Беритан — птица свободы!

Беритан —  птица свободы!

 

Есть люди, образ которых запечатлевается в сердцах на всю жизнь. Яркие, цельные, творческие натуры, умеющие ободрить и зарядить энергией окружающих. Не каждому посчастливится встретить такого друга, соратника, руководителя. Такие люди служат примером для нас, и даже после их смерти забыть о них невозможно. Вспоминая о них не тускнеют со временем. Наоборот, с течением времени мы учимся больше ценить ту радость, которую они при жизни умели дарить окружающим. Немало курдянок носят имя «Беритан». Но, когда я слышу его, я вспоминаю ту единственную и неповторимую Беритан, которая впервые подняла знамя женской вооруженной борьбы и заставила уважать величие женщины. Ее настоящее имя было Гульназ Караташ. Она вступила на путь революционной борьбы вместе с множеством других парней и девушек в 1991 году, когда огромное количество студентов и интеллигенции влилось в ряды курдского освободительного движения. Тогда, в ходе народных волнений и восстаний, весь курдский народ поднялся на защиту своих прав. Первым партийным псевдонимом Гульназ Караташ было Бинавш, позже она стала называть себя Беритан. Она принадлежала к многодетной семье алавитского вероисповедания; родители, и в особенности отец, сделали все для того, чтобы их дочь получила хорошее образование. У Беритан было много знакомых среди интеллигенции, она отличалась широтой интересов и вообще была очень современной, развитой, общительной и открытой девушкой. Меньше, чем кто-либо, она была склонна замыкаться в узком кругу бытовых проблем. Будучи студенткой, Беритан познакомилась с молодым человеком, учившимся на том же факультете, что и она. Они полюбили друг друга. Когда Беритан решила вступить в партию, то написала ему письмо: «Я люблю тебя всей душой, но долг перед Родиной призывает меня к борьбе». Свои чувства Беритан выразила в стихотворении «Мой цветок», которое она написала на турецком языке. Любовь и патриотические чувства придали ей необыкновенные силы. Беритан была по плечу любая работа, за которую она бралась. В короткий срок она выучила диалект курманджи, что позволило ей приобщиться к культуре различных районов Курдистана. Зимой 1991 – 92гг. она работала в информационном бюро при центральном штабе партии в Хакурке, где возглавляла работу журнала «Партизанский вестник». Статьи, написанные ею в этот период, говорят о глубоком понимании роли женского движения и, в целом идейной концепции Рабочей партии Курдистана (РПК). Несмотря на то, что в те годы к национальному движению присоединились многие женщины, отношение к ним, в общем-то, оставалось традиционным. Мужчины видели в них не соратниц, способных самостоятельной деятельности, а нечто вроде «обоза» — обслугу, помощниц, подружек. Доходило до того, что сами женщины одергивали тех из своей среды, кто проявлял слишком большую, по их мнению, самостоятельность. Энергичная и независимая, Беритан неоднократно подвергалась критике за упорное стремление следовать собственным путем, никогда не изменять убеждениям. Но эти нападки лишь укрепляли ее уверенность в своих силах. Она считала, что свобода и чувство собственного достоинства должны быть присущи каждому курду и выступала против разделения нации по классовому, конфессиональному или половому принципу. Абдулла Оджалан считал и продолжает считать освобождение женщин неотъемлемой частью революционной борьбы. В 1991 – 92 годах по его призыву сотни женщин пополнили партизанские отряды. Однако противники революционной борьбы – например, Шамдин Сакык, бывший командующий Армии освобождения народов Курдистана, член ЦК партии, впоследствии перешедший на сторону врага, неоднократно заявлял, что женщине не место в вооруженной борьбе, где она является лишь помехой. Из-за этого в районе Амада часть женщин вынуждена была покинуть партизанские отряды. Но остальные не дали себя запугать. Отказываясь признать себя «людьми второго сорта», они занялись самообразованием, приобретением навыков, необходимых для самостоятельной борьбы. Беритан одна из первых оценила те возможности, которые открывала перед женщинами программа РПК. Ей были близки и понятны планы лидера Апо и его взгляды на будущее женщин и всего человечества. С каждым днем Беритан набирала опыт, учась у товарищей по партии и партизан. Беритан была первой, кто разрушил традиционный стереотип и доказал, что женщины могут воевать и бороться не хуже мужчин. Она организовала и возглавила группу партизанок, прославилась и своей смелостью, и сплоченностью. Они неоднократно участвовали в трудных операциях, в том числе – в операции Рубарок весной 1992 года, когда партизаны понесли большие потери. В те дни ПСК и ДПК поставили перед собой задачу уничтожить РПК и ее армию. Одновременно в горных районах Ботана и Загроса силы Израиля и США начали новые операции против партизан. Повсюду шли ожесточенные бои. Во время операции «Сенгвич» партизаны отчаянно оборонялись. Женские отряды проявили невиданную стойкость. После этого мужчинам ничего не оставалось, как признать в них достойных союзниц. Многие командиры по рации в шутку предлагали поменять 10 бойцов- мужчин на одну женщину—за смелость и отвагу в бою. Враги с особым вниманием следили за Беритан. Она успешно руководила действиями партизанок. Была ранена, но не оставила боевых позиций. Когда враг подступил совсем близко, партизанки, не щадя жизни, защищали Беритан. После того, как были израсходованы все боеприпасы, она приказала отступать, а сама осталась прикрывать отход. С вражеской стороны слышались крики: «Сдавайтесь!» Выпустив последний патрон, Беритан крикнула: « Предатели сдаются, РПК – нет!», — и бросилась вниз со скалы. Это героическая смерть потрясла всех, даже врагов. Подвиг Беритан заставил задуматься многих из тех, кто воевал против освободительного движения. Тогда сотни людей дали клятву не воевать против РПК и не присоединяться к бандформированиям. …В одном из рапортов, написанных в 1992 году, Беритан написала, что хотела бы поработать над книгой о лидере Апо. И, без сомнения, она выполнила бы свое намерение, если бы осталась жива. Писательский труд нелегок и требует хорошего владения пером, но я уверена — у Беритан получилась бы и книга об Абдулле Оджалане. В учебе, на партийной работе и в боевых действиях Беритан удавалось все. Она была постоянным источником оптимизма для нас. Ей были неведомы трудности, с которыми обычно сталкиваются новички, впервые пришедшие в партизанский отряд. Она буквально слилась с горами, как будто прожила в них всю жизнь. Я знаю, что в каждом человеке есть и хорошее, и плохое; но, сколько времени я ни проводила с Беритан, я не замечала в ней ни одного недостатка, я никогда не уставала от нее. Каждый, кто был с нами тогда, подтвердит: она была любима всеми товарищами. И в моей памяти ее образ остался ярким и красочным, точно образ легкой, радужной птицы. Она ушла к тем, кто больше никогда не вернется, встала в ряды погибших товарищей. Крик Беритан – в наших сердцах, ее голос, как колокол, звенит в наших душах. И сейчас многие девушки, вступая в освободительное движение, выбирают себе имя— Беритан.

Дильша Юсуф

Короткая ссылка:: https://kurdish.ru/8fS7O

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях