Эмир Керими: Мы стремимся к миру и справедливости для курдов через демократическую конфедерацию

Эмир Керими: Мы стремимся к миру и справедливости для курдов через демократическую конфедерацию

Дорогие читатели, мы представляем вашему вниманию интервью с сопредседателем Партии свободной жизни Курдистана (ПСЖК) Эмиром Керими, которое освещает ключевые вопросы, касающиеся борьбы курдского народа, политической ситуации в регионе и стратегии Партии свободной жизни Курдистана в поисках мира и справедливости.

Уважаемый г-н Керими, в последние годы мы наблюдаем ухудшение ситуации в ближневосточном регионе, в частности, в связи с обострением отношений между Ираном и Израилем, вылившимся в двенадцатидневную войну с участием США. Как вы оцениваете этот конфликт?

Это столкновение – не просто конфронтация между Ираном и его внешними противниками – Израилем и США, это прежде всего война за гегемонию и влияние в регионе. Иран, с момента Исламской революции 1979 года и становления идеологическим государством, активно работает над расширением своего влияния, вплоть до берегов Средиземного моря. С помощью своих идеологических единомышленников и сторонников из числа шиитов он стремится создать систему военных и политических альянсов, которая охватывала весь Ближний Восток.

Причина образовавшихся противоречий кроется в региональной политике Ирана, которая идет в разрез с позицией международных акторов, которые сто лет назад, по итогам Первой мировой войны разделили регион, создав множество национальных государств. Все эти государства были признаны и включены в систему международных отношений. Курды были оставлены за её пределами.

Вы упомянули, что разделы, произошедшие после Первой мировой войны, оставили курдов без земли. Как вы оцениваете исторический контекст этих разделов, включая соглашение Сайкса-Пико и Лозаннский «мирный» договор?

Эти договоренности сыграли трагическую роль в судьбе курдского народа. Соглашение Сайкса-Пико заложило основу для разделения курдов, а Лозаннский договор закрепило бесправное положение курдов, приведя к тому, что территория Курдистана фактически оказалась в составе четырех государств: Турции, Сирии, Ирака и Ирана. Курды стали самыми бесправными гражданами четырех стран и на протяжении ста лет подвергались ассимиляции, угнетению, насилию и физическому уничтожению. Курдская идентичность и культура оказались под угрозой исчезновения.

С глобализацией капиталистической системы прежние национальные государства и закрытые режимы стали не только помехой для свободного перемещения капитала и технологий, но и угрозой. С точки зрения международных акторов преобразование Ближнего Востока обрело неизбежный характер, для этого нужно было положить конец выше указанным международным соглашениям и всему тому, что ими было порождено.

Сейчас выработана новая договоренность, получившая название «Соглашение Авраама» — договор о нормализации отношений между Израилем и рядом арабских государство, в частности, стран Персидского залива. Это соглашение нацелено на то, чтобы сделать Израиль основной силой ближневосточного региона, а арабские страны – его партнерами.

Вы упомянули «Соглашение Авраама», которое меняет расстановку сил на Ближнем Востоке. Как вы думаете, какое влияние это соглашение окажет на будущее курдского народа?

Соглашение Сайкса-Пико по сути было направлено на создание на Ближнем Востоке системы, опирающейся на два государства – Турцию и Иран, однако приходящая ему на смену «Соглашение Авраама», подписанное между Израилем и рядом арабских государств, полностью меняет политическую картину на Ближнем Востоке: Израиль становится ключевым игроком в регионе, а арабские страны Персидского залива становятся его союзниками. Энергетический потенциал региона огромен и представляет чрезмерную важность для капиталистической системы, поэтому новая система отношений подразумевает экономическое, политическое и энергетическое сотрудничество между участниками «Соглашения Авраама».

Цель соглашения – ограничить влияние Китая. Экономическая экспансия КНР и стремление контролировать мировой капитал вызывают серьезную обеспокоенность, поэтому «Соглашения Авраама», призвано отсеч от маршрутов поставки энергетических ресурсов такие страны, как Турция, Иран и Китай. Проект энергетического коридора из Индии в Европу через арабские страны и Израиль является одним из инструментов достижения этой цели.

«Соглашения Авраама» не предполагает включение в него Турцию и Иран, а это в случае его реализации, сильно ослабит геостратегическое значение обоих государств. Иран сопротивляется и в противовес пытается сохранить свое влияние, но пока ситуация выглядит не самым лучшим образом. Важнее всего ответить на вопрос, а что это противостояние даёт курдами?

Некоторые недооценивают происходящее и считают, что война между Израилем и Ираном приведет к тому, что курды останутся в выигрыше. Не всё так просто. На наш взгляд у международных сил нет планов на раздробление Ирана, скорее они ограничатся сменой режима, поскольку не видят другой альтернативы. Эта не война, где кто-то решит за курдов их проблемы и предоставит им их права и свободы. Война наносит большой урон населению, его укладу жизни, экономике, инфраструктуре, совершаются ужасные вещи. Возможно, в этой войне будет нанесен тяжелый удар по режиму, он будет ослаблен, а народ решит, что «счастлив», но этим всё не закончится.

