Тель-Тамир – один из районов в северной Сирии, где сириани и армяне поселились после того, как покинули Турцию, спасаясь от геноцида. Многие из них проживают в деревни Тель Нисри. Сейчас существует угроза со стороны турецких оккупантов в отношении этого населённого пункта.
Жертвой геноцида со стороны турок, начавшегося в 1915 году, стали полтора миллиона армян и полмиллиона сириани. Езиды также преследовались оттоманами, многие из них были убиты. Тысячи людей бежали в Европу, Рожаву и Южный Курдистан. Некоторые из беженцев осели в деревне Тель Нисри неподалёку от Тель-Тамира.
В каждой из тридцати четырёх деревень, находящихся в районе Тель-Тамир – провинция северной Сирии Хасеке, – есть своя церковь. Десять церквей были уничтожены ИГИЛовцами*. Одна из них – церковь Марьям-аль-Азра в деревне Тель Нисри. Террористы взорвали её 23 февраля 2015 года. В то время сотни христианских женщин были убиты, множество из них было похищено, а ещё большему числу пришлось бежать.
Они хотят завершить начатое много лет назад
Один из тех, кто стал свидетелем зверств ИГИЛ*, – сириани Саргон Кошаба из Тель Нисри. Его семья родом из провинции Хаккари из северного Курдистана, она была вынуждена бежать в Тель Нисри в 1915 году. Саргон рассказывает о нападении ИГИЛ в 2015 году: «Они действовали в отношении местных жителей самым жестоким образом. Разграбили всё, что можно, убивали мирных людей. Такое ощущение, что геноцид армян и сириани в 1915 году не удовлетворил их и сейчас они снова на границе с Хабуром и продолжают свои атаки. Сейчас они хотят повторить то, что творили тогда, со всей жестокостью, присущей туркам. Турция намеренно истребляет нас при помощи джихадистов, они хотят покончить с нами.
Мы плечом к плечу с представителями других народов, населяющих регион, даём отпор оккупантам. Наше сопротивление сломит турецкие атаки, и мы снова заживём мирной и спокойной жизнью в безопасности. Нет большего греха, чем делать людей жертвой грязных договорённостей. Я призываю ООН немедленно оказать давление на Турцию, чтобы та прекратила свои нападки на северную и восточную Сирию».
Куда мы должны бежать?
Джосфин Ильяс Намо (75 лет) родом их армянской семьи из Мардина. Её семья бежала от геноцида в Тель-Тамир. Многие из её родственников до сих пор продолжают жить в северном Курдистане и Турции, но поскольку в своё время они были вынуждены принять ислам, с большинством из них они давно потеряли всякую связь.
Джосфин родилась в Тель Нисри. После того как сюда пришёл ИГИЛ, она была вынуждена бежать сначала в Камышло, а потом в Хасеке, затем она наконец получила возможность вернуться в Тель Нисри. Большую часть своей жизни она провела в дороге, спасаясь от напастей. Джосфин говорит: «Они убили множество людей, надругались над их местами поклонения. В них нет ничего человеческого. Как долго мы должны будем оставаться беженцами? Куда нам ещё идти? Я не покину свой дом. Моя жизнь не представляет большую ценность, чем жизни тех молодых людей, которые сражаются против захватчиков. Я останусь с ними здесь».
*-террористические организации, запрещённые на территории РФ