Многие заключённые, проводившие голодовку в течение длительного времени и находящиеся в плохом состоянии, были доставлены в больницу с опозданием, в то время как других отправляют обратно в тюрьму на том основании, что они отказываются проходить обследование в наручниках.
Исполнительный директор Ассоциации по правам человека (АПЧ) Нурай Чевирмен рассказала информационному агентству Фират о нарушениях прав человека.
Чевирмен заявила, что тысячи людей объявили голодовки в 90 тюрьмах. И добавила, что, когда дело дошло до госпитализации, всё было не так, как должно было быть. Многие заключённые, по ее словам, находились в наручниках не только по дороге в больницу, но и во время медицинского осмотра.
В качестве примера она рассказала о «заключённом в Сивереке, который был в наручниках во время анализа крови. Заключённый потерял сознание и из-за того, что его руки были связаны за спиной, покинул больницу и вернулся в тюрьму с тремя швами на голове».
Отметив, что заключенные, которые голодали долгое время, страдали от боли во внутренних органах, проблем с кишечником, кровотечений и потери зрения, Чевирмен подчеркнула, что их проверяли только на кровь.
Турецкая медицинская ассоциация (TМА) сделала свою работу, но, по словам Чевирмен, не проявила необходимой чуткости.
Тройной протокол
Чевирмен обратила внимание на то, что на самом деле многие учреждения не готовы заниматься такого рода процессом, и многие осложнения с точки зрения здоровья заключённых вызваны так называемым тройным протоколом. «Например, – заявила она, – заключённого выводят из тюрьмы на медицинское освидетельствование, но жандармерия надевает на него наручники, а когда он попадает в больницу, возможности качественного осмотра ему не предоставляют. Кроме того, у врачей не хватает знаний и оборудования, чтобы справиться с последствиями голодовки, поэтому мы надеялись, что Министерство здравоохранения сможет работать как единое целое с ТМА с целью внедрить более адекватную систему вмешательства. К сожалению, этого не произошло».
Чевирмен подчеркнула, что возвращение участников голодовки в тюрьму без надлежащего обследования может вызвать большие проблемы в будущем. Она сослалась на случай с двумя женщинами-заключёнными в Анталии и проведение допроса в наручниках в тюрьме Амасья, а также на отсутствие направлений в тюрьме Бакыркёй.
АПЧ следит за процессом, последовавшим после окончания голодовок
Чевирмен добавила: «АПЧ контролировала весь процесс с начала кампании голодовок и фиксировала ситуацию в различных отчётах. После окончания голодовок мы работаем над выявлением нарушений прав человека. Что касается доступа к здравоохранению, то мы работаем в координации с ТМА. Мы создали кризисный центр с юристами, медицинскими работниками, правозащитниками».