В отличие от курдских, туркменских и арабских алевитов, цыгане-алевиты особенно не признаются в обществе. Цыгане-алевиты, живущие в Тепеджике провинции Измир, заявляют, что такое положение притесняет их и требуют открытия своей джемеви (молельный дом алевитов).
“ПУСТЬ НАШИ ДЕТИ УЧАТСЯ СВОЕЙ ВЕРЕ”
Кадер Ачикпуза заявила, что они не могут защищать свою религию и сказала: “После моей матери нет человека, который смог бы продолжить и сохранять нашу религию. Пусть откроют нам джемеви и назначат ответственного старца (пир), который смог бы обучать нашей религии детей. Но, к сожалению, мы даже обряду сема не можем научить своих детей”.
Ачикпуза обратилась к алевитам и другим народам со словами: “Эта религия является наследием для всех. Пусть протянут нам руку помощи, чтобы мы сохранили свою культуру”.
ПОСЛЕ ТОГО, КАК УМЕР ПИР, ДЖЕМЕВИ ПЕРЕСТАЛИ СТРОИТЬ
Рафия Гокмен рассказала, что раньше они могли выполнять обряды своей религии на месте, однако, на протяжении долгого времени этого не происходит: “Для цыган никогда не строились джемеви. Мы совершали службы при имеющихся возможностях. Но после того как умер наш старец, мы не смогли соблюдать свою религию”.
“ТЯЖЕЛО БЫТЬ ОДНОВРЕМЕННО ЦЫГАНОМ И АЛЕВИТОМ”
Вахид Вазгечтим заявил, что цыган оставили вдали от общества и продолжил: “Цыган рассматривают как людей второго или же третьего сорта. Также и алевиты, общество не принимает их. Поскольку мы одновременно и цыгане, и алевиты, то мы вдвойне отстранены от общества”.
Вазгечтим попросил содействия и помощи, чтобы его дети могли продолжить исповедовать свою религию и сказал, что, если в их районе откроют джемеви, то они смогут обучить в нем новое поколение обряду сема, канонам религии и продемонстрировать ее обществу.