ПСЖК активно борется за права курдского народа. В чем заключается ваша основная цель и как вы видите будущее курдов в Иране?

Партия свободной жизни Курдистана (ПСЖК) борется за свободу и права курдского народа. Мы не стремимся к насилию или войне, наша цель — создать демократическую систему, в которой курды и другие народы смогут жить в мире, в рамках демократической конфедерации. Мы стремимся к независимости, но в рамках демократии, где каждый народ будет иметь право на самоуправление, сохранение своей культуры и традиций.

Есть много сил, ожидающих образования политического вакуума, чтобы заполнить его собой, некоторые из них даже угрожают курдскому народу. Сейчас в Иране существуют радикальные исламские группировки, опирающиеся на внешние силы, есть и такие, за которыми стоят сами иранские власти.

Что касается Ирана, то мы не уверены в трансформации страны в результате свержения режима. Необходимо продолжать борьбу за демократию внутри Ирана. У курдов есть горький исторический опыт – Исламская революция 1979 года. Поддержав свержение шаха, курды рассчитывали, что Хомейни, заявлявший о равенстве народов и правах курдов, придя к власти сдержит свое слово, однако вместо этого курды столкнулись с жестокими репрессиями. Новая иранская власть не принесла изменений, о которых мечтали курды. Поэтому нам важно, чтобы демократическая сила пришла изнутри, и чтобы Иран был готов к реформам, которые обеспечат права всех народов, включая курдов.

 В вашем интервью вы часто упоминаете Абдуллу Оджалана, чьи идеи легли в основу философии вашей партии. Каковы ключевые моменты его философии, и как они помогают в борьбе за права курдов?

 Абдулла Оджалан сыграл решающую роль в формировании нашей политической философии. Его идеи о демократической конфедерации и демократическом нации помогают нам бороться за свободу и права курдского народа. Оджалан утверждает, что для курдов важен не просто политический успех, но и создание нового общества, основанного на демократии, равенстве и уважении прав каждого народа.

Его философия включает в себя важность участия женщин в политической жизни и их равенство. Лозунг «Женщина, Жизнь, Свобода», который был вдохновлен философией Оджалана, стал основой для революции, которая объединила не только курдов, но и другие народы. Мы считаем, что движение, основанное на этих принципах, может стать основой для изменений в Иране и на Ближнем Востоке.

 Какую роль Россия играет в поддержке курдского народа и демократических изменений в Иране?

 Россия играет важную роль в решении вопросов, связанных с курдским народом и демократическими процессами в Иране. Россия, как федеративное государство, имеет уникальный опыт работы с различными народами и культурами. Мы надеемся, что Россия будет использовать этот опыт для того, чтобы убедить Иран и другие государства признать права курдов и других народов.

Россия может предложить свою модель демократических изменений Ирану, особенно в контексте защиты прав меньшинств и признания прав народов. Мы считаем, что Россия должна помочь Ирану найти путь к демократическим реформам, которые обеспечат мир и стабильность в регионе.

 Как вы видите будущее курдского народа, учитывая текущие геополитические изменения и вызовы?

 Мы видим будущее курдского народа как часть более широкой борьбы за демократию, свободу и равенство. Мы продолжим бороться за свои права и за признание нашей культуры, но мы также надеемся, что через создание демократической конфедерации, в которой курды будут жить в мире с другими народами, мы сможем достичь мира и стабильности. Этот путь не будет легким, но мы верим в нашу силу и будем продолжать борьбу, следуя идеям Абдуллы Оджалана и философии демократической конфедерации.

Мы призываем к активной поддержке курдского народа со стороны других стран, в том числе России, и надеемся, что международная дипломатия сыграет свою роль в поддержке наших усилий. Мы верим, что через солидарность и единство всех народов, поддерживающих демократические ценности, мы сможем достичь справедливости и мира для курдов и всех народов региона.

Что бы Вам в завершении хотелось бы сказать нашим читателям?

Мы выражаем нашу признательность и уважение всем курдам, проживающим в Российской Федерации, на Кавказе и в Центральной Азии. От имени всех наших союзников и друзей, передаем свои приветствия и уважение курдскому народу, который продолжает свою борьбу за справедливость и независимость, несмотря на все трудности.

Также хочу передать наши искренние приветствия и уважение всем народам России и постсоветского пространства, гражданам, поддерживающим курдский народ и стремящихся к успеху нашего общего дела. Ваши усилия и солидарность имеют огромное значение для достижения мира и справедливости.

Вазир Кашахи,

корреспондент информационного агентства

«Курдистан сегодня»

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях