного перемещения капитала и технологий, но и угрозой. С точки зрения международных акторов преобразование Ближнего Востока обрело неизбежный характер, для этого нужно было положить конец выше указанным международным соглашениям и всему тому, что ими было порождено.
Сейчас выработана новая договоренность, получившая название «Соглашение Авраама» — договор о нормализации отношений между Израилем и рядом арабских государство, в частности, стран Персидского залива. Это соглашение нацелено на то, чтобы сделать Израиль основной силой ближневосточного региона, а арабские страны – его партнерами.
— Вы упомянули «Соглашение Авраама», которое меняет расстановку сил на Ближнем Востоке. Как вы думаете, какое влияние это соглашение окажет на будущее курдского народа?
— Соглашение Сайкса-Пико по сути было направлено на создание на Ближнем Востоке системы, опирающейся на два государства – Турцию и Иран, однако приходящая ему на смену «Соглашение Авраама», подписанное между Израилем и рядом арабских государств, полностью меняет политическую картину на Ближнем Востоке: Израиль становится ключевым игроком в регионе, а арабские страны Персидского залива становятся его союзниками. Энергетический потенциал региона огромен и представляет чрезмерную важность для капиталистической системы, поэтому новая система отношений подразумевает экономическое, политическое и энергетическое сотрудничество между участниками «Соглашения Авраама».
Цель соглашения – ограничить влияние Китая. Экономическая экспансия КНР и стремление контролировать мировой капитал вызывают серьезную обеспокоенность, поэтому «Соглашения Авраама», призвано отсеч от маршрутов поставки энергетических ресурсов такие страны, как Турция, Иран и Китай. Проект энергетического коридора из Индии в Европу через арабские страны и Израиль является одним из инструментов достижения этой цели.
«Соглашения Авраама» не предполагает включение в него Турцию и Иран, а это в случае его реализации, сильно ослабит геостратегическое значение обоих государств. Иран сопротивляется и в противовес пытается сохранить свое влияние, но пока ситуация выглядит не самым лучшим образом. Важнее всего ответить на вопрос, а что это противостояние даёт курдами?
Некоторые недооценивают происходящее и считают, что война между Израилем и Ираном приведет к тому, что курды останутся в выигрыше. Не всё так просто. На наш взгляд у международных сил нет планов на раздробление Ирана, скорее они ограничатся сменой режима, поскольку не видят другой альтернативы. Эта не война, где кто-то решит за курдов их проблемы и предоставит им их права и свободы. Война наносит большой урон населению, его укладу жизни, экономике, инфраструктуре, совершаются ужасные вещи. Возможно, в этой войне будет нанесен тяжелый удар по режиму, он будет ослаблен, а народ решит, что «счастлив», но этим всё не закончится.
— ПСЖК активно борется за права курдского народа. В чем заключается ваша основная цель и как вы видите будущее курдов в Иране?
— Партия свободной жизни Курдистана (ПСЖК) борется за свободу и права курдского народа. Мы не стремимся к насилию или войне, наша цель — создать демократическую систему, в которой курды и другие народы смогут жить в мире, в рамках демократической конфедерации. Мы стремимся к независимости, но в рамках демократии, где каждый народ будет иметь право на самоуправление, сохранение своей культуры и традиций.
Есть много сил, ожидающих образования политического вакуума, чтобы заполнить его собой, некоторые из них даже угрожают курдскому народу. Сейчас в Иране существуют радикальные исламские группировки, опирающиеся на внешние силы, есть и такие, за которыми стоят сами иранские власти.
Что касается Ирана, то мы не уверены в трансформации страны в результате свержения режима. Необходимо продолжать борьбу за демократию внутри Ирана. У курдов есть горький исторический опыт – Исламская революция 1979 года. Поддержав свержение шаха, курды рассчитывали, что Хомейни, заявлявший о равенстве народов и правах курдов, придя к власти сдержит свое слово, однако вместо этого курды столкнулись с жестокими репрессиями. Новая иранская власть не принесла изменений, о которых мечтали курды. Поэтому нам важно, чтобы демократическая сила пришла изнутри, и чтобы Иран был готов к реформам, которые обеспечат права всех народов, включая курдов.
— В вашем интервью вы часто упоминаете Абдуллу Оджалана, чьи идеи легли в основу философии вашей партии. Каковы ключевые моменты его философии, и как они помогают в борьбе за права курдов?
— Абдулла Оджалан сыграл решающую роль в формировании нашей политической философии. Его идеи о демократической конфедерации и демократическом нации помогают нам бороться за свободу и права курдского народа. Оджалан утверждает, что для курдов важен не просто политический успех, но и создание нового общества, основанного на демократии, равенстве и уважении прав каждого народа.
Его философия включает в себя важность участия женщин в политической жизни и их равенство. Лозунг «Женщина, Жизнь, Свобода», который был вдохновлен философией Оджалана, стал основой для революции, которая объединила не только курдов, но и другие народы. Мы считаем, что движение, основанное на этих принципах, может стать основой для изменений в Иране и на Ближнем Востоке.
— Какую роль Россия играет в поддержке курдского народа и демократических изменений в Иране?
— Россия играет важную роль в решении вопросов, связанных с курдским народом и демократическими процессами в Иране. Россия, как федеративное государство, имеет уникальный опыт работы с различными народами и культурами. Мы надеемся, что Россия будет использовать этот опыт для того, чтобы убедить Иран и другие государства признать права курдов и других народов.
Россия может предложить свою модель демократических изменений Ирану, особенно в контексте защиты прав меньшинств и признания прав народов. Мы считаем, что Россия должна помочь Ирану найти путь к демократическим реформам, которые обеспечат мир и стабильность в регионе.
— Как вы видите будущее курдского народа, учитывая текущие геополитические изменения и вызовы?
— Мы видим будущее курдского народа как часть более широкой борьбы за демократию, свободу и равенство. Мы продолжим бороться за свои права и за признание нашей культуры, но мы также надеемся, что через создание демократической конфедерации, в которой курды будут жить в мире с другими народами, мы сможем достичь мира и стабильности. Этот путь не будет легким, но мы верим в нашу силу и будем продолжать борьбу, следуя идеям Абдуллы Оджалана и философии демократической конфедерации.
Мы призываем к активной поддержке курдского народа со стороны других стран, в том числе России, и надеемся, что международная дипломатия сыграет свою роль в поддержке наших усилий. Мы верим, что через солидарность и единство всех народов, поддерживающих демократические ценности, мы сможем достичь справедливости и мира для курдов и всех народов региона.
— Что бы Вам в завершении хотелось бы сказать нашим читателям?
— Мы выражаем нашу признательность и уважение всем курдам, проживающим в Российской Федерации, на Кавказе и в Центральной Азии. От имени всех наших союзников и друзей, передаем свои приветствия и уважение курдскому народу, который продолжает свою борьбу за справедливость и независимость, несмотря на все трудности.
Также хочу передать наши искренние приветствия и уважение всем народам России и постсоветского пространства, гражданам, поддерживающим курдский народ и стремящихся к успеху нашего общего дела. Ваши усилия и солидарность имеют огромное значение для достижения мира и справедливости.
Вазир Кашахи,
корреспондент информационного агентства
«Курдистан сегодня»